Дмитрий ТРАВИН: Клуб политических самоубийц. Зачем власть дразнит людей? (май 2017)

Jun 29, 2017 09:30

Все икорницы мира не стоят возможности сохранить власть. Но остановиться невозможно


«Дочка» «Роснефти» после разоблачения, сделанного Алексеем Навальным, отменила закупку ложечек по 15 тысяч рублей за штуку, рюмочек по 11 тысяч и тому подобной «мелочевки» для вертолета, на котором летает руководство компании. «Народные деньги» сберечь удалось, однако вопросы, заданные Навальным, остались. «Зачем они дразнят народ вот этим? Что должен почувствовать пенсионер, глядя на такие закупки?»
И впрямь, поначалу кажется, что наверху у нас просто какой-то клуб самоубийц. Естественно, политических. Все, что нажито «непосильным трудом» Волошина, Суркова, Володина и прочих кремлевских стратегов, сумевших за 17 лет худо-бедно убедить большую часть населения России в правильности проводимой Кремлем политики, бросают коту под хвост ради икорницы стоимостью 83 тысячи рублей и наполняющей ее икры, про цену которой даже страшно подумать. Ну почему бы не жить поскромнее, хоть ради того, чтобы находиться у власти подольше? Неужто же щипчики для сахара за 29 тысяч рублей, способные возмутить мало зарабатывающих горномонтажников, учителей и врачей-терапевтов, стоят того, чтобы рисковать всей дальнейшей сладкой жизнью, обеспечиваемой властью, нефтью и любовью широких народных масс?
Однако на самом деле у всего этого «политического самоубийства» есть вполне рациональные объяснения. Как есть объяснения запредельно дорогому и некачественному стадиону, выстроенному в Санкт-Петербурге, многочисленным роскошным резиденциям российской элиты в России и за границей, а также кортежам, демонстративно проносящимся по Москве мимо стоящих в пробках машин обычных российских граждан. Объяснения эти связаны с устройством нашей политической системы. То, что сделало ее сильной, одновременно делает и слабой. То, что объединило широкие слои бюрократии вокруг Кремля, одновременно подрывает устойчивость механизма бюрократической власти.
Странная любовь к родине
Первая причина печальной истории с ложками и икорницами состоит в том, что у нас в стране не существует никакой властной вертикали, про которую говорят уже 17 лет, а есть конкурирующие друг с другом группы интересов, заботящиеся о себе любимых, а вовсе не о любимой отчизне. Более того, доминирование этих отдельных групп означает, что ключевыми для них являются даже не долгосрочные интересы выживания политического режима (любовь к которому вообще-то для подобной публики важнее любви к отчизне), а краткосрочные интересы получения собственной выгоды.
Упрощенные представления о российской политической системе исходят из того, что во главе ее стоит всевидящий и всезнающий Путин. Под ним - верные соратники, чада и домочадцы, исполняющие идущие сверху приказы. Ниже - простые министры, губернаторы и обожающие вождя единороссы. Дальше - аппарат; и так до последней секретарши. Все работают в общей команде. Все крепят скрепы, куют победу и выполняют «план Путина».
На самом деле механизм власти работает по-другому. Большое число чиновников, имеющих собственные интересы, объединяет лишь то, что в качестве маленького винтика сложной системы они лучше могут эти свои интересы удовлетворить, чем действуя поодиночке или тем более противодействуя системе. Так возникает единая «партия власти». Но в основе-то все равно у «партийцев» остаются личные интересы, как и у каждого бизнесмена. На систему они работают по зрелом размышлении, а на себя - по зову сердца. И если им приходится совершать какие-то корыстные действия, то стремление сохранить в целости и сохранности путинский режим никого не останавливает. Ведь сам режим-то им нужен лишь для того, чтобы добиться личного преуспевания. А не будет режима, можно и за границей свой век скоротать. Со всем, что заработано «непосильным трудом» на благо любимой отчизны.
Заигрались в «ящик»
Конечно, власть наша все же не безвластна и способна пресечь самые злостные проявления групповых интересов. Кремль заинтересован в сохранении благоприятного имиджа чиновников и менеджеров госкомпаний. Причем до недавнего времени ему удавалось успешно контролировать распространение информации. В этом состоит вторая причина благодушия власти в отношении разного рода злоупотреблений.
Механизм ограничения распространения нежелательной информации был очень прост. Кремль контролировал телевидение и сквозь пальцы смотрел на то, что происходит в газетах и в интернете. «Ящик» влиял на электорат, тогда как все остальное было не более чем развлечением для стайки «бандерлогов». Интересующиеся политикой интеллектуалы прекрасно знали, как у нас воруют, но не могли повлиять на итоги выборов. И такая ситуация вполне удовлетворяла власть. Каждому свое: одним - наполнение карманов большими деньгами, другим - наполнение мозгов печальными знаниями о чужих карманах. Пусть потешатся противники политического режима, у которых карманы все равно пустые.
Но активность Навального сегодня смогла через ютьюб довести информацию о коррупции в верхних эшелонах власти до миллионов (и в отдельных случаях даже десятков миллионов) граждан. Теперь получается, что Кремлю и впрямь надо скрывать случаи наиболее циничного злоупотребления чиновниками своим служебным положением. А представители власти этого еще не умеют.
Они долгое время играли в «зомбоящик» и заигрались. А теперь начинают лихорадочно искать выход из положения. Кто-то обзывает Навального «дебилом». Кто-то требует от него извинений. Выглядит все это смешно. Но больно уж растеряны те, кто недавно еще полагался на всесилие телевидения.
Разруха в головах
Впрочем, надо признать, что дело здесь не только в передаче информации. Многие люди в принципе не готовы признать существование коррупции в госкомпаниях, или, точнее, считают ее не столь уж существенной проблемой. В этом состоит третья причина того, что никто не беспокоится об икорницах.
