Брать или не брать. Могут ли театры прожить без денег от государства

May 30, 2017 20:00

Обыски у Кирилла Серебренникова учат - зависеть от госфинансирования опасно. Можно ли без него обойтись?


Художественный руководитель "Гоголь-центра" Кирилл Серебренников и руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков, 2014 год
23 мая прошел обыск в квартире у одного из самых известных российских театральных режиссеров - Кирилла Серебренникова и в возглавляемом им Гоголь-центре. После этого Серебренникова увезли на допрос в СК. В тот день обыски шли еще у 17 человек - в частности, у директора Российского академического молодежного театра Софьи Апфельбаум, директора ярославского театра им. Волкова Юрия Итина и бывшего главного бухгалтера проекта «Седьмая студия» Нины Масляевой.
Ситуация вокруг «Седьмой студии» породила массу дискуссий. Один из вопросов - стоит ли режиссеру брать деньги у государства и на что ему потом рассчитывать? Republic изучил, как финансируются московские театры и в какие рамки их ставит бюджет.
Странное дело
Серебренников, Апфельбаум, Итин и Масляева проходят по одному уголовному делу - о хищении бюджетных средств, выделенных Министерством культуры АНО «Седьмая студия» в 2011 году. Итин до июля 2015 года работал в ней директором. Серебренников, по данным ЕГРЮЛ, был ее единственным учредителем. Апфельбаум на момент выделения субсидии работала в Минкультуры.
Серебренников и Апфельбаум пока в статусе свидетелей, Итин и Масляева - подозреваемые. 25 мая суд отправил Итина под домашний арест до 19 июля. Бухгалтер Масляева, ранее судимая за хищение средств от продажи билетов в Брянском театре драмы, до этого срока будет находиться в СИЗО.
«Седьмая студия» изначально была объединением выпускников курса Серебренникова в Школе-студии МХАТ, а затем стала юридическим лицом театрального проекта «Платформа». В ноябре 2011 года был подписан правительственный указ о выделении «Платформе» субсидии из федерального бюджета в размере 216 млн рублей на три года на создание театральных, музыкальных и других постановок.
Финансирование «Платформы» поддерживалось Администрацией президента. В январе 2011 года Серебренников поставил на сцене Московского театра-студии Олега Табакова спектакль «Околоноля». Авторство одноименного романа приписывают бывшему первому замглавы Администрации президента Владиславу Суркову. Все три года спектакли в рамках «Платформы» шли на «Винзаводе».
Теперь бывших сотрудников «Седьмой студии», Итина и Масляеву, обвиняют в хищении 200 млн рублей. Как именно они похитили деньги и было ли это на самом деле, неизвестно. В уголовном деле есть пока только один эпизод - о возможном хищении 1,3 млн рублей с помощью якобы фиктивного контракта на шитье костюмов «Седьмой студии» с компанией «Инфостиль».
До сих пор непонятно, чья проверка легла в основу дела. Источник «Медузы» в Минкультуры утверждает, что дело возбудили после жалобы активистов «Искусства без границ» на мат, «пропаганду аморального поведения и порнографию» и проведенной по этой жалобе прокурорской проверки.
Но дело было возбуждено в мае 2015 года, а проверять театры по жалобе «Искусства без границ» прокуратура начала позже - в июне. Адвокат Итина Юрий Лысенко сказал Republic, что в материалах, с которыми ему удалось ознакомиться, данных об этой проверке нет.
Зарплата и коммунальные платежи
Серебренников стал директором Театра им. Гоголя (предыдущее название Гоголь-центра) в 2012 году. Назначение было инициировано Департаментом культуры Москвы, который в то время возглавлял Сергей Капков. Театр достался Серебренникову со штатом сотрудников, которые активно протестовали против его назначения и противились изменениям. Фактически делать что-то со штатной труппой он не мог, а денег, чтобы нанять новых артистов, не было, говорит бывший замглавы Департамента культуры Москвы Евгения ШЕРМЕНЕВА. «Седьмая студия», спонсируемая Минкультуры, стала одним из резидентов Гоголь-центра, и ее силами ставилась часть новых спектаклей театра.
