Олег КАШИН: Не устанет, не уйдет. Почему у Путина не будет преемника

Aug 31, 2017 00:45

В России известен только один способ смены президента. Но нет оснований полагать, что он повторится


Владимир Путин и Дмитрий Медведев
Это можно назвать драматургическим дефектом всей нынешней российской государственности - отсутствие опыта регулярной смены первого лица заставляет видеть традицию там, где ее нет и где был единственный, причем довольно экстремальный эпизод срочной замены президента, пришедшего в негодность, на нового человека при сохранении системы. Речь идет о 1999-м, о том, что вошло в историю как операция «Преемник». Там было очень много ситуативных неповторимых вещей: был только что пережитый экономический кризис, была война, был бунт региональных элит, объединившихся в свою партию для реализации своих федеральных амбиций, было медийное всевластие телевизора - в общем, много всего, чего нет и не предвидится сейчас. Но другого опыта у нас нет, поэтому опыт 1999 года абсолютизирован.
Есть, конечно, пример, поданный Украиной, но где мы и где Украина - в России нет и половины тех институтов и субъектов, которые в 2013 году смогли противостоять Януковичу; у нас нет ни самостоятельного парламента, ни массовых оппозиционных движений, ни регионов, которые на что-нибудь претендовали бы. Одним словом, если исходить из того, что не случится какого-нибудь серьезного исторического потрясения, то единственная известная нам схема смены власти выглядит так, что за несколько месяцев до очередных выборов президент назначает нового премьера, о котором или говорит прямо, или намекает, что хочет видеть его своим преемником. За эти месяцы вертикаль перенастраивается на этого нового человека, присягает ему на верность и после голосования, становящегося в такой обстановке чистой формальностью, живет дальше уже с новым первым лицом.
Ничего лучше этой схемы Кремль за 20 лет придумать не смог. Опыт 2005-2008 годов, когда Владимир Путин проводил свою операцию «Преемник», после 2011 года принято считать заведомо фарсовым и пародийным. Так это или нет, достоверных сведений не существует (все-таки нельзя исключать, что сначала Путин честно хотел уйти, но потом передумал или не решился), но этот опыт в любом случае был, и стоит вспомнить, как Путин его модернизировал по сравнению с 1999 годом. Первым путинским ноу-хау в той операции было назначение сразу двух возможных преемников и растянувшийся на два года фактический публичный конкурс с их участием, и тут тоже есть проклятая неопределенность - действительно ли это было конкурсом с непредсказуемым результатом, или Сергей Иванов с самого начала играл роль отвлекающего статиста, призванного оттянуть на себя хотя бы половину аппаратного противодействия Дмитрию Медведеву. Вторым отличием от 1999 года было то, что преемник не был премьер-министром - Медведев до самой инаугурации так и остался первым вице-премьером, и он до сих пор единственный в российской истории человек, носивший звание «избранного президента», специально для него учрежденное указом Путина. Все остальные (прямо скажем, двое - больше не было) российские президенты не нуждались в таком титуле, потому что и так занимали высшие государственные должности в момент избрания.
Опыт 1999 года научил нас, что операция «Преемник» заканчивается в тот момент, когда новый президент занимает кремлевский кабинет своего предшественника. Но эпизод медведевского преемничества внес в сценарий принципиальное уточнение - оказывается, может быть и так, что через несколько лет два президента, глядя стране в глаза, объявят, что все было понарошку. До сих пор невозможно оценить, до какой степени рокировка 2011 года дискредитировала преемническую схему - теперь, если Путин вдруг объявит, что он уходит, оставляя вместо себя нового человека, ему просто никто не поверит. Наученные медведевским опытом царедворцы продолжат вести себя исходя из того, что первым лицом остается Путин даже вне зависимости от того, станет ли он премьером, как в 2008 году, или, удалившись в какую-нибудь из своих резиденций, сядет за мемуары. Опыт прошлой рокировки исключает самостоятельность преемника вне зависимости от того, что он будет делать, - люди ведь помнят, как все было в 2008-2011-м и чем все кончилось; пожалуй, только суд над Путиным и посадка его в тюрьму убедит номенклатуру и общество, что все всерьез, но это ведь уже совсем фантастика. Еще один момент, о котором в нашей культуре говорить считается неприличным, но все же - очевидно, что операция «Преемник» возможна только при живом предыдущем президенте. В противном случае становится неважным, кто там кому и что обещал.
