России грозит инфраструктурная катастрофа. В чем это выражается и есть ли выход? (Яков МИРКИН)

Apr 23, 2017 00:25



На вопрос отвечает Яков МИРКИН, заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН


На прошлой неделе волгоградские СМИ сообщили, что ямы на дорогах спасли жизнь пенсионерке: приступ аритмии прошел после скачков машины «Скорой помощи» на ухабах и кочках. Чудесная новость, но в остальном наши дороги мало радуют, да и не только дороги, а все, что в бытовом понимании является инфраструктурой - дорожной, коммунальной и социальной.
В начале января Всемирный банк написал, что России необходимо увеличивать инвестиции в инфраструктуру: в 2012-2014 годах на это выделялось менее 1% ВВП вместо необходимых 75%!
Чтобы бороться с износом нет денег - ни в бюджете, ни у частных предприятий: они не спешат инвестировать в долгосрочные проекты с непонятной окупаемостью. Тупик?
1. НАСКОЛЬКО ПЛОХА СИТУАЦИЯ С ИНФРАСТРУКТУРОЙ В РОССИИ?
1. Дороги
Протяженность сети автомобильных дорог в России - 948 тыс. км, но только 336 тыс. км имеют качественное твердое покрытие, отмечается в январском докладе Всемирного банка.
Более 40% сухопутных территорий России не имеют надежного доступа к дорожной сети, всесезонными дорогами располагают только 2/3 населенных пунктов. В районах, где нет круглогодично действующих автодорог, проживает около 2 млн человек.
Доля дорог, не отвечающих эксплуатационным нормативым требованиям, по России - 61,9%, сообщал по итогам 2015 года Росстат. Хуже всего в Вологодской области (96,9%) и Калмыкии (93,7%), следом в «рекордсменах» - Саратовская (91%), Архангельская (87,7%), Костромская (84,5%), Рязанская (84%), Оренбургская (79%), Новгородская (75%) и Тверская (75%) области.
В исследовании Индекс глобальной конкурентоспособности по итогам 2015-2016 годов (включает 140 стран мира, автор - Всемирный экономический форум) Россия занимает довольно высокие места в рейтинге систем воздушного сообщения (12-е место) и мобильной связи (18-е), но по качеству дорог - одно из последних мест в мире (123-е).
Плотность дорог общественного пользования (37 км на 1 тыс. кв. км) очень низка по сравнению с этим показателем в Канаде (110 км) - крупной по территории стране со сходным климатом.
Протяженность федеральных трасс составляет лишь 8% общей протяженности автодорожной сети, но по ним осуществляется транспортировка 30-40% грузов и пассажиров - они эксплуатируются на пределе пропускной способности.
2. Здания
Мы все время говорим о стратегиях развития и сценариях экономического роста. А нужно бы о том,  сколько вложить в жилье, чтобы привести его в порядок. В ветхом и аварийном фонде - 93 млн кв. м жилья, сообщал Росстат по итогам 2014 года. Получается, в три раза больше, чем было в 1990-м.
В России не менее 800 тыс. граждан проживают в аварийном жилье, заявлял глава Минстроя Михаил Мень.
Если проехаться по малым и средним городам России, оторопь берет от убогих фасадов, времянок и заводских бараков. Нижний Новгород - колдобины в прекраснейшем купеческом городе. Полуразрушенные, разломанные особняки и деревянные, почти легшие на бок черные дома. Вышний Волочек - великолепный город, стоящий на трассе Москва - Петербург, находится в тяжелейшем состоянии. Торжок, Осташков и десятки других - эти города стоит восстановить.
При этом 48,1% зданий учреждений здравоохранения «находится в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта» (хуже всего в Забайкальском крае - 91,9%, но даже в Москве - 36,6%).
В «неудовлетворительном состоянии» - 39,5% зданий музеев, 38,8% зданий театров. Примерно такая же ситуация со зданиями школ. Это все данные Росстата по 2015 году.
3. Канализация
После всех богатейших лет, когда цены на нефть зашкаливали, мы так и остались с почти разрушенной канализацией.
Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, в общей протяженности сети в России составляет 44,4%, в Москве - 58,6%, подсчитал Росстат по 2015 году. Даже не верится: для Томска эта доля составляет 95,4%, для Саратова - 81,9%, для Костромы - 79,2%, для Нижнего Новгорода - 74,7%.
Примерно такая же ситуация с отводом загрязненных вод. По России подлежит замене 43,6% канализации, по Москве - 69,8%.
«Большинство водопроводной инфраструктуры износилось более чем на 70% и буквально дышит на ладан. Трубы лежат в земле по 50-60 лет… В городе канализационная инфраструктура находится в «коме»… Если ничего не предпринять, то Ейск можно будет вообще закрыть», - пишет «Комсомольская правда» в Краснодаре. В Бологом «вода цвета кофе идет каждый день», пишет местное сетевое издание.
Почему нас всегда заботит что-то великое, а не правильное устройство канализации по всей стране?
4. Утилизация
«Доля не уловленных и не обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих от стационарных источников» в России составляет 25,7%, в Москве - 60,4%, отмечал Росстат по итогам 2012 года.
