Jan 09, 2014 11:24
Блаженны те люди, которые всю жизнь перемещаются от одного доброго волшебника к другому, блаженны - им никогда не приходится взрослеть. Им удаётся всю жизнь провести в коконе, так и не познав настоящего рождения. Самый лучший способ остаться младенцем навсегда - искать разных мам в разных своих ипостасях. Сначала реальная мама, потом авторитеты в школе, потом - оберегающий мужчина, способный взять на себя все вопросы и обеспечить морально или материально, или добрая женщина-мама, или алкоголь - колыбель той мягкой, почти забытой безопасности.
Сколько их, этих «добрых волшебников» - чудодейственные духовные сообщества, обещающие тёплый кокон всепринятия и добра, никакого дискомфорта рождения, что вы, только теплые пренатальные утробные волны, когда мир крутится только вокруг тебя, подставляя то тот, то другой бок для удовлетворения только твоих желаний. [«Маленький ребенок всецело эгоцентричен: это не значит, что он думает о себе эгоистично, а напротив - что он не способен думать о себе»]. Весь мир, как твоё собственное расширение.
Это идеальный мир, за который можно держаться бесконечно. Да и зачем, впрочем, расставаться с ним? Нет лишних поводов. Уберите с глаз долой книги Холлиса, забудьте обо всём, что слышали о каких-то взрослых людях. Кто они? В детстве никто не говорит нам, что порой взрослые - это просто выросшие, но не подросшие дети. И следующий за этим этап - старость, а не зрелость.
Младенчество, золотой век - бессознательный рай, единство с Божественным, которое мы затем утрачиваем. Взрослея, человек повергается в сознательный ад реальности, чтобы затем всю жизнь стремиться к возвращению в это инфантильное первоначальное состояние. Это версия романтиков.
Так ли это? Мне нравится взгляд Кена Уилбера (The eye of spirit) на эту тему. «Раз уж вы, согласно романтической точке зрения, начинаете свою жизнь, как ребенок, в состоянии бессознательного единства с Основой, то вы в дальнейшем не можете утратить это единство! Вы уже утратили осознание этого единства; вы не можете далее утратить и само единство, иначе вы прекратите существовать. Если в не осознаете своего единства - это уже бездна отчуждения. Вы погружены в сансару, но вам не хватает осознавания, чтобы признать сей жгучий факт».
Взрослея, рождаясь психологически, «мы начинаем пробуждаться к отчужденному миру внутри и вокруг. Мы движемся от бессознательного ада к аду сознательному, и именно осознание ада, сансары, мучительного существования делает взросление и взрослую жизнь таким кошмаром страдания и отчуждения. «Самость ребенка пребывает в относительном покое не потому, что он находится в раю, а потому, что ему недостаёт сознания, чтобы понять это. Просветление - это определенно не возвращение в подобное инфантильное сознание. Ровно как и не какой бы то ни было «зрелый вариант» этого состояния».
Мы не хотим взрослеть, потому страшно «провести всю жизнь в этом сознательном аду, стремясь к отупляющим утешениям, кутаясь в обезболивающее тепло своих компенсаций. Однако есть альтернатива. Самость продолжает расти и развиваться [конечно, если вы способны позволить себе расти и развиваться!]. Романтический взгляд лишь возводит инфантильные, доличностные состояния в ранг высших, надличностных сфер. Самое важное же заключается в том, что развитие - это не регрессия на службе эго».
.
Блаженны те, кто верит в доброго волшебника. У иллюзий мягкие стены своего собственного бессознательного заточения, это самая прекрасная иллюзия, которая была со мной с детства, сладкая и многообещающая. Позволяющая оставаться ребенком целую вечность. Блаженны верующие. Сумевшие растянуть своё младенчество на 25, 30 и даже 60 лет…