Gebo et l'ombre (2012) Manoel de Oliveira

Apr 29, 2013 09:58

Наследие Мануэла де Оливейры всегда было с трудом уловимо для описания в политических категориях, и это затруднение имеет прямые следствия для понимания его эстетики (и visa versa). Будучи объектом критики на протяжении большей части своей карьеры для «левых» как автор, игнорирующий непосредственную критику социальных проблем Португалии (чья ( Read more... )

Leave a comment

Comments 6

dim_ma May 1 2013, 10:15:01 UTC
- Вы знаете, когда я пытаюсь обдумывать этот текст, у меня возникает одно затруднение - я не могу определить для себя слово "политика" - что есть политика? - ... а без этого невозможно определить и "политический фильм"...

Reply

lperry May 1 2013, 11:54:08 UTC
Дмитрий, несмотря на всю сложность вопроса (что есть политика? что есть политический фильм?), в рамках данного текста я отталкивался от определений Рансьера (поэтому и столь обширно его процитировал). Для меня важно было через подобное понимание политики и политического искусства кое-что прояснить в особенностях эстетики Оливейры, которая оставляет в отношении многих его фильмов эффект загадочности без загадки. Эта тема и само затруднение возникли у меня довольно давно, когда я впервые посмотрел "Я возвращаюсь домой" - на мой взгляд, совершенно непонятный и герметичный фильм, если не учитывать работу в направлении переопределения субъективности (т.е. то, что вслед за Рансьером я и называю политическим измерением искусства). После просмотра фильма "Жебо и тень" я испытал почти такое же чувство - непонятно и холодно, отчуждающе. Это не Брехт и не Штраубы, разумеется, но нечто из их созвездия. Хотя Оливейра разумеется не весь такой.

Reply


alex_kin May 3 2013, 07:01:02 UTC
Спасибо за текст - я перечитываю его уже третий день, но не могу не только поспорить, но и даже приступить к полемике. Одно знаю точно: рассматривать творчество Оливейры сквозь оптику политического (даже приняв в союзники Рансьера) - дело сложнейшее.
Сейчас работаю над текстом об Оливейре и театральности - казалось бы, тема благодатнейшая, но после того, как я приступил, понял, что зайду в тёмный лес. Потихоньку выхожу:)

В комментариях промелькнуло великолепное - "загадочность без загадки". Это обширная тема, так как почти все фильмы Оливейры загадочны, но интуитивно схватывается, что загадки внутри нет.

Reply

lperry May 3 2013, 08:02:01 UTC
Спасибо, Алексей! Буду ждать ваш текст про Оливейру и театр. Со своей стороны обещаю один небольшой сюрприз над эту же (и не только) тему.
Но возвращаясь к данному тексту и в частности к вопросу о (роли) политики в творчестве Оливейры я был приятно удивлен, читая позже его интервью, что "политика кино" для Оливейры играла важнейшую роль.

Reply

alex_kin May 3 2013, 10:26:37 UTC
Сюрпризы я люблю. Буду ждать.

Как мне думается, важно рассмотреть Оливейру как создателя не "политического кино" (заявлять так просто смехотворно), а "фильмов, сделанных политически", ведь такие фильмы оставляют за политикой нечто ей присущее - тайность, не выставляя политику как политику. Дима выше верно заметил, что не знает, что такое политика (наверное, это тот метанарратив, который разрушился и распылился на тысячи микронарративов задолго до лиотаровского состояния "пост"), но, как мне кажется, она напрямую связана с властью (желанием власти), и именно знаки власти можно и нужно отыскивать в "фильмах, сделанных политически". Не помню где вычитал, но метафора мне понравилась: власть как горячий грильяж, соединяющий орехи событий в одной конфете - она всё обволакивает, её сложно увидеть, так как все видят только события.

Reply

lperry May 3 2013, 10:49:55 UTC
Именно так. Я не случайно цитироал Годара вслед за Оливейрой. Меня интересует "политика" этого режиссера не смысле метанарратиа или ангажированного агитационного кинематографа, а как практика сопротиления. В том смысле в каком об этом говорил Делез в своей потрясающей лекции "Что такое акт творчества?".

Reply


Leave a comment

Up