Другим театрам в основном приходится работать с тем, что есть, потому что ресурсов для проведения реформ у них не хватает. Из 250 московских театров чуть менее половины (111 театров) подведомственны Департаменту культуры Москвы. На них выделяются деньги по программе «Культура Москвы», а еще они могут получать гранты в рамках другой московской программы - «Открытая сцена».
Госпрограмма «Культура Москвы» действует с 2012 года, ее общий объем тогда составлял 28 млрд рублей, из них на театры было потрачено 12 млрд рублей, следует из отчета департамента. В 2013 году на театры было направлено 11,3 млрд рублей. В 2014 году поддержка выросла до 14,4 млрд рублей. В 2015 году финансирование осталось примерно на том же уровне - 14 млрд рублей.
Для сравнения: почти столько же - 13,4 млрд рублей в 2015 году получили из федерального бюджета 22 российских федеральных театра. Большой театр, который прописан в бюджете отдельной строкой, в 2015 году получил 4,1 млрд рублей.
При этом сами театры и концертные организации Москвы на продаже билетов заработали примерно столько же, сколько получили из бюджета города, - 14 млрд рублей. Театры, как правило, зарабатывают сумму, сопоставимую с субсидией, подтверждают директор Мастерской Петра Фоменко Андрей ВОРОБЬЕВ и замруководителя Школы современной пьесы Елена КРЕТОВА. Мастерская Фоменко покрывает за счет билетов больше половины своего бюджета. Школа современной пьесы получает от государства 90 млн рублей и столько же зарабатывает сама, говорит Кретова.
Бывший замглавы Департамента культуры Москвы Е.Шерменева говорит, что сумма, которую получает каждый московский театр из бюджета, величина устоявшаяся, сокращать ее нельзя. Бюджетные деньги покрывают содержание здания театра, которое находится в собственности государства, оплату штатных сотрудников. Небольшая часть - в среднем около 2 млн рублей, в зависимости от размера театра, - идет на постановку спектаклей.
Кроме этого, департамент выделяет субсидии на различные фестивали. Например, на фестиваль «Золотая маска» в 2015 году было выделено 26,5 млн рублей, на Международной театральный фестиваль им. А.П.Чехова - 100 млн рублей. Получал субсидии и фестиваль «Территория», в арт-дирекцию которого входил Серебренников. В 2015 году Департамент культуры Москвы выделил ему 4,5 млн рублей.
«Общий объем финансирования культуры не увеличивается, поэтому все остается как есть, и перераспределить суммы невозможно. Тупиковая система, не дающая развиваться конкуренции», - говорит Шерменева. «Если театру не хватает средств, повышенное постоянное финансирование получить невозможно. Можно получать какие-то дополнительные разовые гранты», - подтверждает гендиректор Театра им. Маяковского Леонид ОШАРИН. Понять из открытых источников, сколько денег получает каждый конкретный театр, невозможно.
Директор и худрук Гоголь-центра Кирилл Серебренников на праздновании четырехлетия театра говорил, что Гоголь-центр получает из бюджета 78 млн рублей в год, что покрывает аренду здания и минимальную зарплату сотрудникам. Плюс к этому - 2 млн рублей на постановку спектаклей. Этой суммой Серебренников был недоволен и говорил, что ее хватает на треть бюджета одной премьеры на большой сцене. В 2015 году у Гоголь-центра образовался долг размером практически с годовой бюджет. Театр был должен различным организациям около 80 млн рублей.
«Театр в большой беде. Если бы это был не государственный, а частный театр, это было бы банкротство и вопрос о ликвидации театра», - говорил тогда глава Департамента культуры Москвы Александр Кибовский. Через несколько месяцев задолженность удалось урегулировать: в зале Гоголь-центра добавили кресел, билеты подорожали, директор театра Анастасия Голуб создала попечительский совет театра и нашла спонсоров. От беседы с Republic Голуб отказалась. Пресс-служба театра не ответила на запрос Republic.
Деньги и независимость
