В продолжение записи
Символика наготы и одежд. Признак "нагой - одетый" соотносится с оппозициями "природа - культура", "человек - нечеловек" (ср. болгарское и сербское название некрещёного ребенка: голчо). Обнажение как бы возвращает человека в природное состояние, выводя его за рамки культурного и человеческого (
Языческая Русь).
В принципе, теперь понятно, почему древние воины обнажались перед битвой и сражались нагишом.
Римляне писали, что у галатов «видны все раны, так как они сражаются голыми, а их кожа белая и нежная, так как они никогда не раздеваются, за исключением боя».
Обнажение равносильно скидыванию с себя человеческого культурного "покрова" и возвращению в первоначальное, до-человеческое, животное состояние. А это состояние зверства больше всего и требовалось в бою.
Древние скандинавские саги донесли до нас легенды о непобедимых воинах, которые, обуреваемые боевой яростью, с одним мечом или топором врывались в ряды врагов, сокрушая всё на своем пути. Их называли берсерками (хотя более точный термин - бьорсьорк, то есть “медведеподобный”). Наряду с воином-медведем существовал также ульфхеднер - “волкоголовый”, воин-волк. Вероятно, это были разные ипостаси одного и того же явления: многие из тех, кого называют берсеркерами, носили прозвище “Волк” (ульф), “Волчья шкура”, “Волчья пасть” и т.д. Впрочем, и имя “Медведь” (бьорн) встречается не реже.
Кстати, этимология слова «берсерк» до сих пор вызывает в научных кругах споры. Скорее всего, оно образовано от старонорвежского «berserkr», что переводится либо как «медвежья шкура», либо «без рубашки» (корень ber может означать как «медведь», так и «голый», а serkr - «шкура», «рубашка»). Сторонники первого толкования указывают на прямую связь берсерков, носивших одежду из медвежьих шкур, с культом этого тотемного животного. «Голорубашечники» же делают акцент на том факте, что в бой берсерки ходили без кольчуг, обнажёнными по пояс.
В «Саге об Инглингах» говорится следующее: «Мужи Одина бросались в бой без кольчуги, а ярились, словно бешеные псы или волки. В ожидании схватки от нетерпения и ярости, клокотавших в них, грызли зубами свои щиты и руки до крови. Они были сильны, словно медведи или быки. Со звериным рыком разили они врага, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда…».