Только мы легли спать, как погода резко испортилась. Поднялся сильный ветер. В 4 утра внезапно похолодало, налетел дождь, началась гроза. Часов в 9 утра решились выглянуть из палатки. Увиденное не обрадовало: мелкий и очень холодный моросящий дождь, сплошная облачность. От вчерашнего лета не осталось и следа... Облачившись в дождевики, приготовили завтрак. Развели костер, чтобы немного согреться. Ехать дальше по такой погоде совсем не хотелось...
К полудню погода начала налаживаться. Дождик постепенно прекратился, на горизонте появились просветы. Ознакомившись с прогнозом, решаем ехать дальше.
Сегодня день оказался посвященным осмотру Верхнего и Нижнего Ломовов, когда-то в прошлом служившим форпостами на рубежах русского государства. Кстати, оба Ломова примерно на 30 лет старше Пензы, и основаны аналогичным образом - как пограничные крепости.
Верхний Ломов произвел гнетущее впечатление. Грязное, неухоженное большое село. Главное предприятие, с которым связана здесь вся жизнь - спичечная фабрика.
Оба Ломова интересны железнодорожными достопримечательностями. Во-первых, сюда проложена тупиковая железнодорожная ветка от станции Выглядовка, эдакий заповедник железнодорожной старины. До 2008 года сюда от Пачелмы ходил пригородный поезд из одного вагона, сейчас же сохранилось только грузовое движение.
Спустившись к реке Ломовке, мы как раз и стали наблюдателями будней местной железки: тепловоз ТЭМ2 совершал маневры на станции с несколькими вагонами:
Через полчаса, состыковав три вагона в состав, он шустро укатил в сторону Нижнего Ломова.
Рядом со станцией находится лесобиржка, куда поступает сырье для спичечной фабрики:
Между лесобиржей и территорией фабрики (которые расположены по разным берегам Ломовки) проложена узкоколейка, по которой транспортируют лес, а иногда и цистерны с парафином:
На рельсах заметен накат, хотя нам, к сожалению, увидеть ее в работе не повезло. По моим данным, это одна из двух узкоколеек в области, которые продолжают работать в наши дни - причем вторая расположена неподалеку, на фанерном заводе в Нижнем Ломове. Ах, да! - есть еще третья узкоколейка, Пензенская детская железная дорога...
Узкоколейка пересекает реку по совмещенному мосту, почти как трамвай!
На другом конце села сохранилась церковь, которая понемного приводится в порядок:
Гораздо более изящная церковь сохранилась в селе Козлятское, расположившимся между двумя Ломовами. Архитектура храма совсем нетипична для Пензы:
Здесь мы все-таки решаем немного перекусить - хотя пройдено совсем немного, и из-за позднего старта у нас явное отставание от графика. Погода продолжает улучшаться, все больше сквозь облака проглядывает солнышко. Ненастье улетает в сторону Пензы.
Подкрепившись, возвращаемся на трассу и через полчаса въезжаем в Нижний Ломов через его пригород - село Монастырское, пересекая Ломовку по весьма стремному подвесному мосту:
В центральной части Нижнего Ломова сохранилось много интересных старинных зданий. Вот, к примеру, дом какого-то местного купца, после революции ставший обычным жилым домом:
Мемориальная табличка на доме сообщает, что здесь жил художник Аристарх Лентулов.
А в этом доме расположился нижнеломовский бизнес-инкубатор:
Некоторые старинные дома прошли забавный рестайлинг советскими пристройками:
Монументальное старинное здание занимает Нижнеломовский ликеро-водочный завод:
"Винокурением" здесь занимаются уже как минимум 150 лет:
Когда-то в Нижнем Ломове было целых два монастыря. Сегодня от одного из них остались лишь руины, а второй почти целиком занимают корпуса центральной районной больницы:
Ломовский вокзал, откуда - увы! - больше не отправляются пассажиры:
Помимо старинных зданий, Ломов отличает большое количество памятников технике. Около пожарного депо можно увидеть бочку-водовозку и пожарную машину УралЗиС-5:
А около вокзала поставлен на вечную стоянку узкоколейный паровоз Фл, отработавший почти полвека на спичечной фабрике:
И еще один инженерный памятник - железобетонный мост через Ломовку 1911 года постройки. Это самый старый мост в области, по которому мне довелось проехзжать:
Когда-то этот мост имел большое значение - ведь по нему через центр города проходила автодорога Москва-Куйбышев.
Выбравшись из города и проехав несколько сот метров по М5, сворачиваем на Голицино. Дорога радует: снова хороший асфальт, снова мало машин, да еще и помогает попутный ветер. Тем не менее, добраться до Голицыно нам очевидно уже не удастся - нужно искать новое место для ночлега.
Спустившись в долину Мокши и Атмиса, встречаем закат:
На ночевку встаем в вовремя подвернувшемся леске около поселка Средний.
Вечер выдается холодным, поэтому разводим большой костер. Ночью придется надеть на себя все, что было припасено с собой. Засыпаем под какой-то странный, высокий лай, доносящийся то со стороны деревни, то как будто из леса. Я так и не понял, были это собаки (с щенками?), или какие другие обитатели леса.
Итоги второго дня: пробег 62 км, встали на ночлег снова в 20:30. Кардинально отстали от графика: должны были проехать около 95 км. Завтра придется вкручивать по-серьезному.