ИноСМИ о деле Виктора Бута

Nov 18, 2010 10:34

Почему Россия защищает «торговца смертью» ("The Washington Post", США)
Международные преступники, связанные с российским правительством, привыкли наслаждаться безнаказанностью. Парочка таких даже заседает в парламенте, несмотря на то, что за рубежом их разыскивают за убийства. Поэтому неудивительно, что состоявшаяся во вторник экстрадиция из Таиланда в Соединенные Штаты печально известного торговца оружием Виктора Бута, которого называют «торговцем смертью», заставила Москву во всю глотку кричать о нарушении законов.
«Это - образец вопиющей несправедливости», - кипит министр иностранных дел Сергей Лавров. «Не вызывает сомнения, что противоправная экстрадиция В.А.Бута - следствие беспрецедентного политического давления, оказанного США на правительство и судебные власти Таиланда», - заявляет российский МИД.
Чтобы читатели ненароком не подумали, что администрация Обамы похитила национального героя, имеет смысл напомнить, кого так защищает Москва. Бут, 43-летний бывший российский военный переводчик, два десятка лет снабжал деньгами и оружием преступные режимы и террористические движения по всему миру. В числе его клиентов «Талибан» и «Аль-Каида». Доставляя оружие в такие места, как Конго, Либерия, Судан и Сьерра-Леоне, он способствовал масштабным кровопролитиям в Африке.
В марте 2008 года действовавшим под прикрытием агентам американского Управления по борьбе с наркотиками удалось изловить его в Бангкоке. Бут принял их за представителей колумбийского террористического движения ФАРК, и они записали, как он предлагал продать им ракеты, по его словам, способные сбивать американские вертолеты.
С тех пор, как Бута арестовали, Россия не жалела усилий, чтобы вытащить его из тюрьмы и предотвратить его выдачу. По слухам, она предлагала за это таиландскому правительству скидку на поставки нефти. Кроме того, Москва не слишком завуалировано угрожала в случае экстрадиции Бута отомстить и Таиланду, и Соединенным Штатам. Под угрозой оказалась даже «перезагрузка» отношений между администрацией Обамы и режимом Владимира Путина.
Представьте себе, что госсекретарь Хиллари Родэм Клинтон, пылая праведным гневом, называет несправедливым арест демократической страной американского главаря мафии или наркоторговца. Большинство стран, если вообще пытаются вытаскивать своих подонков, то делают это с помощью закулисной дипломатии. И, тем не менее, режим Путина, похоже, совершенно не стесняется вести публичную кампанию в защиту Бута.
Москвой явно движет не только стремление защитить российского гражданина. Такие эксперты, как бывший корреспондент Post Дуглас Фара (Douglas Farah), соавтор книги о Буте, считают, что российская элита боится разоблачений, которые может сделать Бут в рамках сделки с американской прокуратурой. Где он добывал оружие и вертолеты, которые он поставлял в горячие точки, а также российские самолеты, на которых он осуществлял перевозки? Поставлял ли он российское оружие «Хезболле»? Кто посоветовал ему вести дела с ФАРК - повстанческим движением, поддерживаемым президентом Венесуэлы Уго Чавесом, который, в свою очередь, является одним из крупнейших клиентов российской оружейной промышленности?
Все это - хорошие вопросы, и Путин явно не хочет, чтобы Бут на них отвечал.
Стоит отметить, что у «торговца смертью» может оказаться, в том числе, информация, неудобная для американского правительства. Его компании, по некоторым данным, Пентагон нанимал в качестве субподрядчиков для доставки оружия в Ирак в 2003 и 2004 годах. Однако именно правительство США преследует Бута, а значит, можно предполагать, что оно готово столкнуться с его откровениями. С другой стороны, для России дело Бута может стать редким примером применения принципов законности к одному из российских преступников, пользующихся поддержкой государства. Будем надеяться, что это станет прецедентом.

