Говорят, в XIII веке при дворе императора Священной Римской империи Фридриха II провели эксперимент над детьми. Император повелел женщинам взять шесть младенцев, купать их, ухаживать за ними, холить всячески, но не говорить с ними и даже не проявлять никаких эмоций. Всё это для того, чтобы узнать, каким языком Господь снабдил Адама и Еву - ивритом, греческим, латынью, арабским или может быть каким другим. Эти чудачества записал в своих Хрониках монах-францисканец Салимбене Пармский. От него же мы узнаём о печальном итоге эксперимента - все шестеро младенцев погибли. Очевидно, сна, тёплой воды и кормления для малышей недостаточно, без общения - никуда.
Мне кажется смешной и наивной эта вера в то, что язык появляется у младенцев как бы "сам собой", вырастает так же естественно и органично, как волосики на голове. Ведь было уже много случаев, когда младенцы, по тем или иным причинам, оказывались среди животных, и никто из них, ни один, не мог говорить на человеческом языке.
В 1996 году в джунглях Нигерии был найден мальчик Белло. Точный его возраст определить было сложно, но по предположениям специалистов исполнилось ребенку всего 2 года. У найдёныша были обнаружены отклонения физического и умственного характера. Видимо из-за этого его и оставили в лесу. Естественно, постоять за себя он не мог, но шимпанзе не только не причинили ему вреда, но и приняли в своё племя.
Как и многие другие одичавшие дети, мальчик по имени Белло перенял звериные повадки, начал ходить как обезьяны. Широкое распространение история получила в 2002 году, когда мальчик был обнаружен в интернате для брошенных детей. В первое время он часто дрался, бросался разнообразными вещами, бегал и прыгал. Однако со временем стал более спокойным, но разговаривать так и не научился. В 2005 году Белло умер по неизвестным причинам.
А вот совсем недавний случай. В 2008 году в Волгограде был найден шестилетний мальчик. Человеческая речь ему была незнакома, вместо этого найденыш щебетал. Данный навык он приобрел благодаря своим друзьям-попугаям. Звали мальчика Ваней Юдиным.
- Мы пытались поговорить с Ваней, но в ответ он только чирикает, -
рассказала Галина Вольская.
И это при том, что мальчик жил в одной квартире рядом с своей мамой! Но она его не воспитывала. Просто не общалась с ним. Совсем никак. Зато общались с мальчиком птички, языку которых он и выучился.
Подобных примеров - множество, и все они свидетельствуют о том, что никакой сугубо человеческой природы в человеке нет. Это только в детском мультике Маугли говорит на человеческом языке и демонстрирует человеческое поведение, а в реальности дети-маугли, если и общаются, то на языке своего окружения, доказывая мудрость народной поговорки "с волками жить - по-вольи выть".
Кстати, в 1920 году в Индии в логове волков были обнаружены Амала и Камала. Первой было 1,5 года, второй уже исполнилось 8 лет. Большую часть жизни девочки воспитывались волками. Хоть они и были вместе, но специалисты не считали их сестрами, так как разница в возрасте была достаточно значительной. Просто их оставили в одном месте в разное время.
Одичавшие дети были найдены при достаточно интересных обстоятельствах. В то время в деревне большое распространение получили слухи о двух призрачных духах, которые обитали вместе с волками. Испуганные жители пришли за помощью к священнику. Он, спрятавшись возле пещеры, дождался ухода волков и заглянул в их логово, где и были обнаружены дети, которых воспитали животные.
По описанию священника, девочки были «отвратительными с ног до головы существами», передвигались исключительно на четвереньках, и не обладали какими-либо человеческими признаками. Хоть у него и не было опыта в адаптации таких детей, он их забрал с собой.
Амала и Камала спали вместе, отказывались от одежды, ели только сырое мясо и часто выли. Ходить вертикально они уже не могли, так как сухожилия с суставами на руках стали короче в результате физической деформации. С людьми девочки общаться отказывались, стараясь вернуться обратно в джунгли.
Через некоторое время умерла Амала, из-за чего Камала впала в глубокий траур и даже впервые заплакала. Священник думал, что и она скоро умрет, поэтому стал более активно работать над ней. В итоге хоть немного, но ходить Камала научилась, и даже выучила несколько слов. Но в 1929 году и она умерла по причине почечной недостаточности.
Подводя итог, отметим, что на данный момент накоплено достаточное количество свидетельств и показаний, чтобы не повторять жестокие эксперименты императора Священной Римской империи Фридриха II. И так уже ясно: без языковой среды ребёнок сам, самостоятельно, находясь в изоляции от людей, разговаривать на человеческом языке никак не сможет. Находясь в человеческом окружении, ребёнок "пропитывается" языком, как губка - водой. И далее, через посредство языка, он "пропитывается" национальной и мировой культурой. Собственно, это "пропитывание" и делает его человеком, отличным от животных. Где нет этого "пропитывания", там человеческие детёныши ничем не отличаются от детёнышей животных.
Отсюда естественным образом вытекают несколько антропологических постулатов.
1. Всякий человек рождается как животное.
2. Если человеческий ребёнок, по тем или иным причинам, оказывается изолированным от человеческого общества с его языком и культурой, он так и остаётся животным.
3. Человеческий ребёнок становится человеком лишь в меру приобщения-"причастия" языку и культуре; отсюда - архиважность "высокой" языковой и культурной среды.
4. Именно язык конституирует сугубо человеческое в человеке (то, чем он принципально отличается от животных); без языка нет абстрактного мышления и нет воображения.
5. Следовательно, мы не можем причислять каких-то гоминид к людям, если не уверены, обладали ли они человеческой речью.
6. Это, в свою очередь, позволяет нам отделить от человека всяких
приматов семейства
гоминид, которые ныне почему-то считаются людьми (см. Википедию, статья "
Люди").
Мы уверены, что вот этот
Человек умелый (Homo habilis) мог говорить на человеческом языке?
Не уверены? Ну так зачем называть его "человеком"? Разве это не профанация слова "человек"? Разве это не полное лишение смысла и значения слова?
Эти простые шесть пунктов кажутся вполне очевидными и аргументированно спорить против них невозможно, однако они не принимаются современной наукой. Учёные мужи, такие, как, например, Ноам Хомский, продолжают талдычить о том, что дети сами собой начинают говорить на человеческом языке. Образовалась целая школа нативистов, которые считают, что усвоение языка базируется на определённом врождённом механизме. То есть это учёные лингвисты, продолжающие "гнуть" линию их предшественников - вульгарных материалистов, которые сравнивали мышление с пищеварением: как поджелудочная железа выделяет желудочный сок, так и мозг "выделяет" из себя мысли и слова. То есть язык уже изначально заложен в человеческую природу, и "прорастает" у младенца сам, самостоятельно, как, например, молочные зубы.