В то время, когда в Москве столбик термометра упрямо держался немного выше нуля, Мещера посеребрила сосновые шапки инеем, а тонкая корка льда покрыла сеть каналов бывших торфоразработок.
Поросшие островками болотной травы и чахлыми деревцами каналы заинтересовали меня еще летом. Когда мы с подругой Машей отправились в
дамский фотопоход, то добирались до точки старта на общественном транспорте. Старый автобус неторопливо ехал по грейдеру в сторону Северной гривы, поэтому у нас было время рассмотреть и малиновые кустики Иван-чая на островках, и серых цапель, и какие-то фиолетовые цветы. Я представляла себе туманы, которые могут быть тут утром. Но выбраться сюда летом уже не получилось.
Сейчас торфоразработки были покрыты иголочками инея. Видимо туман был, но мы на него не успели.
А еще мы опасались не успеть к назначенному времени в точку встречи. Опоздали на 10 минут. Друзья на полтора часа.
Целью было урочище Курилово и заброшенная церковь поблизости. Так как летом дорога от церкви до урочища представляет собой труднопреодолимую болотину, то было решено посмотреть сперва объездные пути до урочища. Поэтому так получилось, что сперва мы заехали на него.
Но не только совершенно высохшая болотина вызвала удивление.
Не меньше удивила и церковь. Если в июле она стояла скрытая почти на весь первый ярус кустарником, то теперь о былых зарослях напоминали лишь пара снопов веток возле церкви. Не знаю, подготовка ли это к восстановлению или просто добрые люди решили немного облагородить место.
Место оказалось посещаемым даже в ноябре. Мимо нас прошли пара групп пеших туристов. Одни, узнав о том, что воды поблизости нет, ушли на Кендур. Хотя мы, конечно, были готовы поделиться водой. Другие ночевали в лесу недалеко от нас. Подъезжали сюда и джиперы, и квадроциклисты.
Ночью мы сидели у костра и всполохи пламени подсвечивали церковь. Совсем как летом, правда тогда нам с Машей костер разводить не понадобилось. Мы просто воспользовались предложением присоединиться к уже разведенному огню.
Неподалеку тихонько щелкал фотоаппарат. Я уже не первый раз фотографирую
ночное Курилово, но сейчас я надеялась снять метеоры. Уже пару выходных подряд я видела глазом немало Тауридов, но на фото они не оставались. В умных книжках пишут, (далее мой вольный перевод с английского), что метеор должен быть достаточно “жЫрным”, чтобы его запечатлел фотоаппарат, а глазами мы видим еще и кучу неярких, которых на снимке не останется.
Фотоаппарат, правда, сейчас смотрел на юг, так как в направлении радиантов никакого интересного переднего плана не было. Но вдруг повезет.
Кажется, опять нет. Подозреваю, что на фотографии ниже мне «подмигнул» спутник.
Утром автомобиль решил выкинуть номер: отказался заводиться. У нас уже было подобное, когда на Старой Смоленской дороге полетел бензонасос. Доступ к нему из машины мы пока так и не сделали, а надо бы. В этот раз все приключилось совершенно бессимптомно. Возможно, в баке была вода и она намерзла на бензонасос. Бак у Субурбана пластиковый, поэтому греть нельзя. Можно только стучать. Волшебное полено, которое по всей видимости сбило лед с бензонасоса, и машина завелась, теперь ездит на багажнике. Посмотрим, что скажут в сервисе.
После завтрака мы вынуждены были продолжить маршрут по окрестностям в одну машину. Но замерзшая Мещера проблем не вызвала.
Мы выехали на Мишеронский. Оттуда асфальтом до Бакшеево и по насыпи несуществующей ныне узкоколейки до Островов.
Здесь мы надеялись посмотреть интересные огромные камни, являющиеся по мнению некоторых краеведов, мегалитами. Но не нашли, хотя согласно схеме смотрели где нужно. Зато нашли множество широких заросших дорог.
Кстати, встреченный местный житель сказал, что больших камней в окрестностях много. И лежат они зачастую не на своих исконных местах, так как были перетащены. То же самое говорил нам несколько лет назад лесник. Мол, если в Мещерских лесах лежат рядом несколько камней, то это скорее всего не мегалитическая группа, а просто стащенные в одно место камни. Но найти то, про что рассказывают краеведы все-таки интересно. Говорят, что на одном из камней есть петроглиф лосиха.
Надвигался вечер. Световой день уже совсем короток.
Каждый раз, когда темнота гонит домой или на стоянку, я радуюсь, что встаю пораньше и у меня есть больше светлого времени, чтобы увидеть то, ради чего мы и уезжаем из города. А в Мещеру мы обязательно еще вернемся...
Оригинал записи
тут