ИноСМИ.Ру, 17/11/2010
http://www.inosmi.ru/usa/20101117/164294761.html

Торговец смертью и перезагрузка ("The National Interest", США)
Писатель Джордж Крайл (George Crile) в своем бестселлере «Война Чарли Уилсона» рассказал о той роли, которую сыграл отдел ЦРУ по осуществлению тайных поставок оружия и снабжения в поиске и обеспечении военной техникой афганских моджахеддинов в 80-е годы прошлого века. В закупках оружия и предметов снабжения у самых разных поставщиков, включая Югославию, Египет и Китай, ключевую роль всегда играли так называемые торговцы смертью - посредники, либо закупавшие необходимое по заказу на черном рынке, либо игравшие роль «прикрытия» в сделках с государствами.
Выполнял ли подобные функции в интересах Москвы российский торговец оружием Виктор Бут, вдохновивший авторов на создание в 2005 году фильма «Оружейный барон», где главную роль сыграл Николас Кейдж? Пресса, в частности, Financial Times, в своих сообщениях настойчиво писала о том, что Бут «наладил тесные связи с руководством российской военной разведки». Безусловно, тот дипломатический фурор, который возник в России в связи с успешной экстрадицией Бута из Таиланда в Соединенные Штаты, кажется весьма странным, если предположить, что он был обычным торговцем с черного рынка, копавшимся на свалке отходов советской военной машины после распада Советского Союза.
Это отнюдь не говорит о том, что каждая сделка Бута в Азии, Африке и Латинской Америке за последние два десятка лет осуществлялась с благословения знавшего о них российского государства. Но если посмотреть, например, на предполагаемые взаимоотношения государства с многочисленным и талантливым хакерским сообществом России, то можно представить себе, что Кремль готов порой закрывать глаза на самую разную его деятельность в случаях, когда это сообщество обслуживает его интересы в других областях - например, помогая Москве создавать потенциал ведения кибернетической войны.
Россия часто оказывается в центре противоречивых и конфликтующих между собой интересов. Ее оборонная промышленность является одной из наиболее высокодоходных отраслей, работающих на экспорт. Подобно Соединенным Штатам и ряду европейских государств, Россия является лидером в продаже самой разнообразной военной техники. Но некоторые реальные и потенциальные покупатели российского оружия не могут осуществлять закупки открыто и напрямую - в частности, из-за санкций. Российское государство пошло на значительные финансовые потери, согласившись отказаться от поставок зенитно-ракетных комплексов С-300 в Иран. России также приходится отбиваться от критики по поводу поставок военной техники в такие страны, как Сирия и Судан. Администрация Дмитрия Медведева, работая с Бараком Обамой над «перезагрузкой» отношений, пошла на меры, имеющие важные последствия для всей страны.
Так может быть, тревога, которая возникла из-за высылки Бута в США, вызвана тем, что этот человек на допросах может раскрыть секретную информацию о том, как можно обойти стороной режим санкций? Может быть, он раскроет те способы «правдоподобного отрицания», которыми пользуется разведка России в случаях, когда российская военная техника оказывается в местах, где ей находиться нельзя? Дмитрий Закс, пишущий для Agence France Press, приводит мнение двух российских экспертов по этому вопросу: «Бут может слишком многое рассказать о том, кто принимал участие в тайных сделках по поставкам оружия, и когда он этими сделками занимался», - говорит руководитель Института стратегических оценок Александр КОНОВАЛОВ. «Бут - это тот человек, который очень многое знает о контрактах на поставку оружия», - соглашается Алексей МАКАРКИН из Центра политических технологий.
Отчасти все это может быть вызвано просто чувством смущения. В условиях, когда Россия стремится захватить большую долю мирового рынка торговли оружием, когда она завязывает новые контакты и связи с европейскими многопрофильными компаниями и пытается заключить новые контракты, возвращение имени Бута на первые страницы газет служит напоминанием о «плохих старых днях» 1990-х годов. Москва, которой не удалось помешать Таиланду экстрадировать Бута в Соединенные Штаты, получила неприятное напоминание о том, что несмотря на свое усиление, несмотря на внутренние проблемы США, между Москвой и Вашингтоном не может быть равного соперничества, когда Америка прилагает все свои усилия для решения той или иной проблемы. Несмотря на все эти разговоры о многополярном мире и об упадке США, экстрадиция Бута показывает, что Вашингтон по-прежнему обладает мощными рычагами влияния на мировой арене. Поэтому неудивительно, что заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Леонид СЛУЦКИЙ пожаловался: «Соединенные Штаты в настоящее время пытаются диктовать свои условия всей системе мировой политики и международных отношений».
Но это звучит как небольшое преувеличение. Да, у разведки могут быть некие «профессиональные тайны», и Москва, видимо, не хочет, чтобы Бут их раскрыл. Но «перезагрузка» зависит от гораздо более существенных вещей - от принятия нового договора СНВ и от реализации соглашения о сотрудничестве в гражданской атомной отрасли. Июньский «скандал со шпионами-нелегалами» стал всего-то диковиной на девять дней - легкой осечкой во взаимоотношениях. Точно таким же незначительным эпизодом может стать и экстрадиция Бута. Если будет нанесен ущерб перезагрузке, то произойдет это не из-за его высылки.

