Мысли о немыслимом.

May 24, 2017 21:14

Прожив на Земле уже более 50 лет, я, конечно, имею право рассуждать о жизни, - и не только о своей личной, но о жизни, так сказать, "в мировом масштабе". С годами появился какой-никакой опыт, "сын ошибок трудных", ну и, может быть, какие-то начатки мудрости житейской. И теперь я смотрю на мир совсем не так, как смотрел в 30, а тем более - в 20 лет. Если в 20 лет мир мне представлялся как более или менее прямая дорога (пусть и с ухабами, и колдобинами там и сям), то теперь мир выглядит как "лента Мёбиуса"; если по прямой дороге можно куда-то прийти [1], то по односторонней поверхности Мёбиуса можно шагать всю жизнь и при этом никуда не прийти.

Откуда же взялось столь пессимистическое мировоззрение? Из трезвого взгляда на мир, в котором мы живём. Кажется, он принципиально непознаваем. Мы, люди, живём между двумя бесконечностями, между двумя бездонными пропастями: пропастью микромира и пропастью макромира. И эти бесконечности совершенно обессмысливают любую человеческую деятельность. Ведь по сравнению с бесконечностью все числа равны между собою.

1+∞=∞
1000000000+∞=∞

И Земля, и люди, живущие на Земле, настолько ничтожны в виду этих бесконечностей, что на каждого человека можно сказать: "тьфу на тебя!" И на миллиардера, и на бомжа.

Непознаваемость мира связана не только с его бесконечностью, но ещё и с парадоксальностью. Чем глубже учёные пытаются проникнуть в тайны мироздания, тем больше возникает неопределённости; мир словно "двоится" при пристальном его рассмотрении (см. Парадоксальный мир.).

Недаром вся история человечества связана с употреблением всякого рода психоактивных веществ, приводящих к изменению сознания. Потому что "на трезвую голову" размышления о мироздании и судьбе человека приводят к столь горестным умозаключениям, что Лев Николаевич Толстой, например, "перестал ходить с ружьём на охоту, чтобы не соблазниться слишком лёгким способом избавления себя от жизни" ("Исповедь").

И сам человек - ходячий парадокс, живой сфинкс. В нём чудовищным образом смешаны звериные и божественные начала. У Державина эта смесь заявляет о себе: "Я царь, - я раб, - я червь, - я бог!" Вся эта адская смесь бурлит и клокочет в душе человека, отравляя его парами ложного самомнения, отчего он бросается из одной крайности в другую.

По-моему, правы были древнеримские стоики, когда они сравнивали жизнь человеческую с игрой на сцене. Каждому в жизни выпадает какая-то роль. "Нравится тебе роль, - тогда играй в театре под названием Жизнь, - говорили они. - Не нравится, - всегда можешь уйти туда, откуда пришёл". Кажется, римский император Нерон именно так и относился к жизни, - как к игре в театре. А перед смертью, согласно легенде, воскликнул: "Какой актёр умирает в моём лице!"

На вопрос Пушкина - "Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?" - нет вразумительного ответа.



Хотя один уже этот вопрос выводит человека из жизненной суеты, как бы "отрезвляет" на время и делает инакомыслящим среди людей, "иноком" в мире сем. Очевидно, с этого вопроса - "кто я?" - и начинается духовная жизнь в человеке. И тогда, в этом "разрезе", бесконечность и парадоксальность уже не пугают, но вселяют надежду: ведь человек, парадоксальным образом, умирая, продолжает жить в духе, так же, как виноград, умирая, продолжает жить в вине. Бесконечность же мироздания "конгруэнтна" бесконечности духа; а парадоксальность мироздания вполне соотносима с таким качеством духа, как "вездесущность".

Да, только глядя на мир сей с точки зрения бесплотного духа, возможно примириться с ним. А с точки зрения живого человека - полнейший раздор. Да и как смертное тело может примириться с бессмертным мирозданием ("я умру, а они все - даже муравьи - будут жить!")? Никак. Наверно именно поэтому Иисус Христос говорит из потустороннего мира: "Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас" (Мф. 11:28).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] "Куда-нибудь ты обязательно попадёшь, - сказал Чеширский кот Алисе. - Нужно только достаточно долго идти".

Книга Мёртвых

Previous post Next post
Up