Груз ЕГЭ не даст школьникам как следует изучить "Архипелаг ГУЛАГ"

Oct 31, 2010 16:40

Вдова Солженицына представила новое, сокращенное издание книги
Вдова Александра Солженицына представила новое, сокращенное издание труда «Архипелаг ГУЛАГ», предназначенное специально для школьников. В значимости этой вехи ни чиновники, ни учителя не сомневаются. Их волнует другое: сумеют ли современные учителя правильно поговорить со школьниками о книге, и заметят ли ее ученики вообще на фоне надвигающегося ЕГЭ.
На обложке нового издания книги «Архипелаг ГУЛАГ» - фотография Александра Родченко 1933 года «Строители канала»: толпа тощих узников-работяг с ломами движется под неусыпным взором надзирателя, сытые бока которого обтягивает добротная шинель. По словам вдовы Александра Солженицына Натальи Солженицыной, использовать этот снимок предложил художник Юрий Христич, работавший над книгой. Солженицына лично проверяла каждую сверстанную Христичем страницу, и особенно отметила работу художника.
Представляя новое издание масштабного труда супруга, она обратила внимание и на усилия издательства «Просвещение»: книга издана на «замечательной бумаге», у переплета «крепкий корешок». Обстоятельство немаловажное: по замыслу, эти книги предназначены в первую очередь для школьных библиотек, и читать их будут подростки.
Четверть «Архипелага»
На пресс-конференцию Солженицыной 28 октября собрались глава департамента общего образования Минобрнауки Елена Низиенко, друг семьи и внучка известного детского писателя Елена Чуковская, уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, Учитель русского языка и литературы московской школы №57 Сергей Волков, Людмила Сараскина, написавшая биографию Солженицына в серии ЖЗЛ, а также актеры Евгений Миронов и Андрей Смирнов, снявшиеся в фильме по произведению Солженицына «В круге первом». Обещанного министра Фурсенко не было.
«Архипелаг ГУЛАГ», изданный специально «для старшего школьного возраста», сокращен по сравнению с оригинальным изданием примерно в 4 раза. Вместо трех пухлых томов получился один увесистый на 500 с небольшим страниц.
По словам вдовы писателя, Александр Солженицын сам начинал работу по подготовке сокращенного издания «Архипелага». «Но ему было это тяжело, как отцу резать своего ребенка»,- рассказала Наталья Дмитриевна. Солженицына работала над сокращением книги лично, и для нее тоже, по собственному признанию, это была «раздирающе трудная работа».
При том, что текст был сильно сокращен, в нем удалось сохранить «непрерывную нить повествования», подчеркнула вдова писателя. «С точки зрения качества книгу решительно рекомендую не только школьникам»,- отметила она.
«Я задалась целью при максимально возможном сокращении объема сохранить структуру, архитектуру книги, чтобы она не превратилась в собрание эпизодов и осколков, но осталась непрерывным путешествием по островам Архипелага. И чтобы нашим лоцманом оставался сам автор, проложивший для этого плавания свою непревзойденно выверенную траекторию. В предлагаемом тексте сжаты, но сохранены все 64 главы полного „Архипелага“ (только 3 из них сокращены „радикально“: представлены лишь своим названием и несколькими конспективными строками)»,- пишет Наталья Солженицына в предисловии к книге (полное предисловие, являющееся одновременно биографией писателя и рассказом о том, как и почему был создан «Архипелаг», можно прочесть на сайте «Российской газеты» http://rg.ru/2010/10/27/gulag.html)
#
Сокращенный «Архипелаг» одобрил Путин
Двумя днями ранее, 26 октября, премьер-министр России Владимир Путин на встрече с Натальей Солженицыной поблагодарил ее за саму идею и за подготовку сокращенной версии книги. «Архипелаг ГУЛАГ» был включен в школьную программу по литературе год назад; за год до этого, в сентябре 2008 года Путин поручил Минобрнауки доработать учебные программы с тем, чтобы творчество3D Солженицына в них было представлено более полно. «Архипелаг ГУЛАГ» будут изучать на уроках литературы в 11 классе. На изучение литературы, посвященной репрессиям, программа отводит четыре урока.
#
Солженицына не только сократила текст, сделав книгу более доступной для понимания подростков, но и снабдила ее справочным аппаратом. Тремя списками добавлены «некоторые тюремно-значимые термины», «некоторые советские сокращения и выражения», а также «некоторые значимые имена», от расстрелянного министра госбезопасности Абакумова и умершего в тюрьме генетика Вавилова до наркома Ягоды и писателя Шаламова.
Наталья Дмитриевна рассказала, что друг их семьи Елена Чуковская с первого дня, как семья Солженицыных вернулась в Россию, настаивала на том, что «Архипелаг ГУЛАГ» необходимо изучать в школе. По словам Натальи Дмитриевны, Александр Исаевич сначала был против, полагая, что книгу прочтут и без этого. Но Елена Цезаревна оказалась права, констатировала Солженицына.
Книга о свободе в ситуации «несвободы»
В том, что книга от сокращения не потеряла своей значительности, никто из собравшихся не усомнился. Сомнения возникли по другому поводу: как именно «Архипелаг ГУЛАГ» будет преподноситься школьникам.
