Этрусская религия была религией откровения. Откровение богов этруски видели в знамениях. Они считали, что любое природное явление служит знамением, а чудо является всего лишь знамением особой важности. Анализ и истолкование знамений являлись основой disciplina etrusca («этрусская дисциплина»). Этрусские жрецы - гаруспики - были умелыми специалистами в disciplina etrusca.
На учении об ориентации по сторонам света, лежащем в основе этрусского истолкования грома и молнии, покоится всё искусство гаруспиков. Основные принципы этрусского толкования грозы описывают Сенека и Плиний Старший. Туски, как пишет Плиний (Естественная история. II, 137-148), делят небо на шестнадцать секторов. Наблюдатель встает лицом к югу. Сектора слева от него, на востоке, благоприятные; те, что на западе, - неблагоприятные. Таким образом, небо делится в соответствии со сторонами света, и его различным областям приписываются разные атрибуты. Право метать молнии имеют девять богов, но Юпитер может метать молнии трех разных видов. Следовательно, всего существует одиннадцать разновидностей молнии. Самое главное - заметить, из какой точки исходит молния и в какую точку она бьет. Тщательные наблюдения дают возможность точного истолкования.
В принципе, вместо молнии гаруспики могли погадать и по полёту птицы. Ведь она тоже пролетает по каким-то определённым секторам неба. Главное в том, чтобы знать, что обозначают эти сектора. Но знание это ныне утрачено.
Также гаруспики гадали по печени животного, принесённого в жертву богам. Будучи вместилищем жизни, она отражает состояние мира в момент жертвоприношения. Жрец находит на поверхности печени местоположение богов и в соответствии с конфигурацией частей, связанных с каждым богом, может предсказать будущее. Бронзовая печень из Пьяченцы, точно таким же способом разделённая на области, соответствующие отдельным богам, представляет собой микрокосм. А применение принципа ориентации создаёт соответствие между наблюдениями за небом, громом, молнией и печенью жертвы.
Практически в течение всего существования Римской республики сенат призывал тусских жрецов всякий раз, когда Рим сталкивался с особенно зловещими знамениями, на истолкование которых у понтификов - верховных хранителей римской религиозной традиции - не хватало знаний.
Очевидно, римляне "заразились" от этрусков их религией откровения. Вера в знамения потому была так сильна в римском народе, что они рассматривались как особого рода язык, на котором боги общаются с людьми, предупреждая о грядущих бедствиях или одобряя принятое решение. Не случайно римские историки добросовестно перечисляют в своих трудах всевозможные знамения и предсказания, говоря о них наравне с крупными событиями в государственной жизни.
Многие древние авторы рассказывают о консуле Клавдии Пульхре, который командовал римским флотом во время первой войны с Карфагеном. Когда накануне решающего сражения священные куры отказались клевать зерно, предвещая поражение, консул приказал выбросить их за борт, прибавив: "Не хотят есть - пускай напьются!", и дал сигнал к бою. И в этом сражении римляне потерпели сокрушительное поражение.
Другой пример относится ко второй Пунической войне. Консул Гай Фламиний, как положено, совершал птицегадания со священными курами. Жрец, кормивший кур, видя, что у них нет аппетита, советовал перенести бой на другой день. Тогда Фламиний спросил его, а что он должен будет делать, если куры и тогда не станут клевать? Тот ответил: "Не трогаться с места". "Славное же это гадание, - заметил нетерпеливый консул, - если оно обрекает нас на бездействие и толкает в бой в зависимости от того, голодны или сыты куры". Затем Фламиний приказывает построиться в боевой порядок и следовать за ним. И тут оказалось, что знаменосец никак не может выдернуть из земли древко знамени. Фламиний, однако, пренебрёг и этим знамением. Стоит ли удивляться, что через три часа и войско его было разбито, и сам он погиб?