Видейко М.Ю., Бурдо Н.Б. из книги «Трипольская культура»
via
Роман Никифоров в
Та, что имеет тысячу имён.
Специалист в изучении древних религий Дж. Кемпбел считал, что доисторический культ Богини характеризовался синкретизмом. В нем были объединены политеизм, который видно из поклонения ей под разными именами и в разной форме, и монотеизм в том смысле, что можно говорить о вере в Богиню так же, как мы говорим о вере в Бога, как высшее существо.
Титул Большой Матери получали на протяжении всех эпох в разных цивилизациях почтенные богини. В античном мире это Деметра, Кибелла, Артемида, Гея; в Месопотамии - Инана, Иштар; у древних семитов - Ашторет; у египтян Хатор, Исида, Таурт; в текстах "Ригведы" - Притхиви, Пришни. Вот почему в эпоху эллинизма Большую Богиню, почитание которой распространилось по всему Средиземноморью, так и называли: "Та, у которой тысяча имён".
Едва ли мы когда-то узнаем, какими именами называли её те, кто почитали Богиню в течение V - ІІІ тыс. до н.э. между Карпатами и Днепром. Но многочисленные археологические находки подтверждают, что цивилизация Старой Европы, в которую входили и земли Карпато-Поднепровья, в течение тысячелетий находилась под неизменным заступничеством бессмертной, неизменной Большой Богини, которая имела множество имён и проявляла своё могущество во многих ипостасях. Разнообразные проявления Великой Богини воплощены в керамических изделиях трипольской культуры, потому её образы оказались практически неподвластными времени и даже почти вечными, подобно богам.
Наиболее распространённый персонаж трипольской пластики - Дева. Статуэтки изображают стоящую выпрямленную женскую фигуру с грудью в виде маленьких выпуклых налепов, с тонкой талией и широкими бёдрами на раннем этапе или стройной в более позднее время. Этот трипольский женской образ находит соответствие в эллинской мифологии, где почитали девушку - Кору, дочурку Деметры.
В Трипольской культуре женщина-прародительница представлена глиняными образами полнотелых зрелых женщин-рожениц. В глину этих статуэток добавляли зерно или муку из него. Представление о «похоронах» зерна в землю (засев) и его «воскрешение» (весенние всходы) отображают идею вечного перевоплощения, возрождения душ покойных родственников через тела новорожденных детей Рода, что позднее получило объяснение, как обращение душ через миры Нави, Прави и Яви.
Часто статуэтки Богини обозначены спиралевидными змеями, которые обвивают ее грудь или живот (оберег беременности).
Женская фигурка, обвитая змеями
(по В.И. Маркевичу).
Фаянсовые фигурки Богини, обвитой змеями, из символическими, в том числе и спиральными змеиными знаками, или с жезлами в виде змей в обеих руках, найдены в Кноском дворце и датируются 1600-1500 г. до н.э.
В связи с выявленным в трипольских материалах сакральным образом Большой Богини, обвитой змеями, напомним пелазгичный догреческий миф творения в изложении Р. Грейвса, согласно которому Эвринома, богиня всего сущего, зачала дитя, когда ее тело обвил змей Офион.
Оказывается, слово "зять" происходит от слова "взять". Это означает, что если сегодня мальчик избирает себе невесту и берет ее себе за жену, то в те времена было обычным явлением, когда девушка или ее родители, избирала себе жениха и брала себе его за мужчину. Интересно, что еще в позапрошлом веке на Украине существовал обычай, согласно которому девушка могла прийти домой к мальчику, который ей нравился, сказать ему и его родителям, что она хочет выйти за него замуж и в 99% случаев так и происходило. Отказ мальчика в таком случае считалась для него и его семьи большим позором.