Дмитрий ТРАВИН: Создание союзного государства с Беларусью могло бы решить главную проблему Путина

Dec 23, 2018 01:45

Дмитрий ТРАВИН - политолог, экономист и публицист, исследователь политических процессов современной России. К. э. н.
Окончил экономический факультет ЛГУ (1983). Учился на одном курсе с Андреем Илларионовым и Алексеем Кудриным.
В 1991 г. работал в Комитете по экономической реформе Ленгорисполкома. Затем преподавал на факультете менеджмента и факультете международных отношений СПбГУ, в Высшей школе экономики. Доцент факультета журналистики СПбГУ. С 2008 г. - профессор факультета экономики, научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Участник исследования российской переходной экономики, изучения опыта реформ и модернизации в других странах. Автор книги (в соавторстве с М.Дмитриевым) "Российские банки на исходе золотого века". Исследователь пенсионной реформы в России. Редактор книги "Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы".
Обозреватель ряда СМИ Санкт-Петербурга. Автор многочисленных аналитических публикаций в ведущих российских СМИ, учебных пособий.
Лауреат Международной Леонтьевской медали "За вклад в реформирование экономики" (2008).
https://ru.wikipedia.org/wiki/Травин,_Дмитрий_Яковлевич
http://www.baltpp.ru/a/2013/08/15/Dmitrij_JAkovlevich_Travin/


Съест ли Путин Беларусь?
Создание обновленного союзного государства могло бы решить главную проблему Кремля. Но Лукашенко будет торговаться до последнего


