О происхождении символов.

Jan 08, 2019 15:02

Суть языка заключается в символе. В данной связи любопытно мнение Эрнеста Джоунса. Он предположил, что "только то, что репрессируется, подвергается символизации; только то, что репрессируется, необходимо подвергать символизации".(Ernest Jones, цит . по Dan Sperber, Rethinking Symbolism (Cambridge: Cambridge University Press, 1975), p. 43).

Это прямо подходит к библейскому эпизоду о запретном плоде: "…от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь" (Быт. 2:16-17).

То есть здесь налагается табу на вкушение плодов от дерева и тут же даётся разъяснение, от какого именно дерева нельзя вкушать плоды. И табуированное дерево познания добра и зла названо первым среди всех деревьев.

Оно и понятно: чтобы судить кого-то за совершённое преступление, надо сначала хорошенько сформулировать это самое преступление, то есть назвать его вслух.

Впоследствии Моисей напишет свой знаменитый Декалог на двух каменных скрижалях, который является, по сути, тем же табу для избранного Богом народа ("не убий", "не укради", "не прелюбодействуй" и пр.). Ещё позже появилось толкование откровения Моисея, раъясняющее, что значит "не убий", или "не укради", или "не прелюбодействуй". Это толкование называется Мишна. А из Мишны, в свою очередь, появился Талмуд, который является толкованием толкования.



Вавилонский Талмуд.

Интересно, а не появился ли и весь язык человеческий точно так же, как Талмуд развился из двух каменных скрижалей?

В этом смысле показательно современное слово "любовь". Сколь много у него различных значений и толкований в Википедии! Не оттого ли пошла вся эта конкретизация и детализация (с появлением множества новых слов и понятий), что это чувство тоже было табуировано ("не прелюбодействуй")? Наверно, у древних славян это слово имело иные смыслы, не то что теперь. Где-то я читал, что молодожёнам раньше желали "доли", а не счастья и любви, как ныне. Интересно было бы почитать какое-нибудь научное исследование на данную тему, да его не скоро найдёшь в Сети; интернет "кишит" всякой халтурой а-ля Михаил Задорнов, и надо уподобиться курице и долго разгребать этот информационный мусор, чтобы найти "зёрнышко" правды.

Если брать более широко и говорить вообще о символике, то тут прежде всего на ум приходит крестное знамение. Читаем в Википедии: "Двуперстие при совершении крестного знамения, по мнению русских исследователей XIX - начала XX века, закрепляется после Четвёртого Вселенского собора (V век), когда был выражен догмат о двух природах во Христе, - в качестве контраргумента против монофизитства". То есть символ появился в результате запрета (табу) на ересь монофизитства. Перекрестился двумя перстами - значит "свой парень", нашенский, православный. Если одним перстом, значит монофизит, еретик, "кривославный".

И, возвращаясь снова к языку, можно сделать предположение о том, что мат является самым архаичным пластом языка. Потому что мат связан с половыми органами, а эти последние табуировались всегда и везде, в любой человеческой культуре.

Стало быть, без табу не было бы и языка, не было бы и культуры, не было бы и человека, который появляется лишь в культурной (=табуизированной) среде.

языкознание, символика

Previous post Next post
Up