Олег КАШИН: Почему обыск Серебренникова оказался медийнее арестов и приговоров?

May 30, 2017 19:20

Власть основана на культуре обыска. У всех других культур шансов нет


Кирилл Серебренников
В сюжете с обысками у Кирилла Серебренникова сильнее всего поражает несоразмерность события и медийного эффекта, им вызванного. Всего лишь обыск и допрос, и при этом независимые СМИ ведут подробнейшую хронику происходящего («зашел в Следственный комитет», «вышел из Следственного комитета») - пожалуй, подобное было только во время первых процессуальных действий по делу ЮКОСа. Лояльнейшие деятели искусства, всегда старающиеся не совершать никаких резкий движений, ведут себя вполне, по их меркам, отчаянно - Чулпан Хаматова выступает на импровизированном митинге перед Гоголь-центром, а Евгений Миронов вместо благодарственной речи при получении ордена вручает Владимиру Путину письмо в защиту Серебренникова, а позже в присутствии прессы вынуждает Путина обозвать силовиков дураками - возможно, слово президента как-то защитит попавшего в беду режиссера.
Все это происходит на 18-м году царствования Владимира Путина, когда не то что обыски - аресты и реальные тюремные сроки для оппонентов власти давно стали нормой. Прямо сейчас, в те же дни, когда силовики занимались Серебренниковым, полтора года колонии получил очередной участник митинга «Он вам не Димон», и это не стало общероссийской сенсацией - привычное дело и неизбежный риск для всякого, кто идет на несанкционированный митинг. Эффект разорвавшейся бомбы производит не арест и не срок, а всего лишь обыск и допрос. В чем дело?
Как бы обидно ни звучали такие слова для тех, кого сажают по делу о митингах или, скажем, за репост, их проблемы действительно давно стали привычной рутиной в российской реальности, а Серебренников проходит совсем по другой категории. Новые приговоры для рядовых незнаменитых оппозиционеров - это уже привычная часть общественного договора. И власть, и общество прекрасно знают, что если слесарь Шпаков получит полтора года колонии, то миллионы людей не выйдут на улицу и не пойдут рушить тюрьму, в которой он сидит. Про лояльных государству деятелей искусства в общественном договоре до сих пор ничего сказано не было. Их отношения с властью до сих пор не выходили за пределы пикировок с Минкультом или лично с президентом на каких-нибудь мероприятиях, а максимальные неприятности, которых мог добиться какой-нибудь совсем уж смелый фрондер вроде Андрея Макаревича, - это отмена концертов и жесткая критика в лоялистской прессе.
Серебренников действительно оказался первым из деятелей искусства, к кому государство пришло вот так, и в этом смысле его обыск и допрос в пересчете на обычных людей действительно сопоставим с арестом, колонией, а то и расстрелом - уже многие в этом контексте вспомнили предыдущего театрального новатора, к которому так же бесцеремонно приходили силовики, - Всеволода Мейерхольда, расстрелянного в 1940 году. После него ни советская, ни тем более постсоветская власть ничего такого себе не позволяла, самый близкий пример - Александр Таиров, лишенный театра («всего лишь») на пике борьбы с космополитизмом, а уж потом - и Таганка, и «Современник» в самые глухие застойные годы вели себя максимально, по тем временам, свободно, и представить, чтобы в каком-нибудь 1973 году КГБ переворачивал вверх дном театр, а Юрия Любимова увозили на допрос, пусть и по «хозяйственному» делу, просто невозможно.
Как всегда в таких случаях, обнаруживаются многочисленные добровольные помощники Следственного комитета, пускающиеся в рассуждения о том, что надо еще разобраться, что там с деньгами «Седьмой студии» (именно эта структура Кирилла Серебренникова, а не сам Гоголь-центр, стала объектом интереса силовиков). На 18-м году путинского правления такой подход действительно возможен только в том случае, если кто-то хочет оправдать силовиков; вся многолетняя практика показывает, что реальный состав преступления никогда не имеет значения в «знаковых» уголовных делах, а если все же выяснять, есть ли дым без огня, то стоит осторожно заметить, что любая форма взаимодействия с государственными деньгами в силу неочевидных принципов их выделения, расходования и отчетности может быть интерпретирована как коррупция - об этом много могут рассказать сидящие сейчас в тюрьмах губернаторы, каждый из которых не делал ничего, что было бы несвойственно любому, даже самому образцовому главе региона, но оказался преступником, когда власти по какой-то причине стали нужны демонстративные посадки. Государственные деньги в России токсичны в любом случае, и в право финансовой подписи по определению заложен риск уголовного дела. Судя по тому, что пока от государственных денег никто не бежит как от чумы, в обществе сложился консенсус по поводу этого риска, что-то вроде консенсуса автомобилистов и пешеходов, которые знают, что дорожное движение неизбежно без смертельных жертв, но при этом продолжают выходить и выезжать на дороги.