РуБель может оказаться выгодным и для Москвы, и для Минска
Александр Лукашенко серьезно занервничал. На состоявшейся 14 декабря пресс-конференции он заявил о стремлении российского руководства поглотить его маленькую республику.
Зачем это вдруг понадобилось Кремлю, белорусский президент не говорил - и даже выражал недоумение. Но мы-то понимаем, что Кремль нуждается сегодня в мягкой трансформации российского законодательства, не позволяющего Владимиру Путину оставаться на нынешнем посту после 2024 года. При формировании союза Руси и Беларуси (РуБель), имеющего наднациональные органы управления, проблема «Путин-2024» окажется разрешена. Причем народ наш, скорее всего, даже не возмутится хитростью правителя, а еще и порадуется очередному расширению границ своей великой державы.
О том, что именно трансформация «спящего» Союзного государства России и Белоруссии в нечто реально функционирующее может оказаться стратегическим курсом при движении к 2024 году, я недавно уже писал (СМ. НИЖЕ). Поскольку, похоже, высказанные ранее предположения подтверждаются, теперь необходимо уточнить детали. Ведь некоторым читателям показалось, будто формирование РуБеля технически чересчур сложно и политически неосуществимо. Однако на деле все может оказаться для Кремля значительно проще, чем думается.
Мне представляется, что формирование РуБеля будет идти по схеме типичного торга, при котором начальные позиции неприемлемы для обеих сторон, но после ряда взаимных уступок достигается компромисс. Уже сегодня Кремль формулирует свою позицию так, что Лукашенко еле сдерживает возмущение.
Сейчас в российской нефтянке осуществляется так называемый налоговый маневр: в ближайшие годы вместо экспортных пошлин доходы бюджету станет давать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Формально этот маневр не привязан к проблеме-2024 и к российско-белорусским отношениям. Отказ от экспортных пошлин можно даже счесть либеральной мерой, поскольку он выравнивает условия продажи нефти внутри страны и за рубежом. Экспортеры не должны будут платить казне больше тех, кто продает нефть и нефтепродукты российским потребителям.
Но в рамках этой большой финансовой перестройки «под раздачу» попадает Лукашенко, который перерабатывает у себя часть российской нефти и с продуктов переработки берет пошлину. По имеющимся оценкам, в ближайшие шесть лет Беларусь недосчитается порядка $10 млрд, что для маленькой и бедной страны может стать катастрофической потерей.
Естественно, Лукашенко хочет компенсации. Но с какой стати Россия должна ее предоставлять? Идея поддержки дружественных автократов не слишком популярна даже среди тех, кто одобряет экспансионистскую политику Кремля. Антон Силуанов, как «злой следователь», прямо сказал, что «батьке» ничего из нашего бюджета не обломится. А Дмитрий Медведев, как «следователь добрый», заметил, что в случае усиления интеграции мы можем белорусов и поддержать.
Конкретные формы нового договора пока выглядят расплывчато, но сам Лукашенко не случайно, наверное, на пресс-конференции вспомнил про идею Владимира Жириновского фактически ликвидировать Беларусь и включить ее земли в состав России шестью отдельными областями.
Понятно, что на такие условия Лукашенко не согласится. Это чревато для него не только полной потерей лица, но и потерей политических позиций. Кем его при реализации подобного плана назначит Путин после 2024 года - полпредом в Белорусском федеральном округе? Это в лучшем случае. А в худшем - «батьку» отправят обратно в тот совхоз, из которого он когда-то пошел в большую политику.
Сам Лукашенко требует, чтобы в отношениях «дружественных народов» вообще ничего не менялось. То есть чтобы он мог и дальше поддерживать деньгами своего избирателя за счет российского налогоплательщика. Думается, если белорусский президент будет в данном вопросе слишком настойчив, то всякие соловьевы-киселевы быстро объяснят россиянам, почему Александр Григорьевич не прав. И, чтобы разом пресечь дискуссию, добавят еще слегка про «радиоактивный пепел».
В итоге высокие договаривающиеся стороны сторгуются на том, что Беларусь не входит в состав России ни целиком, ни по частям, а объединяется с ней в РуБель. С равным представительством в каком-нибудь надгосударственном Совете конфедерации, не имеющим на практике никакого значения. Минск будет трактовать это как безусловную победу Лукашенко, отстоявшего в трудных условиях независимость родины. Более того, Силуанов отстегнет «батьке» изрядную сумму, что позволит сразу же после создания РуБеля поднять в Беларуси зарплаты, пенсии, настроение и чувство собственного достоинства.
Ничто не помешает сохранить в РуБеле два президентских поста. Так что Лукашенко кем был, тем и останется - если только не захочет официально именоваться «всенародным батькой». А при нем сохранятся все его хозяйственные и административные структуры с многочисленными синекурами для белорусской элиты.
У нас же верный Медведев дождется, наконец, своего второго пришествия в президентство, хотя в новых условиях его пост, по сути, не будет ничем отличаться от премьерского. А Путин, как раб на галерах, возьмет на себя не слишком почетную функцию возглавить РуБель в должности какого-нибудь генерального секретаря Союзного государства.
Россияне прослезятся от скромности вождя, готового трудиться чуть ли не секретаршей на благо наших народов. При этом в ведение «секретарши» передадут вооруженные силы, ФСБ, ФСО, Росгвардию и, возможно, прокуратуру со следственным комитетом. Участковых милиционеров оставят под контролем президентов и их министров внутренних дел, чтобы тем было не слишком обидно. Пожарных с гаишниками тоже переводить под союзную крышу не станут.
Не исключено, что в каждой части союза будет и свой министр иностранных дел. Ведь даже в СССР существовал МИД Белоруссии, хотя никаких особых дел, не санкционированных союзным министерством, он, естественно, вести не мог.
Скорее всего, у РуБеля появится единый рубль. Но на фоне давно уже существующей еврозоны вряд ли кто-то сможет это интерпретировать как покушение Путина на независимость маленькой, но гордой республики.
Удивительно, что когда обсуждаешь публично возможность реализации подобного проекта, люди, считающие его нереалистичным, говорят в первую очередь о грядущем возмущении белорусского народа. Чуть ли не о том, как герои сопротивления будут под российские танки бросаться.
Однако РуБель, если он окажется приемлемым для белорусской элиты, не потребует даже зеленых человечков. Простой гражданин Беларуси не почувствует почти никаких изменений в собственной жизни (кроме тех позитивных, которые «батька» ему на первых порах устроит за счет российских дотаций).
Сохранится (и даже усилится) вся национальная символика, риторика и косметика, с помощью которой Лукашенко давно уже приукрашивает свою автократию.
Речь ведь идет не о формировании империи эпохи модерна, где доминирующая нация могла стремиться к ассимиляции малых народов, а о конструкции эпохи постмодерна, в которой совершенно разные ценности могут сосуществовать ради выполнения главной задачи - создания поста, на котором Путин при соблюдении буквы (но не духа) закона и при всеобщем одобрямсе может находиться, сколько пожелает.

Росбалт, 17.12.2018
http://www.rosbalt.ru/blogs/2018/12/17/1753574.html

Куда прыгнет Путин? (октябрь 2018)
У российского президента есть лишь один способ поднять свой рейтинг и остаться у власти еще на долгие годы


Реанимация союзного государства с Белоруссией обрадует россиян и не вызовет новых санкций со стороны Запада
Владимир Путин на встрече с «борцом без правил» Хабибом Нурмагомедовым заявил: Россия может «прыгнуть так, что мало не покажется». И впрямь - самое время «прыгать», поскольку рейтинг президента упал примерно на докрымский уровень. Без «ужимок и прыжков» вряд ли удастся его поднять. Однако при прыжках во внешней политике существуют определенные правила, которыми нельзя пренебрегать. Попробуем разобраться, что должен учитывать Путин.
В прошлый раз, когда фиксировался сравнительно низкий рейтинг, была предпринята экстренная операция в Крыму. Полуостров присоединили к России - и рейтинг взлетел до небес. Несмотря на экономический кризис, обрушившийся на Россию примерно в то же время, запаса прочности хватило аж до президентских выборов 2018-го, что, в общем-то, и требовалось Путину. А как быть сейчас?
Первое, что приходит в голову, - присоединение Донбасса. Однако, думается, по столь простому пути Кремль все же не пойдет. Можно принять во внимание, насколько разорена военным конфликтом территория восточной Украины, и, следовательно, насколько дорого обойдется нашему бюджету ее восстановление хотя бы до уровня отсталого российского региона. Кроме того, Донбасс, по сути, давно от Украины откололи. А значит, добрая часть той славы, которая Путину нужна, уже им получена, и новый «успех» не будет воспринят широкими массами так, чтобы рейтинг вновь устремился ввысь.
Главный же аргумент против Донбасса - в том, что Кремль всегда тщательно готовит операции. И если бы план присоединения восточной Украины действительно стоял на повестке дня, наш МИД наверняка последние четыре года так или иначе говорил бы о спорной принадлежности Новороссии. Но позиция Кремля была иной: Донбасс - это Украина, однако Киев должен соблюдать права русскоязычных граждан. И неприятности он имеет именно потому, что плохо их соблюдает.
В общем, Донбасс брать не будут. Как и другие территории постсоветского пространства, которые «плохо лежат». Не все, что плохо лежит, стоит тянуть к себе в карман. Присоединение Абхазии, Южной Осетии или Приднестровья наверняка вызовет новые санкции со стороны Запада, но не будет воспринято российским обывателем как нечто эпохальное. Получится как с медведем на воеводстве у Салтыкова-Щедрина. От него ждали «кровопролитиев», а он чижика слопал.
После Крыма любой маленький осколок Советского Союза будет казаться «чижиком» и не обеспечит Путину серьезной поддержки. Особенно с учетом того, что со временем харизма вождя слабеет и для поддержания популярности требуются все более сильнодействующие средства. В общем, думается, Украина, Грузия и Молдова могут спать спокойно.
По-настоящему сильной акцией стало бы вторжение в одну из стран НАТО. От такой мысли у народа аж дух захватывает. Если Путин утрет нос американцам, то сможет потом править Россией хоть до 2042 года. И прихватить-то надо всего лишь какой-нибудь крохотный кусочек бывшей советской Прибалтики, населенный, собственно, такими же русскоязычными людьми, как Крым. Вроде мелочь - а народу приятно будет.
Однако подобный вариант можно полностью исключить. За неполных два десятилетия пребывания у власти Путин проявил себя как прагматик. Порой кажется, будто он готов на любые авантюрные действия. На самом же деле все авантюры тщательно просчитываются с точки зрения минимизации рисков. А при вторжении на территорию НАТО риски запредельно велики. Конечно, никто точно не предугадает, станут ли США воевать с Россией, скажем, за Нарву и Кохтла-Ярве. Даже в Белом доме этого, скорее всего, не знают. Но исключить широкомасштабный конфликт нельзя. А Путину он нужен меньше всего. Зачем рисковать властью, личным комфортом и даже жизнью ради шумной акции, без которой вполне можно обойтись?
Советские лидеры были не столь прагматичны, как нынешний. Но даже они не рисковали прямым столкновением с Америкой - что продемонстрировали и Карибский кризис, и брежневское искреннее стремление к разрядке международной напряженности. Для «войны с Америкой» у Путина есть мультфильмы вроде тех, которые он показывал весной этого года. Народу достаточно «веселых картинок», и в реальности никакие ракеты на Запад не полетят. Даже в Эстонию.
В нынешней ситуации Кремль стремится максимизировать выгоды от своих акций для проведения внутренней политики и минимизировать внешнеполитический аспект. Проще говоря, российский народ должен думать, будто мы всюду противостоим Америке, но американцев наводить на такие мысли ни в коем случае не следует.
Итак, что же остается? У Кремля есть лишь один оптимальный вариант поддержки рейтинга и одновременно - решения проблемы-2024 (т.е. сохранения высшей власти в руках Путина после окончания его четвертого срока). И связан этот вариант с Беларусью. Причем речь идет не о том, чтобы внезапно обнаружить непреодолимую тягу жителей Витебской области к зеленым человечкам из России, а о значительно более тонком маневре.
У России с Белоруссией давно уже существует «спящее» союзное государство. Мы про него вспоминаем лишь в аэропортах при возвращении из-за границы, когда видим, что для жителей этого «государства» есть отдельные стойки пограничного контроля. Других признаков того, что это государственное образование, а не фикция, нет.
Но реанимировать этот РуБель (Русь-Беларусь) вполне возможно. Причем разумный подход к решению проблемы-2024 не требует даже радикальных действий типа перевода Лукашенко в совхоз «Батька на Немане». Скорее, в законодательство двух государств внесут минимальные, но важные изменения. Может, поэтому Валерий Зорькин заговорил на днях о том, что Конституцию РФ можно подправить?
Внутри органов управления России и Беларуси все сохранится по-прежнему. Останутся два президента (скажем, Лукашенко и Медведев), два парламента, два правительства, занимающихся традиционно хозяйственными вопросами. Но все силовые и правоохранительные органы переподчинят союзному руководству. И на союзном уровне введут новый пост. Скажем… генеральный секретарь Союзного государства России и Беларуси. Этот пост займет, естественно, Путин. В случае столь эпохального объединения братских народов нет никакого сомнения, что рейтинг Путина вновь взлетит, и он легко выиграет выборы - благо привычных россиян-избирателей намного больше, чем добавившихся к ним белорусов.
Русские будут рады, поскольку Беларусь явно больше Крыма. Среди белорусов национальное движение давно самим Батькой задавлено, значит серьезных протестов ждать не приходится. Лукашенко получит синекуру без потери статуса, поэтому вряд ли станет всерьез подобному варианту сопротивляться. Белорусская элита в статусе потеряет, но никаких материальных потерь не понесет. Наконец, Запад с этой операцией будет вынужден смириться. Во-первых, поскольку не возникнет столь значимых проигравших, как в случае с Крымом. Во-вторых, потому что сам Запад столько раз с Лукашенко ссорился и называл его последним диктатором Европы, что защищать его ради свободы и демократии окажется сложновато.
Путин же останется у власти на неопределенный срок. И точно так же, как раньше, неформально будет контролировать «Газпром», «Роснефть», «Сбербанк», ВТБ и все основные финансовые потоки, не проходящие через бюджет.

Росбалт, 12.10.2018
http://www.rosbalt.ru/blogs/2018/10/12/1738539.html

Примечание: выделение черным болдом - моё.

власть, Кремль, государство, Травин, Лукашенко, сценарии, союзники, Путин, Белоруссия

Previous post Next post
Up