Понимаете, о чем речь? Вообще-то - о воздухе, которым мы дышим. Есть те, кто превзошел Москву: в «лидерах» - Тюменская область с 98,5%, Удмуртия с 94,1%, Астраханская область с 91,3%.
В чем мы купаемся? «Доля сточных вод, не очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения» по России - 54,3%, по Москве - мизер. Но - Санкт-Петербург, Иркутск, Красноярск, Черкесск - 100%, Липецк, Рязань - 99,8%, Пенза - 99,7%, Самара - 99,6%, Омск - 99,4%, Краснодар - 98,3%.
Подробнее о ситуации с загрязненностью можно прочесть тут:  «В топ-10 самых грязных городов мира - два российских. Сколько будет стоить генеральная уборка страны?».
2. КАК МОЖНО СПАСТИ НАШУ ИНФРАСТРУКТУРУ ОТ ПОЛНОГО ИЗНОСА?
Все это - вызовы. Ответ на них только один - много строить, переделывать российскую среду обитания, не наспех, качественно, по самим высоким стандартам. Шаг за шагом переустраивать не только Москву, стягивающую сейчас львиную долю ресурсов, но и все остальные регионы.
Необходимо тратить на все это гораздо больше. Сегодня расходы на инфраструктуру, на здравоохранение, на социальную сферу до обидного малы. Требуется разгонять на этой основе рост и модернизацию экономики, быстро догонять другие страны по качеству жизни (мы традиционно занимаем 100-104-е места в мире по продолжительности жизни).
Но для этого требуется совсем другая экономическая и финансовая политика, в центре которой - рост доходов и имущества российских семей, прежде всего среднего класса.
Какова формула «экономического чуда» в области дорожной, коммунальной и социальной инфраструктуры?
1. Доступный кредит в регионах на инфраструктурные проекты
В российском бюджете выделяется меньше средств на инфраструктуру, чем в бюджетах Китая и Южной Африки. Доля частного сектора в совокупных инфраструктурных инвестициях в России за период с 2006 по 2010 годы составила ориентировочно 16%, тогда как в Индии - 40%, в Чили - 66%, в США - 29%, в «старых» странах ЕС - 64%, следует из доклада Ernst and Young по итогам 2014 года.
У Банка России уже есть так называемые «специализированные механизмы рефинансирования» кредитов. Например, можно рефинансировать портфели ссуд региональных банков среднему и малому бизнесу на цели модернизации инфраструктуры под низкий процент, скажем, 2-3%, с ограничением процентной маржи банков (например, 2%), чтобы кредиты конечному заемщику стоили 4-5%.
Наконец, на тех же принципах рефинансировать портфели дешевой ипотеки для массового малоэтажного строительства в регионах.
2. Прочая поддержка бизнеса, вкладывающегося в инфраструктуру
Нужно предоставить максимум льгот - федеральных и местных, налоговых и имущественных - для бизнеса, который решился взяться за инфраструктуру. И, конечно же - льготы для прямых иностранных инвестиций, которые сегодня идут преимущественно в сырье.
Давайте уже приватизируем десятки тысяч мелких предприятий, принадлежащих государству и работающих в коммунальной сфере и других инфраструктурных областях. Сегодня они часто - «черная дыра», с мутными издержками, с неоправданными избытками, закладываемыми в цены и тарифы.
Это в конечном счете приведет к подавлению немонетарной инфляции - в ценах и тарифах, регулируемых государством.
Ну и, естественно, ждем расцвета государственно-частных партнерств, концессий, специальных инвестиционных контрактов, проектного финансирования с объединением средств бизнеса и государства.
3. Увеличение инвестиций бюджета и внебюджетных фондов в инфраструктуру
Только давайте не увеличивать объем средств, вкладываемых в ямы, пусть они будут вложены, например, в облигации - инфраструктурные, концессионные или любые иные, приносящие длинные деньги для тех, кто собирается модернизировать коммунальные сети, строить платные дороги, реконструировать театры и детские бассейны.
Или, например, сделаем возвратные вложения из бюджета в государственно-частные партнерства, в концессии, в специальные инвестиционные контракты. Любые формы объединения средств государства и бизнеса годятся, лишь бы в подмосковных городах была чистая вода не через полвека, а уже сегодня.
4. Рост государственного долга под вложения в инфраструктуру
Сегодня наш госдолг - 16-17% ВВП, но даже 30-35% ВВП - это очень низкие риски (у ЕС - в районе 70-80% ВВП, у США - больше 100%, у Японии - больше 250%).
Большая программа общественных работ для модернизации инфраструктуры - стандартный ответ правительства на кризисы в США, Бразилии, Китае и многих других странах. Последний пример - «трампономика» с ее лозунгом: $1 трлн инвестиций - в инфраструктуру!
Макроэкономический инженер всегда придумает еще сто инструментов для того, чтобы из малых и больших источников сложить большой конвейер инфраструктурных проектов, была бы политическая воля.

Openeconomy, 12.04.2017
https://openeconomy.media/россии-грозит-инфраструктурная-катастрофа-в-чем-это-выражается-и-есть-ли-выход-ecff90f71a79
Примечание: все выделения в тексте - мои.

деградация, инфраструктура, инвестиции, экономист, расходы, катастрофа, развал

Previous post Next post
Up