30 октября, в субботу, во всех школах Москвы пройдет единый День открытых дверей. Он проходит два раза в год, в остальные же дни школа для родителей фактически закрыта. Изначально такая закрытость была вызвана мерами властей по противодействию терроризму, но теперь, по мнению защитников прав учеников и родителей, администрация образовательных учреждений использует режим закрытости в своих целях. В частности, так школам легче обирать родителей.
Единый День открытых дверей проводится департаментом образования (совместно со столичным Институтом открытого образования) во второй раз (первый прошел в марте 2010 года). Администрация школ ответит на все вопросы, которые волнуют родителей будущих первоклассников.
Как заявил GZT.RU пресс-секретарь департамента образования города Александр ГАВРИЛОВ, в школы придут не только москвичи, которые выбирают, в какой школе начать обучение ребенка, но и родители учащихся. «Мы решили, что у родителей должен быть день, когда они смогут поговорить и с учителями, и с директором и задать им все, в том числе и неудобные вопросы. Поближе ознакомиться с устройством классов, программой обучения. А также узнать, что едят их дети»,- заявил он.
На Дне открытых дверей все посетители смогут познакомиться с санитарными правилами и нормами школ, узнать о правилах приема в школу, нормативно-правовом и методическом обеспечении обучения в первом классе, особенностях адаптационного периода в жизни первоклассников, заявили в департаменте образования.
«Для опытных педагогов это звучит дико»
Однако раньше доступ родителей в школы был куда более свободным. Президент Всероссийского фонда образования Сергей КОМКОВ, сам в прошлом директор школы, говорит, что в его время двери школы всегда были открыты для родителей.
«Для любого опытного педагога само название - День открытых дверей - звучит дико. В моей школе все время был День открытых дверей. Сейчас школу фактически изолировали от родителей. Охрана никого не пускает, только по специальным спискам на родительские собрания. Скоро повсеместно введут виртуальные журналы и электронные дневники, после чего родители окончательно окажутся за бортом школы»,- полагает Комков.
Пресс-секретарь департамента образования города с такой формулировкой не согласен. «Каждая школа может устраивать у себя День открытых дверей хоть ежедневно, никаких запретов на это нет»,- заявил Гаврилов.
Школа закрыта для внешнего мира
Председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг (ОЗППОУ) Виктор ПАНИН уверен в обратном: «Количество обращений к нам от жителей говорит о закрытости школ для родителей».
«Не во всех школах, но в большинстве только несколько дней в году для родителей устраивают День открытых дверей, во все прочие дни- двери закрыты. Вообще ограничение свободного прохода в школы связано с мерами по противодействию терроризму и экстремизму. Эта мера вынужденная, все это понимают. Но мы фиксируем, что директора школ неадекватно отнеслись к этим мерам властей и стали перегибать палку. Школьное начальство быстро поняло, что под эту сурдинку можно закрыть школу для внешнего мира»,- рассказал Виктор Панин.
#
«В первый класс очередь, как в советское время за дефицитом»
В ночь на 1 апреля 2010 года у старой московской школы № 654 имени А.Д.Фридмана родители первоклассников организовали ночное дежурство, чтобы подать заявление о приеме. Многие родители в интервью GZT.RU сетовали, что в другое время в школу не попасть. Очереди и списки на входе наблюдаются примерно в 50 ведущих школах столицы. Первоклассников-претендентов в среднем в два с лишним раза больше, чем мест в этих учебных заведениях.
Подробнее об этом:
http://www.gzt.ru/topnews/education/-roditeli-pervoklassnikov-organizovali-nochnoe-/299522.html?from=copiedlink#
Панин говорит, что жалобы одни и те же: охранники из ЧОПа просто отсекают родителей, не дают им пройти в здание. Тем временем это нарушение закона «Об образовании» и конституционных прав. Родители согласно закону - участники образовательного процесса, законные представители своих несовершеннолетних детей по всем вопросам. А в договоре ЧОПов и департамента образования прописана задача не допускать в школу посторонних.
«Посторонние - это, условно говоря, террористы, экстремисты, хулиганы, маньяки и наркодилеры, но никак не родители»,- убежден Панин.
#
Что делать, если не пускают в школу
В ОЗППОУ москвичам советуют требовать от администрации возможности постоянного допуска в здание школы. Если на охране вас заворачивают, вы должны требовать вызвать директора или завуча, следует написать жалобу (в двух экземплярах) и одну копию подписать у представителя школы. Если ситуация повторяется, необходимо обращаться с жалобой в окружное управление образования, департамент или в ОЗППОУ.
#
Первый раз в первый класс - от 30 тысяч рублей
В то же время, по мнению Сергея Комкова, «единый день» - отличный повод поговорить о проблемах в московских школах, «тем более, что их предостаточно».
