Пёс является проводником своего хозяина в Царство Мёртвых.
Во время первого опыта принятия пейотля Карлос Кастанеда ("Дверь в иные миры") "приподняв голову, прямо перед собой заметил небольшого чёрного пса. Пёс подошёл к кастрюле и стал лакать воду. Я поднял руку, чтобы отогнать его от воды, но, сосредоточив на нём взгляд, обнаружил, что пёс становится прозрачным! Вода была вязкой и блестящей; я видел, как она перетекает по горлу пса в его тело, равномерно распространяется по нему и изливается наружу через каждый его волосок. Светящаяся жидкость двигалась по шерсти и покидала её, образуя прозрачный, пышный, шелковистый ореол. В этот момент я ощутил сильные судороги, и тут же вокруг меня возник узкий низкий туннель, очень жёсткий и невероятно холодный".
Шакалообразная дикая собака является формой проявления бога мёртвых Анубиса; чёрный Анубис из «другой стороны жизни» принимает покойника, сопровождает его до берега на барке мертвых и присутствует при взвешивании сердца.
Согласно представлениям индейцев Кечуа Центральных Анд, чёрные собаки перевозят души умерших через реку (крови).
Метисы северной Колумбии, район Аритама (потомки коги, чимила и/или юпа) считают, что через реку слёз умершего перевозит чёрная собака, через молочную - белая, через кровавую - чёрная.
Эскимосы Лабрадора верят, что путь в нижний мир лежит по длинному тёмному ходу, охраняемому собакой, следящей за душами.
Чукчи думают, что умерший проходит через собачий мир. Собаки бросаются на него и кусают, если человек при жизни плохо обращался с ними [Богораз 1939: 45; Bogoras 1902: 636].
Айну полагают, что душа приходит к развилке дорог в мире мёртвых, одна ведёт к селению богов, другая в Мокрую Преисподнюю. Собака ведёт душу по одной из дорог [Batchelor 1927: 161].
По поверьям Коми-пермяков, собака - «первая встреча на том свете» [Королева 2004].
У Чувашей считается, что когда умершего опускают в могилу, его нагайкой ударяет чёрная собака. Именно этот удар и отправляет человека в иной мир [Салмин, рукоп.].
И по поверьям Мари, вход в загробный мир охраняют собаки владыки мёртвых.
Согласно Авесте (Вд, XIII). У ведущего в рай моста Чинват душу встречала прекрасная дева, сопровождаемая двумя собаками, охранявшими мост и вступавшими в бой со злыми духами, преследующими душу.
Много других подобных примеров можно увидеть в статье Ю.Е. Берёзкина "
Чёрный пёс у слёзной реки".
Последним, тринадцатым, знаком мексиканского зодиака, представляющим период хаоса, безвременье, было созвездие Собаки, связанное с понятием смерти и, одновременно, с воскресением, возобновлением.
В Древней Индии четырёхглазые псы с широкими ноздрями, стражи и вестники Ямы, «царя мёртвых», бродят среди людей, высматривая свою добычу - людей, которым суждено умереть.
У зороастрийцев собака - второе по святости существо после человека, «самое любезное творение». Кормление собаки, в том числе ритуальное, имеет большое значение: пища, данная собаке, предназначается для душ умерших; время кормления собаки - сразу после захода солнца - принадлежит фравашам, душам умерших. Для выполнения погребальных обрядов в зороастризме используют белых «четырехглазых» собак (с темными пятнами под глазами). «Четырехглазость» подразумевает способность собак видеть саму смерть.