Насчёт Черчилля. Не могу сейчас дословно воспроизвести его цитату, но смысл сказанного им заключается примерно в следующем: государственные чиновники работают не на себя, а на нацию, только при условии смертельной опасности, висящей над ними. А здесь сказано то же самое, но в более мягких формах: "there is the broad feeling in our country that the people should rule, continuously rule, and that public opinion, expressed by all constitutional means, should shape, guide, and control the actions of Ministers who are their servants and not their masters". Хотя я не очень верю в public opinion. Оно в большинстве случаев не работает. Тут нужен иной механизм. Например, многоступенчатые выборы. Но, блин, у нас даже нет того, что называется community (поместная община). А так, по идее, community выбирает из своей среды "пана голову", но выборы оформляются в юридический документ, договор. "Пан голова" обещает сделать то-то и то-то для общины (это его предвыборная программа), в противном случае community двумя третями голосов устраняет его с занимаемой должности и выбирает другого "голову". И так должно быть на всех уровнях, но базовый уровень самоуправления - самый важный. Без него государственные чиновники уходят в "отрыв" от народа и в конечном итоге образуются два народа в одной стране, как это уже было в царской России.
Насчёт Джефферсона. Тут важен смысл сказанного, а кто сказал - не суть. Откуда это вообще взялось, что большинство невежественной толпы знает истину? Если б мы подчинялись мнению толпы, мы до сих считали бы, что Солнце вращается вокруг Земли. Об этом хорошо сказал Н. Бердяев. "Демократия верит, что изъявление воли большинства, механический подсчёт голосов всегда должны вести к добрым результатам. В основе современной "демократии" лежит оптимистическая предпосылка о естественной доброте и благостности человеческой природы. Духовным отцом современной "демократии" был Жан-Жак Руссо, и его оптимистические представления о человеческой природе передались демократическим идеологиям. Демократия не желает знать радикального зла человеческой природы. Она как будто бы не предусматривает того, что воля народа может направиться ко злу, что большинство может стоять за неправду и ложь, а истина и правда могут остаться достоянием небольшого меньшинства. Воля народная, воля толпы "во зле лежит" (ср. 1 Ин. 5:19), и, когда эта воля, самоутверждающаяся, ничему не подчинённая и не просветлённая, притязает самодержавно определять и избирать путь развития общества, она легко сбивается на путь гонения против Истины, отрицания всякой правды и угашения свободы духа (вспомним, как большинство народа кричало Пилату об Иисусе: "Распни, распни Его!")."
Насчёт Джефферсона. Тут важен смысл сказанного, а кто сказал - не суть. Откуда это вообще взялось, что большинство невежественной толпы знает истину? Если б мы подчинялись мнению толпы, мы до сих считали бы, что Солнце вращается вокруг Земли. Об этом хорошо сказал Н. Бердяев. "Демократия верит, что изъявление воли большинства, механический подсчёт голосов всегда должны вести к добрым результатам. В основе современной "демократии" лежит оптимистическая предпосылка о естественной доброте и благостности человеческой природы. Духовным отцом современной "демократии" был Жан-Жак Руссо, и его оптимистические представления о человеческой природе передались демократическим идеологиям. Демократия не желает знать радикального зла человеческой природы. Она как будто бы не предусматривает того, что воля народа может направиться ко злу, что большинство может стоять за неправду и ложь, а истина и правда могут остаться достоянием небольшого меньшинства. Воля народная, воля толпы "во зле лежит" (ср. 1 Ин. 5:19), и, когда эта воля, самоутверждающаяся, ничему не подчинённая и не просветлённая, притязает самодержавно определять и избирать путь развития общества, она легко сбивается на путь гонения против Истины, отрицания всякой правды и угашения свободы духа (вспомним, как большинство народа кричало Пилату об Иисусе: "Распни, распни Его!")."
Reply
Leave a comment