С 1 января 2017 года схема финансирования московских театров изменилась, но по факту пока театры получают прежние суммы. По новой формуле театры будут получать деньги в зависимости от количества кресел и их заполняемости. «Театры с большими залами получат преимущество, а камерные театры будут с трудом выживать и со временем исчезнут, - говорит арт-директор Центра им. Мейерхольда Елена Ковальская. - По нашим данным и данным директоров других театров, на 2017 год оставили прежние суммы субсидий, подогнав их под новую формулу». Центр Мейерхольда получил столько же, сколько и в 2016 году, - 36 млн рублей, исходя из пропускной способности большого зала 22 тысячи зрителей в год.
Может ли театр прожить без бюджетных денег?
Теоретически да, считает Михаил ШВЫДКОЙ, директор Московского театра мюзикла, но это «лишает художника возможности идти на риски». Московский театр мюзикла не берет бюджетные деньги. При годовом бюджете 350 млн рублей 60% он зарабатывает на продаже билетов, остальное покрывают спонсоры. «Из бюджета нам дадут 10 млн рублей и будут еще потом пить кровь, - зачем?» - шутит Швыдкой.
Жизнь без бюджетных денег вполне возможна для небольших камерных театров, у которых в штате пять актеров, а остальные работают по договору, добавляет Швыдкой. Без госденег, например, много лет существует Театр.Doc.
Способ существовать безбедно и без бюджетных денег - найти спонсора. Например, Студия театрального искусства, которая была создана в 2005 году, существовала на деньги президента группы ПИК миллиардера Сергея Гордеева. Он вложил в проект $40 млн за 10 лет - в том числе на реконструкцию здания площадью 5 тыс. кв. метров. В 2016 году Гордеев вышел из проекта, но помог театру собрать пул спонсоров, куда вошли банк «Открытие», Промсвязьбанк и «Бинбанк». Здание было передано в федеральную собственность.
Редкий пример театра, который существует и без бюджетных, и без спонсорских денег, - екатеринбургский Коляда-театр. Государство выделило театру здание, где он оплачивает только коммунальные платежи. Театр дает 50-60 спектаклей в месяц, часто ездит на гастроли и окупает существование 120 штатных сотрудников с зарплатой от 20 до 40 тысяч рублей.
Кретоова также приводит в пример проект Sage Entertainment, который ставит мюзиклы по бродвейским калькам и существует исключительно на свои деньги. «В советские времена мы привыкли к существованию бюджетных театров и многие до сих пор не хотят отказываться от радостей, которые предоставляла эта система», - говорит она. По ее словам, при таком положении дел, руководители театров делают все, что угодно, и рассчитывают на ежегодно гарантированную сумму денег.
Впрочем, руководители бюджетных театров на перспективу уйти в свободное плавание смотрят без энтузиазма. «Существование серьезного театра без бюджетных денег невозможно, - считает Ошарин. - Театр Маяковского получает 250 млн рублей в год, из них 160 млн рублей - субсидии». Ошарин говорит, что в России не так много организаций, которые готовы финансировать театры. Это - Фонд Прохорова, Сбербанк, «ЛУКОЙЛ», ВТБ, перечисляет он. «Они помогают определенным театрам много лет, получить от них поддержку кому-то новому почти невозможно. Чтобы получить такое финансирование, надо дружить с кем-нибудь из высоких лиц в государстве», - сетует он.
Кретова уверена, что если театр берет деньги у государства, то придется относиться к нему как к продюсеру. «Если хочешь быть независимым, найди спонсоров или рискни, возьми кредит», - говорит она.
Руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин в своей знаменитой речи в октябре 2016 года на съезде Союза театральных деятелей России высказывал противоположную точку зрения: это деньги не государства, а налогоплательщиков: «Я сейчас слышу: “Это чуждые нам ценности. Вредно для народа”. Это кто решает? Это они будут решать? Они вообще не должны вмешиваться. Они должны помогать искусству, культуре».
Анастасия ЯКОРЕВА, специальный корреспондент Republic
Полина ПОТАПОВА, старший редактор Republic

