Гейдар Джемаль однажды высказался по поводу названия школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:
"Я не знаю, что такое "светская этика". Я думаю, что такого понятия не существует. Потому что я-то вырос в традиции большой русской классики, а у Достоевского его герой говорит: "
Если Бога нет, то всё позволено". Какая уж тут светская этика? Это во-первых. А, во-вторых, там есть и другой герой, который говорит: "Если Бога нет, то какой же я теперь полковник?!" [1] Это тоже очень важное замечание. Поэтому "светская этика" звучит для меня просто как "квадратный круг".
Ну, собственно говоря, наверное, есть какие-то нивные самообольщения каких-то либералов, которые полагают, что они действуют согласно каким-то светским этическим принципам, но я так думаю, что весь объём светской этики укладывается в Уголовный кодекс и в положение о неотвратимости наказания, - других этических, сдерживающих, побудительных начал у них нет."
И действительно: в истории мы находим много религиозных обществ, которые живут без насилий и убийств, без грабежей и эксплуатации. Например, староверы в своих общинах. Нет там у них ни полиции, ни судей, ни тюрем. А было ли хотя бы одно светское общество, члены которого руководствовались бы только своей светской этикой и не совершали преступлений? Маркс вроде мечтал, что при коммунизме государство отомрёт и не будет ни полиции, ни судей, ни тюрем. Но на деле в СССР была построена "казарма", а государство приобрело гипертрофированные, тоталитарные формы.
Так что, на самом деле, "светская этика" - это оксюморон типа "горячего снега".
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] неточное цитирование: «Если Бога нет, то какой же я после того капитан?»