Когда сейчас кого-то из российских чиновников называют преемником Путина, это должно звучать как ругательство, как проклятие - речь в любом случае идет не о новом Путине в другой телесной оболочке, речь идет о соискании роли, в которой до сих пор со всеми обидными кличками, от Димона до Айфончика, существует Дмитрий Медведев. Это буквально то, чего не пожелаешь и врагу - даже Алексей Дюмин, самая неожиданная фамилия во всех шорт-листах, сейчас влиятельный губернатор, уважаемый человек, а если вдруг преемником станет именно он, то это уже будет такая двусмысленная позиция, когда даже доброжелатели будут шептаться за спиной, что президент ненастоящий.
Здесь напрашивается вывод, что Путин сам загнал себя в тупик, слишком крепко привязал судьбу системы к своей персональной судьбе и потому режим обречен. Но вообще-то нет - со всеми предыдущими политическими кризисами Кремль справлялся вполне успешно, а его возможности почти безграничны, и в стране нет альтернативных сил, способных сыграть какую-то собственную игру, которая нарушила бы путинские планы. И это такая парадоксальная ситуация - Путин может назначить кого угодно преемником уже сейчас, но легитимность преемника, то есть признание его номенклатурой и обществом, будет зависеть прежде всего от того, насколько сильно он на преемника не похож.
Как эту проблему решить, в Кремле наверняка придумают, о деталях можно только гадать, но у парадоксальных проблем в любом случае парадоксальные решения. Преемник может, заявившись на выборах 2024 года (вряд ли 2018-го), победить того, на кого укажет Путин; допустим - Путин выдвигает Дюмина, и одновременно в президенты как бы вопреки Путину выдвигается Медведев, который в напряженной борьбе во втором туре побеждает, спасая Россию от власти совсем уж угрюмых силовиков. Или «майдан», в Кремле же много думают о «майдане», - ну и пожалуйста: в какой-то момент, как во времена Болотной, люди по какой-то причине выходят на улицы, и власть капитулирует, армия переходит на сторону народа, а революционный лидер - тот же Навальный, почему нет, - во имя гражданского мира и всего такого прочего гарантирует неприкосновенность Путину, его людям и их имуществу, и дальше еще лет двадцать политической стабильности в новой упаковке. Самый невероятный сценарий кажется сейчас реалистичнее того единственного, о котором почему-то все привыкли думать, - успешно реализованного в 1999 году и навсегда дискредитированного в 2011-м.
Олег КАШИН - независимый политический журналист и публицист.
В 2003 г. окончил Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота по специальности "судовождение на морских путях".
В прошлом - корреспондент "Коммерсанта", "Известий", обозреватель журнала "Эксперт"; работал в журнале "Русская жизнь". В качестве сотрудника "Коммерсанта" был назван "Молодой Гвардией Единой России" "предателем" и "врагом всего российского народа". В ноябре 2010 г. Олег Кашин был жестоко избит и покалечен (по версии самого Кашина, за этим стоял Василий Якеменко, лидер прокремлевских движений "Идущие вместе" и "Наши"; впоследствии Якеменко проиграл Кашину судебный процесс по защите чести и достоинства). Активный участник массовых акций протеста, в 2012 г. Кашин был избран в Координационный совет российской оппозиции (по слухам, это послужило причиной его увольнения из "Коммерсанта").
О.Кашин ведет собственный сайт kashin.guru, сотрудничает со многими ведущими СМИ в качестве обозревателя и колумниста, в том числе с популярным интернет-изданием "Спутник и Погром". Автор еженедельной колонки на Deutsche Welle.
В 2011 г. опубликовал фантастическую повесть "Роисся вперде".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кашин,_Олег_Владимирович
http://svpressa.ru/authors/1540/


Republic (бывший Slon), 25.08.2017
https://republic.ru/posts/86022
Примечание: выделение черным болдом - моё.

власть, преемник, Кашин, президент, выборы, режим, Кремль, проблемы, Путин

Previous post Next post
Up