Republic (бывший Slon), 30.05.2017
https://republic.ru/posts/83406
Примечание: все выделения в тексте - мои.

СМ. ТАКЖЕ:
Culttrigger: «Маленькие трагедии» Кирилла Серебренникова - открытый финал
https://openrussia.org/notes/709775/
ФСБ постучалась в театр: что известно об обысках у Кирилла Серебренникова
http://www.rbc.ru/society/23/05/2017/5924030d9a79470e340a4f17
Дмитрий ГУДКОВ, политик: Власть РФ и раньше подбиралась к интеллигенции, но с маски-шоу, утренним обыском и без адвоката - впервые
https://www.facebook.com/dgudkov/posts/1546466492061452
http://gordonua.com/blogs/gudkov/vlast-rf-i-ranshe-podbiralas-k-intelligencii-no-s-maski-shou-utrennim-obyskom-i-bez-advokata-vpervye-189535.html
Ксения ЛАРИНА, журналист «Эхо Москвы»: Это первый случай, когда пришли за творческой интеллигенцией
http://echo.msk.ru/blog/xlarina/1986234-echo/
Владимир МИРЗОЕВ, режиссер: Об обыске у Кирилла Серебренникова
http://echo.msk.ru/programs/beseda/1986186-echo/
Станислав БЕЛКОВСКИЙ: "Мединский давно хотел убрать Серебренникова с этого поста"
http://loxovo.livejournal.com/7880799.html
Юрий САПРЫКИН: "Очень печально, если в итоге Кирилл решит продолжить работу в Европе"
http://loxovo.livejournal.com/7880982.html
Деятели искусства выступили в поддержку Кирилла Серебренникова и "Гоголь-центра"
http://loxovo.livejournal.com/7881245.html
Чулпан Хаматова зачитала обращение актеров в поддержку Кирилла Серебренникова и «Гоголь-центра». Видео
Деятели культуры потрясены обысками в театре. Расшифровка
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/05/23/72543-chulpan-hamatova-zachitala-obraschenie-akterov-v-podderzhku-kirilla-serebrennikova-i-gogol-tsentra-video
ВИДЕО: https://www.youtube.com/watch?v=T0yH-synTKk
Александр СОКУРОВ - о ситуации вокруг "Гоголь-центра": "Ребята сделали себе веселье!"
http://loxovo.livejournal.com/7881530.html
Кирилл МАРТЫНОВ: Лишний театр
http://loxovo.livejournal.com/7881800.html
Юлия ЛАТЫНИНА: Серебренников и серебряная икорница
http://loxovo.livejournal.com/7882039.html
Александр МОРОЗОВ - Лягушка в кипятке: как интеллигенция реагирует на "дело Серебренникова"
http://loxovo.livejournal.com/7882378.html
От редакции: Культура обыска
http://loxovo.livejournal.com/7886354.html
"Власти делают все, чтобы любой человек был на крючке"
http://loxovo.livejournal.com/7887089.html
Олег КАШИН: Почему обыск Серебренникова оказался медийнее арестов и приговоров?
http://loxovo.livejournal.com/7887315.html
Человек недели: Кирилл Серебренников
http://loxovo.livejournal.com/7887413.html

деньги, власть, операция, культура, допрос, дело, театр, беспредел, режим, ФСБ, силовики, государство, угроза, министр, финансирование, обыск, спецслужбы

Previous post Next post
Up