Дорогами Ломовского уезда. День первый

May 08, 2012 01:29

На майские праздники удалось выбраться в первый в этом году полноценный велопоход. Я довольно давно собирался наведаться на запад области, и три выходных дня пришлись очень кстати. Стартовав от Пачелмы, мы проехали дорогами Пачелмского, Нижнеломовского и Мокшанского района. Поездка получилась очень познавательной в плане краеведения: богатые усадьбы, изящные церкви, старинные города и села, железнодорожная экзотика... Чтобы сохранить всё в памяти, пришлось написать небольшой отчет, который я и предлагаю вашему вниманию.




Дорога в пригородном поезде была долгой - целых 3,5 часа. Первый час провели в плотной толпе дачников, которые на одной из станций дружно высыпали из вагона. Дальше поезд пошел полупустым, к полудню наконец-то прибыв в Пачелму.

Первый день порадовал по-настоящему летней и солнечной погодой. На апрель было совсем не похоже - скорее на июнь.

От Пачелмы у нас была запланирована небольшая радиалка - хотелось посмотреть пару старинных усадеб, сохранившихся в этих местах. Первая остановка - в небольшой деревне Козловка. В конце XIX века местный помещик построил здесь оригинальную усадьбу в стиле готического замка. В советские годы здесь была сельская больница, а последние 30 лет царит запустение. Расположена усадьба на вершине горы, что создает впечатление неприступной крепости.

Парадный фасад:



Вход в усадьбу охраняет башня с бойницами:



Межэтажные перекрытия, к сожалению, разобрали несколько лет назад, но сохранился в хорошем состоянии огромный подвал:



Пообедав и отдохнув, отправились в конечный пункт радиалки, село Черкасское. Большая часть дороги до него представляла собой плавный, но очень затяжной подъем. Немного мешал и встречный ветер. Черкасское удивило идеальной чистотой, отличным асфальтом, большим по современным меркам количеством молодежи, ухоженными старинными кирпичными домами (которых здесь чуть ли не больше, чем деревянных):




Но самое интересное ждало нас в центре села. В глубине парка здесь спрятался еще один "средневековый" замок. И на этот раз не руины - а недавно отремонтированное здание:





Что же здесь находится? Оказалось, с 1922 года и по сей день здание занимает черкасская средняя школа!

В двух шагах, прямо на центральной площади села есть и другая интересная постройка - старинный дом с башенкой и стрельчатыми окнами. Табличек нет, но судя по всему здание занимает администрация бывшего совхоза:



В этот момент откуда-то сверху послышался рокот двигателей. В небе над селом появился вертолет - да не какой-нибудь Ми-8, а американский Robinson R44 - точно как в фильмах про нью-йоркских полицейских. Сделав круг почета, он стал заходить на посадку прямо на нас. Вам никогда не доводилось стоять под вертолетом, зависшим всего в нескольких десятках метрах у вас над головой?







Посисев минуту над площадью, вертолет стал медленно приземляться. Началась настоящая пыльная буря, поэтому я предпочел убрать фотоаппарат подальше в сумку. Как мы потом выяснили, на вертолете летает нынешний владелец местного совхоза, предприниматель из Пачелмы. На обратном пути мы вновь увидели этот вертолет - на площадке около его дома.

Ближе к вечеру вернулись обратно в Пачелму. Ничего интересного в поселке мы не увидели - за исключением телевышки. Пачелма расположена на возвышении, поэтому в 1981 году здесь построили один из областных телерадиопередающих центров:



Затарившись продуктами и напитками, в быстром темпе отправились по трассе в сторону Нижнего Ломова. До предполагаемого места ночлега оставалось не меньше 20 км, и время сильно поджимало. К счастью, дорога оказалась ровной и почти все время шла под горку, позволив кое-где разогнаться за 50 км/ч. Машин на трассе оказалось меньше, чем я ожидал, причем в основном все ехали нам навстречу, видимо возвращаясь домой, в Пачелму и Башмаково.

Последний пункт программы дня - село Калиновка. Здесь находится действующая церковь с высоченной колокольней, а также святой источник. Место популярное: из Пачелмы многие приезжают сюда за водой, есть даже купальня:






Уже в сумерках подъехали к запланированному месту ночлега. Выбор оказался удачным: небольшой сосновый бор в километре от трассы, куча валежника позволила без проблем развести костер. Сварили кашу, вскипятили чай, и засиделись под звездным небом до полуночи...







Итоги первого дня: пробег 73 км, встали на ночлег в 20:30. График выполнили полностью.

вело, архитектура, история города

Previous post Next post
Up