Отметив, что с точки зрения публикации проект «блестяще удался», Владимир ЛУКИН отметил, что «существует проблема»: что будет с книгой дальше? Книга, по словам правозащитника, либо «соединится» с подрастающим поколением напрямую, либо это произойдет «посредством учителей - что уже проблема».
Андрей СМИРНОВ, назвав «Архипелаг ГУЛАГ» «единственным достоверным документом по истории страны» сталинского времени, задался вопросом: «где те учителя, которые будут это преподавать», «где они возьмут жар сердца, чтобы донести книгу до детей»?
«Когда мы радуемся, что книга попадет в школьную программу, надо понимать, что это может быть приговором для книги»,- сказал учитель русского и литературы Сергей ВОЛКОВ. Преподаватель полагает, что те учителя, кто считал это нужным, говорили с учениками об «Архипелаге» и без включения его в обязательную школьную программу, а те, кто не изучал ее раньше, не будут изучать и теперь. «Более того,- добавил Волков,- я бы запретил им ее изучать».
По словам преподавателя, «книга о свободе пришла в ситуацию несвободы». «ШКОЛА НАХОДИТСЯ В СИТУАЦИИ КОЛОССАЛЬНОЙ НЕСВОБОДЫ» И «ПОДАВЛЯЕТ УЧИТЕЛЯ КАК НОСИТЕЛЯ СВОБОДЫ»,- заявил Волков, пояснив, что методика требует от учителя в августе составлять учебный план на весь учебный год и впоследствии не позволяет от него отступать ни на шаг. К тому же по программе изучение «Архипелага ГУЛАГА» приходится на февраль, а в это время, по словам учителя, «в школе литературу уже не изучают, все готовятся к ЕГЭ».
На возражения Елены НИЗИЕНКО из Минобрнауки о том, что департамент образования не дает четких указаний о том, что изучать труд Солженицына нужно именно в феврале, Волков ответил, что иначе и не выходит. По словам учителя, программа по литературе строится по тематическому и временному принципу, и странно было бы читать Солженицына сразу после, например, поэтов Серебряного века.
Биограф Солженицына Людмила САРАСКИНА констатировала: согласно опросам, «большинство молодежи сегодня считает, что Сталин сделал больше хорошего, чем плохого». Учитель, рассказывающий школьникам об «Архипелаге», должен уметь оппонировать тем, кто считает Сталина «эффективным менеджером», считает писатель. «Мы ждем от учителя гражданственного поведения. Мы фактически вторгаемся в некое мировоззренческое сознание нашего общества»,- сказала Сараскина.
Впрочем, кое-что для решения учительской проблемы сделано. Для учителей вскоре выйдет методическое пособие, помогающее понять, как лучше говорить со школьниками о труде Солженицына. Методичку напишет Татьяна Еремина, учитель, уже давно преподающая своим ученикам «Архипелаг ГУЛАГ». Кроме того, Еремина ежегодно проводит учебно-исследовательскую конференцию по книге со школьниками.
#
Художественно-историческое исследование
Начало «Архипелагу ГУЛАГ» положили многочисленные письма от людей, как и Александр Солженицын, переживших репрессии. Письма начали приходить писателю после того, как в 1962 и 1963 годах журнал «Новый мир», возглавляемый Александром Твардовским, напечатал рассказы Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» и «Случай на станции Кочетовка».
«Публикация „Ивана Денисовича“ будто прорвала плотину: „Письма мне, письма, уже сотни их,- ошеломлен Солженицын,- и новые пачки доставляют из „Нового мира“, и каждый день притаскивает рязанская почта- просто „в Рязань“, без адреса... Взрыв писем от целой России, нельзя вобрать ни в какие легкие, и какая же высота обозрения жизней зэческих, никогда прежде не достижимая,- льются ко мне биографии, случаи, события...“ Так Солженицын стал доверенным летописцем народного горя»,- пишет Наталья Солженицына в предисловии к сокращенному изданию.
«Художественно-историческое исследование» «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицын писал тайно с 1965 по 1968 год. Книга повествует о советской репрессивной системе и рассказывает, что приходилось пройти политзаключенному от неожиданного ареста до каторги и окончания срока. Солженицын не публиковал книгу: «долг перед еще живыми перевешивал долг перед умершими». Но когда в 1973-м КГБ обнаружила промежуточный экземпляр, книга срочно была напечатана в Париже. Через 1,5 месяца Солженицына заставили эмигрировать. В СССР «Архипелаг» был полностью опубликован в 1990 году. Писатель вернулся в Россию в 1994 году. Все доходы от издания книги передавались и передаются в Фонд Солженицына, созданный для помощи политзаключенным.
#
«Архипелаг» озвучит Гармаш
«Просвещение» напечатало 10 тыс. экземпляров сокращенного «Архипелага». По словам Елены Низиенко, так как книга для изучения по программе обязательная, ею будут укомплектованы все школьные библиотеки. «Деньги есть - была бы добрая воля»,- добавила Наталья Солженицына, пояснив, что любая школа может заказать нужное количество экземпляров книги у издательства.
По словам вдовы писателя, сейчас готовится и аудиокнига по «Архипелагу» - текст будет читать Сергей Гармаш. «Думаю, молодежь точно захочет ее послушать»,- сказала Солженицына.

"Газета", 28.10.2010
http://www.gzt.ru/topnews/education/-gruz-ege-ne-dast-shkoljnikam-kak-sleduet-izuchitj-/331841.html?from=1columndownfromindex
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

урок, Солженицын, ГУЛАГ, Сталин, книга, учитель, школа

Previous post Next post
Up