Возможно, с деятелями искусства дополнительную злую шутку играет опасная иллюзия, связанная с общемировым контекстом, - они знают, что во всех уважающих себя странах государство так или иначе тратится на выставки, фестивали, театры и прочее. Это действительно так, но все же не в каждом уважающем себя государстве есть сословие siloviki, и не в каждом уважающем себя государстве бюджетная поддержка культуры негласно подразумевает и политическую лояльность. Это тот фактор, который многими игнорируется, и совершенно напрасно, но все же если государство хотело напомнить о нем всем деятелям искусства, способ для этого был выбран, пожалуй, слишком брутальный, который в любом случае изменит конфигурацию общественных отношений гораздо сильнее, чем любое новое «болотное дело».
Строго говоря, уже сам визит силовиков к Кириллу Серебренникову стал результатом этой изменившейся конфигурации, а столь сильный эффект, произведенный этим визитом, вызван прежде всего тем, что никто не заметил случившихся перемен. Гоголь-центр как явление - пережиток сурковско-капковской эпохи, когда власть, столкнувшаяся с нелояльностью «креативного класса», начала экспериментировать, создавая для него формы приемлемого встраивания в систему. Это было давно, та эпоха давно закончилась, и если еще 3-4 года назад во власти были люди, способные в решающий момент сказать: нет, погодите, не трогайте, - то теперь таких людей нет - ни Суркова, ни Капкова, ни кого-нибудь еще. Одинокая лаборатория, оставшаяся от ликвидированного института, может работать еще долго, но не дольше, чем помещение или оборудование лаборатории заинтересует нового завхоза.
Кто оказался этим завхозом сейчас - Владимир Мединский, Сергей Кириенко, Сергей Собянин (Гоголь-центр - городской театр) или вообще какой-нибудь парадоксальный человек, имя которого никому ничего не скажет, - неизвестно, но по крайней мере услугами силовиков он пользоваться умеет, а силовая машина российского государства уже не раз демонстрировала свою полную независимость и от общественного мнения, и от медийного контекста, и вообще от всего на свете - люди в погонах приходят куда хотят и когда хотят, даже если их приход оказывается некстати для собравшегося во Францию президента и для его озабоченной поиском новых лоялистов администрации. В общем, это и есть настоящая (а не сконструированная искусственно в порядке эксперимента, как Гоголь-центр) культура - культура обыска, культура допроса, культура ареста. И если власть основана прежде всего на этой культуре, то только у этой культуры и остаются шансы, у других нет, даже если им самим сейчас начнет казаться, что путинское «дураки» исправит сложившееся недоразумение.
Олег КАШИН - независимый политический журналист и публицист.
В 2003 г. окончил Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота по специальности "судовождение на морских путях".
В прошлом - корреспондент "Коммерсанта", "Известий", обозреватель журнала "Эксперт"; работал в журнале "Русская жизнь". В качестве сотрудника "Коммерсанта" был назван "Молодой Гвардией Единой России" "предателем" и "врагом всего российского народа". В ноябре 2010 г. Олег Кашин был жестоко избит и покалечен (по версии самого Кашина, за этим стоял Василий Якеменко, лидер прокремлевских движений "Идущие вместе" и "Наши"; впоследствии Якеменко проиграл Кашину судебный процесс по защите чести и достоинства). Активный участник массовых акций протеста, в 2012 г. Кашин был избран в Координационный совет российской оппозиции (по слухам, это послужило причиной его увольнения из "Коммерсанта").
О.Кашин ведет собственный сайт kashin.guru, сотрудничает со многими ведущими СМИ в качестве обозревателя и колумниста, в том числе с популярным интернет-изданием "Спутник и Погром". Автор еженедельной колонки на Deutsche Welle.
В 2011 г. опубликовал фантастическую повесть "Роисся вперде".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кашин,_Олег_Владимирович
http://svpressa.ru/authors/1540/