«Основная проблема - денежная. И при поступлении ребенка в школу и при переводе в другое учебное заведение эта проблема встает перед родителями в первую очередь. В Москве сейчас есть две системы: прямая взятка руководителям или завучам либо через создаваемые ими же некоммерческие организации в так называемые фонды развития школы. Зачастую, все это оборачивается криминалом, как, например - недавний эпизод в школе № 1317 в районе Никулино, где в отношении директора было сначала возбуждено уголовное дело (
http://www.rian.ru/incidents/20101001/281069147.html) о мошенничестве (более 200 млн рублей), а потом прокуратура его молниеносно закрыла (
http://city-fm.ru/news/?id=393293)»,- рассказал Комков.
По данным Всероссийского фонда образования, СУММА ВЗЯТКИ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В ПРЕСТИЖНЫЕ ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ ВАРЬИРУЮТСЯ ОТ 30 ТЫС. ДО 200 ТЫС. РУБЛЕЙ. В среднем ежемесячный взнос за обучение ребенка в столичной школе (на охрану, на дополнительные занятия и на другие нужды)- от 3 тыс. до 8 тыс. рублей.
#
«Все это ведет к резкому всплеску детской безнадзорности и преступности в Москве»
Наиболее вопиющие факты коррупции в системе столичного образования Комков отправил новому мэру Москвы Сергею Собянину в виде наказа.
Полный текст (
http://www.gzt.ru/addition/-nakaz-sergeyu-sobyaninu-/331963.html) читайте на GZT.RU.
#
По данным ОЗППОУ, поступление в обычную московскую школу стоит от 10-15 тыс. рублей, в специализированную - от 70 тыс., а в школу, имеющую неформальный статус «элитной», - от 150 тыс.
*
НУЖНО ЛИ ГНАТЬСЯ ЗА ПРЕСТИЖНЫМИ ШКОЛАМИ?
Результаты опроса:
http://www.gzt.ru/topnews/education/poll/310/*
МНЕНИЯ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ:
Ирина РУКИНА, профессор, начальник отдела социально-экономического развития регионов Института региональных экономических исследований:
«С моей точки зрения, нет, потому что уже давно существует мировая практика, согласно которой престижность школы отнюдь не означает получения хорошего образования теми, кто там учится. Есть даже такое мнение, что больше внимания необходимо уделять обычным школам. Например, в США проводятся общеамериканские конкурсы, и учителей, которые в них побеждают, назначают в большие муниципальные школы, где учатся по 8 тысяч детей или больше (и это является наградой). Привлекательность именно обычных школ - вот что нужно особенно подчеркивать. Мне кажется, что вообще не стоит делить школы на престижные и непрестижные. У меня позиция совершенно четкая - это равенство стартовых условий. У меня, например, трое внуков, все они учились или учатся как раз в обычных школах. Я думаю, что, если человек хочет получить образование, он его получит в любой школе. При этом у нас понятие «престижная школа» очень часто подменяется понятием «школа, где все должно быть дорого». Но ведь это не означает, что все будет хорошо. В конце концов многое зависит от учителя. И задача государства заключается в том, чтобы престиж учителя не определялся тем, в какой школе он работает».
Александр АСМОЛОВ, академик Российской академии образования, профессор, бывший замминистра образования России:
«Понятие «престижные школы» является довольно абстрактным, и каждый в него вкладывает собственный смысл. С моей точки зрения, когда выбирается прогимназия или начальная школа для ребенка, главный вопрос заключается в том, чтобы найти учителя, в которого мог бы влюбиться ваш ребенок. Если это сделать получится, все остальное (вне зависимости от того, о «престижной» школе идет речь или о «непрестижной») будет только лишь производным. Поэтому основное все-таки - это тот мастер, тот учитель начальной школы, который сможет создать для ребенка среду развития. Соответственно, любой родитель при всех внешних атрибутах школы должен интересоваться, кто станет тем человеком, который будет общаться с его ребенком».
Сергей КОМКОВ, профессор, президент Всероссийского фонда образования:
«НУЖНО ГНАТЬСЯ НЕ ЗА ПРЕСТИЖНЫМИ ШКОЛАМИ, А ЗА ТЕМИ, КОТОРЫЕ ДАЮТ ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. Такой школой не обязательно может быть лицей или гимназия, это может быть обычная общеобразовательная школа, которая имеет хорошие традиции, хороший педагогический коллектив, прекрасные наработки и так далее. Если говорить чисто формально, то, конечно, казалось бы, лицеи и гимназии должны давать более качественное образование. Однако практика показывает, что достойное образования можно все-таки получить не только там. Повторюсь, если процесс хорошо поставлен в простой средней школе, то она нисколько не будет уступать лицеям или гимназиям. Правда, к сожалению, какие-либо школьные рейтинги на сегодняшний день отсутствуют. А, на мой взгляд, уже настала пора давать общественности не только информацию о вузах, но и информацию о школах. Все это серьезная недоработка органов управления образованием. Во всяком случае, на региональном уровне должны существовать какие-то информационные службы, которые бы представляли лучшие школы, лучшие лицеи и гимназии, рассказывали о них. Да и вообще, информированию о том, что происходит в системе образования, необходимо придать сегодня особое значение».
"Частный корреспондент", 29.10.2010
http://www.gzt.ru/topnews/education/-denj-otkrytyh-dverei-pozvolit-roditelyam-/331961.html?from=copiedlinkПримечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.