ИноСМИ.Ру, 17/11/2010
http://www.inosmi.ru/usa/20101117/164295134.html

Сказочные доходы ("Der Spiegel", Германия)
Москва является центром серого рынка оружия, здесь действуют сомнительные миллионеры из многих стран. Военная спецслужба ГРУ помогает им договариваться о сделках.
Прекрасное настроение царило на недавней встрече в Ханое американского госсекретаря Хиллари Клинтон и ее российского коллеги Сергия Лаврова. Они поздравили друг друга с совместным успехом в борьбе против афганских наркокартелей. Только один известный заключенный нарушал гармонию. Речь идет о Викторе Буте - арестованном в Бангкоке торговце оружием.
Российский министр осторожно отвел г-жу Клинтон в сторону, чтобы там начать откровенный разговор: «Америка должна перестать оказывать давление на тайское руководство». Москва и Вашингтон ведут ожесточенную борьбу за находящегося с 2008 года в заключении Бута. Тайский премьер-министр, у которого уже начали сдавать нервы, недавно заявил: «Америка и Россия должны, наконец, решить этот вопрос между собой».
Россия всеми средствами пытается воспрепятствовать экстрадиции Бута в Америку, и причины этого понятны: он имеет прекрасные связи с московских кругах поставщиков оружия и спецслужбах. По данным Организации Объединенных Наций, Бут, судя по всему, поставил только в Африку оружия на миллионы и таким образом нарушил введенное эмбарго. Если он будет давать показания в американском суде, то Кремль должен опасаться разоблачений.
Один из инсайдеров признается, что «ПОЧТИ ВСЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ В МОСКВЕ ТОРГОВЦЫ ОРУЖИЕМ НАХОДЯТСЯ ПОД НАБЛЮДЕНИЕМ СО СТОРОНЫ НАШИХ СПЕЦСЛУЖБ И ЧАСТО УПРАВЛЯЮТСЯ ИМИ». Другой знаток в этой области так описывает конспиративную модель: «СКРЫТЫЕ ПРОДАЖИ ОРУЖИЯ ПРОВОДЯТСЯ ЧЕРЕЗ ФИРМЫ, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ УШЕДШИМИ СО СЛУЖБЫ ОФИЦЕРАМИ ГРУ». ЭТИ СДЕЛКИ КУРИРУЮТ ДЕЙСТВУЮЩИЕ СОТРУДНИКИ ГРУ. ПРИБЫЛЬ ЗАТЕМ ДЕЛИТСЯ - представители спецслужб получают около 30%.
Эти сделки приняли такой размах, что даже московская служба внешней разведки СВР предупреждает о нанесении УЩЕРБА ПРЕСТИЖУ ИЗ-ЗА «СЕРОГО РЫНКА ОРУЖИЯ» В РЕСПУБЛИКАХ БЫВШЕГО СОВЕТСКОГО СОЮЗА. Все более активное участие «в мировой торговле военной техникой принимают бывшие сотрудники спецслужб из России и Украины», - говорится в одном конфиденциальном документе.
В Москве помимо десятка оружейных баронов российского происхождения находятся также продавцы из Израиля и Пакистана. Торговцы, работавшие ранее в Чехии, Польше или Болгарии, после расширения НАТО перебрались на Восток. По имеющимся данным, проживающий в Москве и выдающий себя за торговца тканями пакистанец организовал продажу вертолетов и крылатых ракет типа X-55 в Пакистан.
На фоне того, чем занимается мультимиллионер Аркадий Гайдамак - российско-израильский предприниматель - даже операции Бута выглядят довольно скромными. Бут сделал свое состояние «с помощью сделок в размере от 10 до 30 млн долларов, и он продавал большое количество стрелкового оружия, боеприпасов, легких артиллеристских установок и вертолетов, но по большей части это была уже «бэушная» техника», - отмечает один из московских знатоков этой отрасли. В то же время у таких людей, как Гайдамак, «суммы сделок колеблются от 100 млн долларов до 1 млрд, и они занимаются продажей дорогостоящих систем правительствам других стран».
В 90-е годы Гайдамак в Белоруссии и на Украине приобрел оружие для Анголы. За Москву эти сделки подписал бывший офицер, служивший в советское время в Анголе и познакомившийся тогда с нынешним президентом этой страны Жозе Эдуарду душ Сантушом (Jose Eduardo dos Santos). И сегодня рассказавший это человек с большой теплотой отзывается о Гайдамаке как о человеке, «с которым все охотно занимаются бизнесом, так как он постоянно платит вперед».
В результате расследования дела, получившего известность как «Анголагейт», французский суд заочно приговорил Гайдамака в октябре 2009 года к шести годам тюремного заключения. Французы сочли доказанным, что этот русский нелегально продал оружие на сумму 790 миллионов долларов в одно из африканских государств, где в то время шла гражданская война.
