Иногда хочется нарушить привычный уклад туристический жизни и оставив машину в городе, отправиться в лес, чисто женской компанией, в будни вместо выходных, да еще и взять с собой в сумме килограммчиков 10 того, от чего нормальный пеший турист отказался бы.
Я, конечно, шучу. На самом деле то, что пойти со мной в поход вызвалась моя однокурсница, с которой мы вместе учились сто лет назад, меня удивило. Она увлеклась фотографией и готова была идти куда угодно, с рюкзаком, ночевкой, комарами, болотами и прочими туристическими радостями. Будний день мы выбрали, так как я работаю дома, а Маша посменно. И я надеялась, что в будний вечер в интересующем нас месте никого не будет.
Так как мы шли за фотографиями, то тащили с собой лишний, по мнению нормального пешего туриста, вес в виде зеркальных фотоаппаратов и штативов. У меня это дало 4-5 кило дополнительного веса. Небольшое количество дополнительного фотообрудования на этом фоне просто терялось. Честно говоря, в какой-то момент я была даже готова малодушно взять беззеркалку.)))
Второй момент, который добавил веса нашим рюкзакам, проистекал из-той же самой причины. Мы шли фотографировать, а значит, и ночевать в определенное место, выбранное по фотогеничности, а не удобству. То есть, близости к воде. Родников и речек я по пути не помнила, а расстояние предвиделось небольшое, поэтому решено было взять воду с собой. Я взяла литрушку, Маша купила двухлитровую бутыль, а потом оказалось, что на всякий пожарный она захватила из дома небольшую бутылочку воды из-под крана. Так что чаем мы могли хоть упиться.
Итого, мой рюкзак весил 12 кило, хотя я и надеялась на 8-9, а Машин примерно 14.
В походы без Никиты я не ходила почти лет восемь. Так что несколько мандражировала, хотя и старалась не показывать. За день до похода я посмотрела что же такое наш новый гармин. А то сто лет навигатор в руках не держала. Так как в пешке он едет на Никите, а в машине я по планшету штурманю.
Еще после травмы я такой вес вряд ли поднимала. 8 кило было, а насчет 12 я не уверена. Так что я волновалась еще и за свой темп и спину. Но темп оказался нормальным. Девять километров до заброшенной церкви мы преодолели быстро, хоть и с перерывами на объедание придорожной черники, голубики и малины.
Несмотря на будний день ягодников и грибников в лесу было в изобилии. Но нам и ягод досталось, и даже немного грибов, которые я надеялась приготовить вечером.
Люблю мещерский лес. Светлый, с редким подлеском и песчаными дорожками. Идти по ним одно удовольствие.
Метрах в двухстах перед целью нашего путешествия сосняк уступил место темному смешанному лесу, а песчаные дороги стали земляными, покрытыми глубокими лужами. Мне показалось, что я слышу мужские голоса. Перед церковью на том месте, где я планировала разбить лагерь, сидели вокруг костра человек 15-20. Только мужчины. Я внутренне напряглась. Телефон тут почти не ловит, населенка далеко… Может, я и трус, но в жизни мне хватило неприятностей. В компании были люди и постарше, и почти дети. Это немного успокаивало. А еще с нами стали наперебой здороваться. Это был хороший знак.
Мы решили сразу сходить до урочища, где раньше находилось село Курилово. А по дороге обдумать сложившуюся ситуацию.
Треть пути до урочища занимала огромная лужа, которую мы обпрыгали по кочкам и бревнышкам на одном из размешанных объездов.
За поворотом нам открылось большое урочище - поле в окружении леса. Есть разная информация о времени расселения Курилово. В 1956 году в связи со строительством Костеревского полигона переселили жителей многих деревень в этом районе. Но есть информация, что село было покинуто раньше. В конце двадцатых годов прошлого века. Как бы то ни было, в урочище я не заметила даже остатков построек. Лишь относительно новый крест высился возле дороги. Куда делись развалины изб не знаю. Может, на дрова растащили? У церкви с ними тяжеловато. Очень уж много народа приезжает.
Передохнув, мы отправились обратно. В обратную сторону заболоченную низину мы преодолели быстрее. Как потом мне рассказала Маша, когда мы с рюкзаками скакали по этой болотине, в кустах кто-то недовольно не то зарычал, не то захрюкал. А потом ломанулся прочь ломая ветки. Мои мысли были заняты предстоящей ночевкой и кабанчика-то я и не приметила.
Посовещавшись, мы решили все-таки переночевать у церкви, как и планировали. Подошли к костру, спросили: не помешаем ли туристам, пришедшим раньше. Те ответили, что, конечно, нет. И даже ровное место под палатку нам порекомендовали. Там и встали.