Republic (бывший Slon), 25.05.2017
https://republic.ru/posts/83269
Примечание: все выделения в тексте - мои.

СМ. ТАКЖЕ:
Culttrigger: «Маленькие трагедии» Кирилла Серебренникова - открытый финал
https://openrussia.org/notes/709775/
ФСБ постучалась в театр: что известно об обысках у Кирилла Серебренникова
http://www.rbc.ru/society/23/05/2017/5924030d9a79470e340a4f17
Дмитрий ГУДКОВ, политик: Власть РФ и раньше подбиралась к интеллигенции, но с маски-шоу, утренним обыском и без адвоката - впервые
https://www.facebook.com/dgudkov/posts/1546466492061452
http://gordonua.com/blogs/gudkov/vlast-rf-i-ranshe-podbiralas-k-intelligencii-no-s-maski-shou-utrennim-obyskom-i-bez-advokata-vpervye-189535.html
Ксения ЛАРИНА, журналист «Эхо Москвы»: Это первый случай, когда пришли за творческой интеллигенцией
http://echo.msk.ru/blog/xlarina/1986234-echo/
Владимир МИРЗОЕВ, режиссер: Об обыске у Кирилла Серебренникова
http://echo.msk.ru/programs/beseda/1986186-echo/
Станислав БЕЛКОВСКИЙ: "Мединский давно хотел убрать Серебренникова с этого поста"
http://loxovo.livejournal.com/7880799.html
Юрий САПРЫКИН: "Очень печально, если в итоге Кирилл решит продолжить работу в Европе"
http://loxovo.livejournal.com/7880982.html
Деятели искусства выступили в поддержку Кирилла Серебренникова и "Гоголь-центра"
http://loxovo.livejournal.com/7881245.html
Чулпан Хаматова зачитала обращение актеров в поддержку Кирилла Серебренникова и «Гоголь-центра». Видео
Деятели культуры потрясены обысками в театре. Расшифровка
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/05/23/72543-chulpan-hamatova-zachitala-obraschenie-akterov-v-podderzhku-kirilla-serebrennikova-i-gogol-tsentra-video
ВИДЕО: https://www.youtube.com/watch?v=T0yH-synTKk
Александр СОКУРОВ - о ситуации вокруг "Гоголь-центра": "Ребята сделали себе веселье!"
http://loxovo.livejournal.com/7881530.html
Кирилл МАРТЫНОВ: Лишний театр
http://loxovo.livejournal.com/7881800.html
Юлия ЛАТЫНИНА: Серебренников и серебряная икорница
http://loxovo.livejournal.com/7882039.html
Александр МОРОЗОВ - Лягушка в кипятке: как интеллигенция реагирует на "дело Серебренникова"
http://loxovo.livejournal.com/7882378.html
От редакции: Культура обыска
http://loxovo.livejournal.com/7886354.html
"Власти делают все, чтобы любой человек был на крючке"
http://loxovo.livejournal.com/7887089.html
 

власть, Кашин, операция, культура, допрос, дело, театр, беспредел, режим, ФСБ, силовики, государство, министр, угроза, обыск, спецслужбы

Previous post Next post
Up