Даже международный ордер на его арест не помешал Гайдамаку в 2008 году участвовать в выборах мэра Иерусалима, хотя он тогда не добился успеха. В последнее время он живет в Москве и пишет книги о своей великолепной коллекции мебели. В Московской столице бывший владелец газеты «Московские новости» может чувствовать себя спокойно. Так как здесь сидят его покровители, здесь он выступает в качестве советника посла Анголы и имеет аккредитацию при российском министерстве иностранных дел.
Содрогаясь наполовину от страха, наполовину от восторга, московская газета «Аргументы недели» сообщила о том, что ГЛОБАЛЬНЫЙ НЕЛЕГАЛЬНЫЙ РЫНОК ОРУЖИЯ, ОБОРОТ КОТОРОГО СОСТАВЛЯЕТ ОКОЛО 5 МЛРД ДОЛЛАРОВ, «КОНТРОЛИРУЕТСЯ НАШИМИ ЛЮДЬМИ».
И сегодня еще продолжаются разговоры о том, что на борту захваченного при загадочных обстоятельствах летом 2009 года в Балтийском море грузового судна «Arctic Sea» могли находится системы оружия, предназначавшиеся для Ирана или для палестинского ХАМАСа, а не только груз древесины, как утверждала Москва. Судно захватили предполагаемые преступники из Восточной Европы. Кремль направил свои военные корабли для того, чтобы захватить это судно у берегов Кабо-Верде.
В октябре инспекторы Совета Безопасности ООН на аэродроме в Дарфуре - регионе Судана, охваченном гражданской войной, - обнаружили 4 бомбардировщика Су-25. Они были частью сделки по поставке 15 самолетов, которая была подготовлена в Москве, а затем эти машины через Белоруссию были проданы Судану. Организация Amnesty International обвиняет Москву в том, что, осуществляя поставки такой военной техники как вертолеты Ми-24, Россия нарушает эмбарго ООН от 2005 года. Россия отвергает эти обвинения. Даже правительство Белоруссии оправдывается: Судан, по его словам, заверил, что он не будет применять самолеты Су-25 в тех районах страны, где ведутся боевые действия.
Повстанцы в Дарфуре, однако, сообщили о том, что их позиции уже в начале октября вновь были атакованы с использованием самолетов, принадлежащих центральному правительству. Проведенное журналом Spiegel расследование показало, что запасные части к истребителям Су-25 были доставлены в Африку из России через Белоруссию, и были также предоставлены переводчики для обучения суданских пилотов.
Еще в советское время ГРУ контролировало продажу оружия повстанческим группировкам в Африке, Азии и Латинской Америке, то есть в те страны, в которых Кремль рассчитывал провести коммунистический переворот. И после распада Советского Союза существовавшие сети не пострадали. Официально Москва в девяностые годы осуществляла продажу оружия через государственное экспортное агентство. Однако поставки оружия палестинцам проводились через серые каналы для того, чтобы не осложнять отношений с Израилем.
Виктор Бут также создал свою сеть в то время, когда он находился на юге Африки. В Анголе и в Мозамбике военные советники Кремля работали с 1975 года по 90-е годы, выступая на стороне коммунистического движения. Бут был одним из нескольких сотен переводчиков, помогавших военным советникам. В идеальной позиции находились как раз те переводчики, которые одновременно подрабатывали, участвуя в сделках на черном рынке. Они занимались контрабандой наручных часов, телевизоров из России на юг Африки, подкупали пилотов, которые иногда доставляли сотни ящиков пива Heineken, летая над джунглями, из пункта А в пункт Б, а иногда две тонны свежей рыбы. Русские называли эту систему «Candonga» - что на португальском означает «незаконная торговля».
Доходы были «сказочные», рассказывает один из участников такого рода сделок. «Но прежде всего мы знакомились с ведущими чернокожими политиками, военными и тайными кукловодами, - добавил бывший военный переводчик. - Мы вместе с ними пили водку и выписывали девочек. Это сближает». Однако Бут все время держался в стороне, и тем не менее он познакомился с достаточным количеством людей, которые позднее оказались полезными для него.
Находясь в тюрьме в Бангкоке, Бут в интервью журналу Spiegel жаловался на условия своего содержания: «Я вынужден таскать тяжелые металлические кольца и цепи на ногах. Ко мне здесь относятся почти как к животному».

ИноСМИ.Ру, 17/11/2010
http://www.inosmi.ru/world/20101117/164294280.html

Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

суд, пресса, власти, СМИ, торговля, преступления, оружие

Previous post Next post
Up