Миллионы людей видят своих врагов в олигархах. И шире - в крупном частном бизнесе. Соответственно, они полагают, что государственная собственность избавляет от злоупотреблений. В сознании наших «государственников» удивительным образом сочетается представление о коррумпированности чиновничества и представление о преимуществах госсобственности над частной. Если компанию в свое время отняли у олигарха, это само по себе уже хорошо. Ведь государственный менеджер - под контролем у Путина. Тот каждую ложечку посчитает, каждую икорницу проверит. Представление о невозможности всеобъемлющего контроля за госаппаратом плохо укладывается в тех головах, где долгое время царит разруха. Отсюда - возможность для многочисленных злоупотреблений. Массовые представления о том, что государство лучше рынка, создают фундамент всей нашей коррупции. Именно на таком фундаменте строятся стадионы и космодромы, из которых уводят миллионы долларов.
Клиент всегда прав
Впрочем, что такое икорница, когда государственные менеджеры ворочают миллионами? Возмущение вице-президента «Роснефти» Михаила Леонтьева разоблачениями Навального было столь искренним, что ему нельзя не поверить: «Он действительно считает, этот дебил (в адрес Навального), что у нас кто-то там наваривает с ложек и тарелок?»
Конечно же, крупные фигуры со всякой мелочи не наваривают. Они вполне обеспеченные люди. Но у всех крупных фигур существует клиентела. Есть десятки людей помельче, которые играют в их команде, обслуживают их интересы, выполняют различные поручения и за это хотят кормиться «крошками» с барского стола. Причем крошки бывают, как правило, золотыми.
Такая система не сегодня на свет появилась. Подобным образом была устроена еще жизнь в ренессансных торговых городах, где какой-нибудь Медичи мог, не занимая поста в официальной муниципальной иерархии, быть реальным властелином Флоренции, поскольку являлся патроном для множества клиентов, готовых, в случае чего, поднять за него оружие.
Такова четвертая причина, по которой у нас существует почти неприкрытая система злоупотреблений государственными средствами. Власть в авторитарной системе невозможна без так называемых патрон-клиентских отношений. Путин, став президентом, не смог бы сформировать органы государственной власти, если бы не был патроном для многочисленных сотрудников госбезопасности, коллег по работе в петербургской мэрии и просто своих хороших знакомых. Они были проверены в деле. Патрон знал, что этим людям можно поручить ответственное задание. И даже если они с ним не справятся, то точно не предадут. Не станут играть в команде другого патрона.
У каждого из клиентов существует своя клиентела, для которой он является патроном. Так наполняются людьми министерства, региональные администрации и госкомпании. В отличие от мифической властной вертикали патрон-клиентская вертикаль - это реальность. И задача подкармливать клиентов выгодными заказами является важнейшей задачей для любого патрона, желающего править. Клиент всегда прав, когда хочет получать от патрона выгодные заказы.
Без серебряной ложки во рту
Ну и, наконец, есть еще пятая причина, по которой большие люди любят дорогие вещи. Причем, как ни парадоксально, чем более они дорогие, тем лучше. Называется эта причина «демонстративное потребление». Когда ты вращаешься в высшем свете, о тебе часто судят по тем вещам, которыми ты пользуешься. По яхтам, виллам, машинам, по украшениям супруги, ну и, естественно, по тому антуражу, который ты можешь создать на приемах. Начиная с прославленных артистов, выступающих на корпоративах, и заканчивая посудой, из которой гости будут водочку кушать.
Демонстративное потребление имеет еще более долгую историю, чем патрон-клиентские отношения. На исходе Средних веков европейские богатеи специально импортировали с Востока дорогущие пряности для того, чтоб показать гостям, какую экзотику они могут себе позволить. Причем основными потребителями были не дворяне, а нувориши, внезапно разбогатевшие на госпоставках или кредитовании Святого престола. Не имея длинной родословной, они находили таким образом возможность выделить себя из массы простолюдинов. Кто не родился с серебряной ложкой во рту, должен всем демонстрировать обилие серебряных ложечек на столах.
Так же поступает сегодня и наше «новое дворянство». Без той роскоши, которой оно себя окружает, удовольствие от власти и денег оказывается неполным.
Дмитрий ТРАВИН - политолог, экономист и публицист, исследователь политических процессов современной России. К. э. н.
Окончил экономический факультет ЛГУ (1983). Учился на одном курсе с Андреем Илларионовым и Алексеем Кудриным.
В 1991 г. работал в Комитете по экономической реформе Ленгорисполкома. Затем преподавал на факультете менеджмента и факультете международных отношений СПбГУ, в Высшей школе экономики. Доцент факультета журналистики СПбГУ. С 2008 г. - профессор факультета экономики, научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Участник исследования российской переходной экономики, изучения опыта реформ и модернизации в других странах. Автор книги (в соавторстве с М.Дмитриевым) "Российские банки на исходе золотого века". Исследователь пенсионной реформы в России. Редактор книги "Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы".
Обозреватель ряда СМИ Санкт-Петербурга. Автор многочисленных аналитических публикаций в ведущих российских СМИ, учебных пособий.
Лауреат Международной Леонтьевской медали "За вклад в реформирование экономики" (2008).
https://ru.wikipedia.org/wiki/Травин,_Дмитрий_Яковлевич
http://www.baltpp.ru/a/2013/08/15/Dmitrij_JAkovlevich_Travin/


Republic (бывший Slon), 24.05.2017
https://republic.ru/posts/83234
Примечание: все выделения в тексте - мои.

коррупция, демонстрация, деньги, власть, богатые, компания, Травин, нефть

Previous post Next post
Up