Вполне "кошерный" материал по антропологии встретился мне у
andeadd в его записи
Три недели с Лаканом. День 18: Первородный грех.
"С незапамятных времён и до сего момента жизнь первобытных племён представляется многим максимально свободной и НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ. Жан-Жак Руссо в своё время конкретизировал эту фантазию в образах пастуха и пастушки, которые бегают голенькие друг перед другом, сношаются, ничего не стыдясь, счастливо жрут бананы, пока их братья и сёстры умирают от голода, радостно скармливают крокодилам некондиционных членов общины - больных и стариков - в общем, сплошной невозбранный кайф без малейших признаков душевного дискомфорта.
Антропологи уже давно опровергли эту вроде бы правдоподобную и интуитивно понятную версию.
Оказалось, что даже самые ДРЕМУЧИЕ племена Африки и Южной Америки живут, ПРИДАВЛЕННЫЕ стыдом и виной.
Никаких буколических бессовестных пастухов и пастушек не существует. Абсолютно ВСЕ первобытные общины ощущают себя так же, как мы с вами - как сборище грешников.
Каждый нутром чувствует, что УЖЕ виноват, и боится накосорезить еще больше.
То есть, если верить антропологам, версия "Человек был чистым, светлым и бессовестным, а потом запутался и ПАЛ" - не выдерживает критики.
Человечество изначально ПАДШЕЕ, с первого мгновения своего существования.
Лакан из этого делает интересный вывод: именно стыд и стал причиной появления СУБЪЕКТА.
То есть полноценное человеческое сознание, ощущение "Я ЕСТЬ" пробудилось, когда проточеловек впервые испытал СТЫД.
Человек - это не Человек Разумный, а Человек Стыдящийся.
Или, выражаясь а-ля Хайдеггер, "способность к стыду отрастила себе человека"."
Я тут лишь немного поправлю Хайдеггера. На самом деле, стыд человеческий является следствием вертикальной ориентации человека.
Почему собаки не стыдятся дефекации? Почему они "сношаются" на глазах у всех, "при всём честном народе"?
Ровно потому, почему они едят с земли, а не с тарелки. Они не понимают, что такое "грязно" и что такое "чисто". Положи собаке кость в чистую миску, - так ведь она непременно вытащит её из миски, положит на землю, облапит её, изваляет в пыли и будет глодать и грызть грязную кость. Если не доест - выкопает ямку, положит туда кость и носом присыплет её землёй, "на голодный день" (сам видел).
Человек же, в отличие от собаки, хорошо различает "чистое" и "нечистое". Но откуда взялось это различение? Оно явилось, как я уже говорил, следствием вертикальной ориентации. Невесть откуда человек узнал, что "верхнее" - это хорошо, а "нижнее" - плохо. И результатом этого осознания явилось то, что человек стал стесняться и стыдиться своего телесного "низа". Он стал прикрывать свои половые органы, и так появились одежды, первоначально - набедренные повязки.
Великий дар ориентации привёл к разделению мира на три уровня - "верхний", "средний" и "нижний". Соответственно, всё хорошее и святое было локализовано в "верхнем" мире, в раю, а всё дурное и грязное - в "нижнем" мире, в аду. Сам же человек оказался при этом в "среднем" мире, между двумя "полюсами" добра и зла. Перед ним два жизненных пути: либо подниматься по Мировому древу "вверх", в небеса, туда, где боги обитают, либо опускаться "вниз", под землю, в преисподнюю. Либо сублимация, либо деградация.
Вот, собственно, человеческое измерение в гоминиде открылось с момента осознания вертикально-иерархической структуры мироздания. Как молния, поразило его это сознание, и "открылись у него глаза, и увидел он, что наг". И стал человеком, сшив себе опоясание (Быт. 3:7). Ну, а дальше пошли уже все табу, все запреты, которые и сформировали человеческую культуру и цивилизацию.