У
world_jewellery в
Ювелирные украшения хеттов, а также о хеттских горных богах и гномах и о турецких древностях вообще выложена картинка 12 богов подземного мира на барельефе в хеттском сятилище Язылыкая (в переводе "расписная стена") недалеко от Хаттусы, 13 век до н.э.
world_jewellery говорит, что они "удивительно напоминают горных гномов своими высокими шапками, - только Белоснежки не хватает :))". Там же она размещает золотую статуэтку хеттского божества 14-13 вв до н.э. из Британского музея.
Я, немного поискав в Сети, нашёл изображение вавилонского бога Энки с такой же высокой шапкой.
Raffigurazione del dio enki
Источник фото.
И ещё месопотамская терракота 19-18 века до н.э. под названием ”Царица Ночи”, известная так же как ”Рельеф Бёрни” (по имени археолога).
Тоже - с высокой шапкой.
Кто именно изображён на этом барельефе - не установлено, но есть несколько версий:
С одной стороны - львы относятся к культовым животным богини Иштар, поскольку она часто изображалась рядом с ними. С другой стороны - совы не имеют никакого отношения к богине Иштар. Совы - ночные существа, и поэтому их логичнее было бы видеть рядом с богиней, которая проявляет свою активность в ночное время. Судя по многослойной короне, это может быть богиня Эрешкигаль - властительница подземного царства, супруга Нергала - бога подземного царства.
world_jewellery в
Кельтская шляпа из Йемена пишет о странном сходстве между йеменскими соломенными шляпами и высокими шляпами из золота и бронзы, характерными для протокельтской культуры полей погребальных урн.
Источник йеменской фотографии Известно 4 таких шляпы, которые датируются 1400-800 гг до н.э. 3 найдены на территории Германии, одна во Франции. Основная версия - шляпы носили жрецы солнечного культа.
Вообще, если брать золото, то связь его с потусторонним, "загробным", "подземным" миром очевидна. Сказочный Кощей Бессмертный - "над златом чахнет".
У древних славян подземный бог Велес был "скотьим" богом, то есть богом, подающим богатства, поскольку при отсутствии денег скот и являлся главным богатством. Словом "скот" обозначалась не только собственно скотина, но и все имущество, богатство семьи. Слово "скотолюбие" употреблялось в значении "корыстолюбие", "жадность". Пост финансового чиновника, стоящего между посадником и старостой, назывался "скотник", поскольку "скотница" - это казна.
Ну и, конечно, знаменитые швейцарские гномы, хранящие свои сокровища глубоко под землёй.
Очевидно, что и кыштымский "Алёшенька" являлся представителем "маленького народца" - гномом или эльфом.
ilion_skiv прислал ссылку на статью
Велесовы внуки, где имеются изображения фигурок, найденных в Велестино, и хранящихся сейчас в Принстоне (США). Первая фигурка - это сидящая женщина, которая в левой руке держит гусли с изображением птицы, а в правой - ребёнка.
У ребёнка, как видим, такая же остроконечная голова, как и у кыштымского "Алёшеньки". В. В. Седов говорит, что "остроконечность головы - это признак чёрта в средневековом русском фольклоре. Возможно, эта этот признак восходит к каким-то языческим поверьям".
Получается, что средневековый русский фольклор относит "Алёшеньку" к категории чертей. Но это, в принципе, и понятно: с установлением христианства все языческие боги и духи были причислены к нечистой силе, т. е. к чертям.
Теперь понятно, зачем приговорённым к сожжению надевали на голову остроконечный колпак.
На многих рисунках, как старинных, так и современных, изображающих жертв Инквизиции - еретиков и ведьм, можно видеть, что на головах приговоренных надеты высокие колпаки.
Одеть остроконечный колпак на голову значит демонизировать человека, причислить его к чертям.
Интересно, что остроконечные шляпы имеются у некоторых каменных баб, о которых писал Н.И. Веселовский в своей работе
Современное состояние вопроса о "Каменных бабах" или "Балбалах" (1915).
Веселовский цитирует такой документ - ответ на царский циркуляр с требованием сохранять такие памятники: "...И.д. таганрогского градоначальника писал: «В селениях Мариупольского округа Мангуше, Ялте, Камаре, Улакли, Константинополе и Кургане, находились во многом количестве на могилах или курганах каменные изваяния, называемые в простонародии бабами (по-татарски: Мамаи) с обличием нынешних башкир; во время же проезда, по полуденной России в 1818 г., блаженной памяти императора Александра 1, все мамаи были сняты с курганов и отвезены на почтовую дорогу, ведомства мариупольского греческого суда, где расставлены вместо дорожных знаков, а когда устроены по большой дороге кирпичные знаки, то мамаи зарыты в землю. При селениях: Малом Янисоли и Новой Каракубе, тоже находились в большом количестве каменные бабы, но в первом из этих селений в 1779 г., а в последнем в 1808 годах, все свезены в те селения на фундамент под церкви...".
Значит, каменные бабы находились на могилах или на курганах (тех же могилах), а это значит, что они причастны к потустороннему, "загробному", "подземному" миру.
В статье
Символика наготы и одежд говорилось о том, что в Библии обретение сознания символизировано облачением в одежды. В раю Адам с женой своей не обладал собственным сознанием, то есть, говоря на языке символов, у него не было одежд - он был наг (и не стыдился). Вкусив же от древа познания добра и зла, он обрёл начатки сознания - самодельную и, по-видимому, крайне несовершенную одежду из листьев.
Если с этой точки зрения подходить к истолкованию символики высоких остроконечных шапок, то они означают некое тайное знание тех, кто носит эти шапки. В принципе, да, мёртвые знают больше, чем живые; ведь именно мёртвых вопрошали во все времена и во всех странах. Духи, обитающие в потустороннем, "загробном", "подземном" мире, также знают больше, чем люди. Шаманы всегда обращались к ним за помощью и советом. Колдунов и еретиков облачали в колпаки за то, что они обращались за знанием в преисподнюю.