Больные не играют.

Jul 06, 2019 10:16

Йохан Хёйзинга в своей знаменитой книге "Homo ludens" (с лат. - «Человек играющий»), размышляя о культуре, пришёл к выводу о том, что вся человеческая культура выросла из игры. Причём, то, что обычно люди называют культурой - работу, проекты, трудные серьёзные вещи, - это уже не культура, а её вырождение. Можно сказать, что это "вялые", умирающие, доживающие свой век формы культуры. А здоровая форма культуры - это игра, которая вырождается в работу.

Возьмём теперь в качестве примера неолитическое поселение Чатал-Хююк.



Очевидно, вся общественная жизнь людей этого поселения проводилась на крышах домов. Это была единая площадка для игры. Далее следует цитата:

"На основании настенных рисунков (см. напр. Mellaart 1962: Pl. XIV, XV, XVII, XVIII) и того удивительного факта, что бедренные кости у почти половины всех жителей испытали анатомические изменения, какие могут вызывать активные танцы  (Angel 1971: 92-94), следует сделать вывод, что празднества организовывались часто. Обнаружение остатков одного из таких празднеств доказало к тому же, что праздники на крышах города удовлетворяли любым запросам (Martin and Russell 2000: 66)".

Праздненства организовывались часто и люди танцевали буквально "до упаду". Наверно, это были какие-нибудь ритуальные танцы или может быть что-то в роде "хлыстовских" радений. Но это не важно. Важно то, что все крыши поселения являлись коллективной "танцплощадкой".

Вообще, этнографы давно подметили эту характерную особенность первобытных обществ - чем меньше цивилизации, тем больше люди играют, поют и танцуют. В играх, песнях и танцах как раз и проявляется то самое "коллективное творчество масс", о котором говорил Ленин. Только в СССР это "коллективное творчество масс" с самого начала приобрело вырожденческие формы тяжёлой физической работы в ГУЛАГе, в колхозах и на "великих стройках коммунизма".



Рабочие на стройке Беломорканала, 1930-1933 годы. Фото: Laski Diffusion / East News.

Настоящее коллективное творчество масс - это народные гуляния, святочные игрища, игрища на Масленицу, на Троицу, на Ивана Купалу.



Я помню, в детстве на Святки дети ходили колядовать в ночь на Рождество, а сейчас уже и дети не ходят. Заборы высокие. И все сидят по домам за заборами и ждут, когда их Галкин рассмешит по телеку. Вот это и есть полное вырождение культуры.

игра, деградация, культурология

Previous post Next post
Up