Велопоездка вверх по Суре

May 25, 2008 23:11

Так вышло, что в предыдущие два или три года я ни разу не садился на велосипед, несмотря на исключительно позитивное отношение к этому виду активного отдыха - то не было времени, то не находились попутчики, то подводила погода. В этом году единомышленники нашлись, а по-летнему теплая и солнечная погода позволила открыть велосезон 1 мая.
Для первой поездки выбрали уже известный и достаточно короткий маршрут - проехаться в прогулочном темпе, проверить технику. К тому же, мы были сильно ограничены во времени. Встретившись в центре Пензы, отправились в сторону Барковки, а затем дальше вдоль берега, вверх по течению Суры. Конечной целью маршрута было поставлено достижение Сурского гидроузла. Основная часть маршрута прошла по проселочных и полевым дорогам - кататься по ровному асфальту вместе с автомобилями мне не доставляет никакого удовольствия.

При отправлении утром со стартовой точки было по-весеннему прохладно, а ближе к обеду разогрело до +25. Воспользовавшись праздником, из города на природу выбралось много людей. Вдоль всего берега Суры стояли машины, приготовлялись шашлыки, некоторые даже пробовали купаться. Ближе к плотину "шашлычников" стало чуть поменьше, зато стало встречаться много рыбаков.

Всю дорогу я не мог нарадоваться красоте весенней природы, и очень сильно жалел, что поленился взять с собой фотоаппарат (все приведенные снимки сделаны коллегой). Молодая светло-зеленая листва, бесконечные поля одуванчиков - и лес, и луга выглядят в это время года совсем не так, как в середине лета.

Цели поездки мы, насколько это было возможно, достигли. Посмотрели на плотину с расстояния в пару сотен метров (чем ближе к плотине, тем более серьезные таблички встречались нам на пути - и самые строгие из них мы, конечно же, решили не пересекать), немного отдохнули и тронулись в обратный путь.

По дороге туда старались все время держаться основного ориентира - берега Суры. Из-за этого примерно 3 км ехали по узкой и не слишком торной тропинке, проложенной по самому краю берега. Причем берег там весьма крутой, и в некоторых местах по неосторожности можно реально улететь вниз. В другом месте пришлось форсировать ручей.

Обратно решили двигаться той дорогой, по которой ездят на машинах рыбаки. Она оказалась примерно на 600 м длиннее и сильно отходит от берега, но зато более комфортна для езды. Часть этой дороги проходит по берегу Старой Суры - как раз в этом месте старое и новое русла подходят максимально близко друг к другу.

Возвратившись домой, решил оттрассировать весь маршрут в GoogleEarth и посмотреть, насколько оптимальным путем мы ехали.
На моем одометре за поездку набежало 38,2 км со всеми отклонениями от курса и заездом на дачу. Длина оптимального маршрута от Советской пл. до конечной точки по трекингу в GoogleEarth - 16,4 км (загрузить KML для GoogleEarth).

После поездки загорелся покупкой GPS-приемника. Правда, пока толком не разобрался, чем отличаются предлагаемые GPS-устройства и какие имеются возможности по их интеграции с ПК и мобильным телефоном.

Ну и, конечно, начал задумываться о покупке нового велосипеда. Мой классический экземпляр советского велостроения, 1988 года выпуска, по-крупному меня никогда не подводил - но, спору нет, ездить без "скоростей" неудобно и тяжеловато, да и запредельная масса велосипеда вызывает ассоциации с управлением трактором.

UPD 02/06/2008: Обновлен KML

UPD 02/06/2008: Поскольку советские велосипеды за последние несколько лет стремительно исчезли с наших дорог, расскажу пару слов о велосипедах на фото.

Зеленый образец - складной дорожный велосипед модели 113-653 "Универсал" на стандартных дорожных колесах 40-622. Выпущен в 1988 году, и представлен практически в первозданном виде. По паспорту весит 16,0 кг - всего на 0,2 кг тяжелее пензенской "Суры-3", хотя субъективно кажется, что разница намного больше. Производитель - Пермский велосипедный завод им. Октябрьской революции.

История Пермского велозавода как две капли воды похожа на историю пензенского ЗиФа. Выпуск велосипедов в Перми был начат в 1956 году, в результате передачи производственных мощностей с Горьковского автозавода. В 1970-е годы завод стал крупнейшим производителем велосипедов в РСФСР и одним из градообразующих предприятий Перми. Здесь выпускались велосипеды "Кама", "Урал", "Салют", "Универсал". Помимо велосипедов, завод (так же как и ЗиФ) специализировался на производстве минных взрывателей. В 1990-е годы наполовину оборонный завод был чудесным образом приватизирован, стал называться ОАО "Велта" и быстрыми темпами пошел ко дну. К началу нового века завод стал самым проблемным предприятием Перми. В 2001 году на "Велте" началась процедура банкротства, которая продолжалась почти 5 лет и сопровождалась громкими скандалами, отставками директоров и местных чиновников, длительной борьбой энергетиков за доступ к рубильнику, шумными акциями протеста рабочих и несколькими уголовными делами. В начале 2005 г. завод был окончательно ликвидирован.
В декабре 2005 года марку уральских велосипедов решило возродить ООО "Аталис", до этого известный как крупный дилер по продаже велосипедов разных марок. Сегодя "Аталис" выпускает модернизированные велосипеды "Кама" и "Урал" (с применением комплектующих Shimano, KT), а также новую линейку велосипедов "Gamma".

Оранжевый образец - спортивный шоссейный велосипед "Старт-шоссе". Производитель - Харьковский велозавод. Во времена СССР считался одним из лучших отечественных велосипедов, недешево стоил и был в большом дефиците. За счет облегченной рамы из хромомолибденовой стали весит всего 10,5 кг. Имеет 10 передач, клещевые тормоза. Данный экземпляр выпущен в 1979 году, поэтому несет на себе символику Олимпиады-80 и покрашен экзотичной для того времени краской "металлик". Велосипед переоборудован под реальные условия эксплуатации, отличные от шоссейных - заменен руль, установлены дорожные колеса 40-590 с другим набором звездочек (из-за чего передач осталось 8). Судя по массе информации в Сети, велосипеды "Старт-шоссе" до сих пор пользуются спросом и активно тюнингуются.

Харьковский велозавод - одно из старейших предприятий отрасли. В 1886 году Александром Лейтнером в Риге была основана первая в России велосипедная фабрика. В 1915 году она была эвакуирована в Харьков. В 1924 году образованный на базе фабрики Лейтнера "Первый Государственный Велосипедный завод имени Г.И. Петровского" выпустил первые серийные советские велосипеды. Основные марки велосипедов ХВЗ - "Украина", "Старт-Шоссе", "Спорт", "Турист". В 1980-е годы здесь выпускали более 800 тысяч велосипедов ежегодно. При заводе располагалось Центральное конструкторско-технологическое бюро велостроения. В настоящее время ЦКТБ расформировано, ХВЗ по некоторым данным еще существует.



Фактический маршрут



Оптимальный маршрут



Коням и людям нужен отдых



Барковка - не дачи, а сам поселок



Сура. Берег левый, ...



..., берег правый



Плотина. Шум падающей воды слышно издалека.
На переднем плане видно ЛЭП, построенную в прошлом году и поэтому отсутствующую в GoogleEarth.
При трассировке маршрута я ее долго и безуспешно искал на карте



Уж был явно недоволен тем, что его снимают



А вот это земноводное было лояльно даже к съемке на расстоянии нескольких сантиметров

вело

Previous post Next post
Up