Есть не хотелось совершенно. А вот чай мы с удовольствием попили. Я решила не брать в поход горелку. Хотя подставку под котел для джет-бойла и оставила в машине, но все-таки в поход взяла его.
У наших соседей с водой было посложнее. Они несли несколько пятилитровок, но те быстро подошли к концу. Поэтому они набрали почти черной торфяной воды из речки по дороге. Ток воды там совсем слабый, но все же есть. Так что им приходилось воду фильтровать и кипятить. Конечно, мы так в походах тоже делаем. Но в этом случае мне показалось, что воду будет проще принести с собой.
После чая мы пошли осматривать церковь. На покосившейся лавке перед алтарной частью грелись на солнышке пара ужиков и штуки три медянки. Сосчитать было сложно, так змеи лежали клубками, оплетя друг друга.
Церковь, когда-то уже освобожденная от плена деревьев, снова зарастает. Густые заросли малины не позволили пройти на кладбище за храмом. Внутри все было, как и в прошлый раз. Тот же деревянный крест в полукружие кирпичей.
Иконки, которые я, кажется, уже помню наизусть. Те же, словно изъеденные каким-то огромным существом, кирпичные опоры перед входом в колокольню. Корни деревьев, растущих на крыше, цепляются за стены темными длинными пальцами.
Под куполом еще виднеются в паре мест выцветшие фрески.
А вот табличку, на которой белой краской было написано, что в 2005 году сюда приезжали жители Курилово, я нашла не сразу. Она перевернутая валялась в пыли.
Плотный ужин мы еле съели. Вечерело. Мы пошли к костру, устроенному нашими соседями. Они звали нас погреться уже неоднократно. Мне показалось, что они не заметили, что мы готовили на горелке. Так как, когда вечером мы предложили поделиться с ними кипятком, воды ведь у нас было с запасом, они были удивлены. И по-джентельменски отказались.
У костра мы разговорились. Наши соседи шли от Мишеронского в сторону Петушков мимо озер Кендур и Оленьего. Один из вариантов такого же маршрута был и у меня. Но из-за занятости был выбран самый короткий. Я рассказала, что мы надеемся увидеть млечный путь, как в прошлом году. Но погода была не на нашей стороне. После заката небо затянула дымка и мелкие облачка. Но, как ни странно, это оказалось даже интереснее, ну лично для меня. Ведь таких фото у меня не было.
Продравшись через покрытые обильной росой кусты малины я в темноте снова залезла в церковь, чтобы оставить там фонарик для подсветки. Когда я уже выходила обратно на дорогу, Маша обрадовала меня, что фонарь светит неравномерно и одно окошко выглядит ярче. Пришлось лезть снова.
Со стороны казалось, что света из церкви почти не льется. Дежурные у костра, кажется обсуждали есть ли внутри храма какой-то свет или нет. Но на самом деле благодаря этому окна на фото не «выбило», как в прошлый раз.
Так как ночи по сути в наших краях сейчас нет, то снимали мы во время астрономических сумерек. Небесный свод так и не окрасился ночной чернотой. Поэтому незаметно время перевалило за полночь. Розовое зарево у горизонта становилось все ярче. Кажется, начинало светать.
Напоследок, мы решили сходить еще к луже, которую облюбовали еще вечером. Но тогда контраст освещения был слишком велик. Возможно, Маша уже и хотела спать, но я вошла в раж.
Предсонную кружку чая мы допивали уже примерно в полпервого ночи. В палатке мне было даже жарковато. Видимо, много двигалась. Хотя обычно мерзну, как цуцик. Самостоятельность согревает.)))
Ночью вокруг палатки ходил какой-то некрупный зверь, видимо, лисичка. Не побоялась даже костра и дежурных. Очень уж у нас был вкусный мусор. А уже перед рассветом пошел дождь. Не очень сильный, так как с утра я успела просушить палатку, пока мы пили чай и собирали рюкзаки. Подъем был в 6:30. Над влажной травой и палаткой поднимался пар. А комары, кажется, спали. Вчера они не давали нам покоя пока мы не залезли в палатку. Да и всю ночь палатка гудела, словно улей. А сегодня за переход обратно до Северной Гривы комары нас не трогали.
Мне поход очень понравился. С Машей оказалось на редкость комфортно. Темп, привычки, непривередливость в питании и отсутствие кучи заморочек городских жителей оказались у нас схожими. Да мне с ней было проще, чем со многими встреченными в автотуристической среде мужчинами.:) Так что опыт дамского похода буднего дня считаю успешным.
И наши 20 км на карте: