Иван ДАВЫДОВ: Настоящий день независимости

Jun 13, 2018 12:20



Во время празднования Дня России
Отмечаем государственный праздник, возможно, даже главный государственный праздник, между прочим, 23 года уже отмечаем, и каждый раз встает непраздный вопрос - а что, собственно, празднуем? Социологи задают вопрос согражданам, граждане из года в год демонстрируют стабильность: примерно половина ответа не знает, примерно треть утверждает, что 12 июня - «день независимости».
Тут, конечно, есть свой резон: 12 июня 1990 года Верховный совет РСФСР принял декларацию о государственном суверенитете, а в 1992-м был учрежден соответствующий государственный праздник с трудно произносимым названием - День принятия декларации о государственном суверенитете. Тогда же появилось и укороченное, просторечное название - День независимости. Исходно, то есть, праздник был связан с одним из ключевых для новой России исторических событий, у праздника были наполнение и смысл. Кстати, официально отмечать его начали только с 1995 года. То ли потому, что раньше не до праздников было, а то ли потому, что президентская кампания требовала поводов для веселья, традиционно на родине редких. Но начали.
Ехидный вопрос - «От чего же это мы теперь не зависим?» - появился вместе с праздником, не менее ехидный ответ тиражировали эстрадные юмористы: «Россия - это такая страна, от которой ничего не зависит» (тяжело поверить теперь, что когда-то эстрадные юмористы позволяли себе шутки на политические темы, но было, было, чего только с нами не было). Атмосферу нездоровой тревожности вокруг нового праздника чувствовал еще Борис Ельцин, собственно, он и предложил в конце девяностых переименовать День независимости в День России. Он предложил, а Путин переименовал. С 2002-го мы празднуем День России.
В итоге получилось то, что получилось: для единороссов - повод походить с триколорами по улицам и повосхищаться мудростью вождя, для остальных - дополнительный выходной (а за это, конечно, спасибо, мы любим выходные). Иного смысла у праздника нет, а название звучит немного издевательски - день России в России бывает раз в году, оказывается. Все остальные дни - какие-то чужие. Звучит издевательски, зато честно - лет уже пять, как Россия своими делами интересуется в последнюю очередь, и, если в любое время суток включить телевизор, чтобы послушать выдающихся экспертов, которые пасутся безвылазно на бесконечных ток-шоу, вздохнув, согласишься: тут постоянные какие-то дни Украины вперемешку с днями Сирии, разбавляемые изредка днями США. На Россию у России времени не остается.
И это, между прочим, хороший повод, чтобы поговорить о независимости. Теперь не так уже и важно, какие тактические цели решал председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин, затевая разговор о государственном суверенитете. Важно, что Россия искала будущее, изживая понятную зависимость - зависимость от советского прошлого. И еще теперь мы знаем - ничего у России не получилось. Во всяком случае пока.
Есть разница между живой исторической памятью и мертвящей исторической зависимостью. Честный разговор о зверствах советской охранки, сохранение имен жертв репрессий - это живая память. Уничтожение выходцами из советской охранки архивных данных о жертвах репрессий - это мертвящая зависимость. А они - это практически случайно выяснилось - уничтожают архивные карточки, вымарывают убитых и покалеченных государством людей из истории. От чего зависишь - то и обелить пытаешься, чтобы собственную зависимость оправдать, здесь есть вполне понятная логика.
Бессмертный полк исходно - живая память о самой страшной из войн, поэтому его и пытаются сломать, изувечить, превратить в продолжение военного парада. Хочется верить, что получилось пока не до конца, но это, увы, вопрос дискуссионный. Попытки собственные проблемы внутри и вне страны решать, размахивая флагом Победы, случившейся с другой страной и семьдесят три года назад, попытки присвоить себе право определять, кто нынче фашист, а кто наоборот, и статья в УК, карающая тех, кто рискует о войне высказывать мнения, отличные от официального, - мертвая зависимость.
Ну и так далее, вплоть до превращения фантомных болей по развалившейся бесчеловечной империи в основную движущую силу внешней политики. Неспособность смириться с тем, что бывшие республики Союза стали независимыми государствами, что у них есть свои права, своя правда и свои интересы, - оттуда же растет. И, в общем, понятно, сколько наших (и не только наших) нынешних проблем произошли из этой неспособности, зато совершенно непонятно, как мы будем эти проблемы решать, даже если развеется нынешний морок.
Да он и не развеется, пока мертвящая зависимость от советского прошлого жива, пока она определяет, чтобы не сказать - рушит российское будущее. Советский зомби пляшет на наших могилах, несмотря даже на то, что мы, кажется, пока почему-то все еще не умерли. Одну большую общую могилу для страны государство роет с завидным упорством, молодые и не очень молодые технократы выстраиваются в очередь, чтобы украсить могилу красивой плиткой и разбить вокруг правильные газоны.
Рано нам пока отмечать день независимости. Настоящий день независимости случится только тогда, когда советский зомби издохнет окончательно. А пока - ну, пусть будет у России хотя бы один день России в году.
Иван ДАВЫДОВ - журналист, литератор, медиаменеджер, политконсультант. Зам. главного редактора журнала The New Times, ранее - зам. главного редактора интернет-газеты Slon.ru. ранее - колумнист Lenta.ru, "Свободной прессы", Slon.ru, GQ. Был редактором интернет-проектов холдинга "Эксперт"; создатель газеты "Соль".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Давыдов,_Иван_Фёдорович
http://www.snob.ru/profile/6051


МБХ медиа, 12.06.2018
https://zen.yandex.ru/media/mbkhmedia/nastoiascii-den-nezavisimosti--5b1fb34ac71a92a91b9eaac7

советское время, Давыдов, прошлое, независимость, праздник

Previous post Next post
Up