Олег КАШИН: Зачем Кремлю понадобился "стихийный" митинг против террора?

Apr 08, 2017 15:20

На первый взгляд акция напоминает обычные казенные мероприятия. Но есть и отличия


Митинг в Москве
Страна переживает тяжелые дни, и некий популярный журналист, обращаясь через соцсеть к своей аудитории, пишет: друзья, хватит сидеть дома. Призывает собраться на одной из центральных площадей города, просто так, без бюрократических согласований и без казенщины вообще. Это будет не митинг, это просто у людей есть потребность собраться вместе и убедиться, что их много. Берите с собой зонтики, горячий чай, хорошее настроение и друзей.
Так Мустафа Найем, звезда украинских медиа (а теперь депутат Рады) призвал киевлян выходить на Евромайдан. Тот случай, когда солнце останавливали словом, словом разрушали города - один пост в фейсбуке Найема, очевидно, уже навсегда разделил жизнь Украины на до и после. Возможно ли такое в России, и если возможно, что станет поводом и кто будет нашим Найемом? - многие задавали себе этот вопрос, и ответа на него до сих пор не было, а теперь есть.
Наш Найем - Сергей Доренко. «Мы не хотим зарегулированных акций, согнанных бюджетников. Но нам надо побыть вместе. Поддержать питерцев. Приходите завтра в 17 на Манежку? Соберемся без большой помпы, посмотрим хоть друг на друга!» - классический призыв к несанкционированному митингу, стилистически неотличимый даже не от Найема, но и от Навального, который примерно такими же словами звал людей на Тверскую полторы недели назад.
Все так же, да не так. Доренко - не оппозиционер и не революционер, а совсем наоборот, главред более чем системной, если не пропагандистской радиостанции, и его инициатива, даже если не фантазировать по поводу того, что она была заранее согласована с Кремлем, носит ультралоялистский характер - к утру вторника, когда Доренко выступил со своим призывом, уже вошел в терминальную стадию скандал с казенными антитеррористическими митингами, назначенными, как выяснил «Коммерсантъ», на субботу.
Российские власти умеют и любят организованно выводить на улицы большие массы людей - как минимум со времен митингов за Путина на Поклонной горе в начале 2012 года технология отработана и отлажена, и совсем недавно, в очередную годовщину присоединения Крыма, большой казенный митинг по этому поводу проводился на Воробьевых горах - чем-то таким, вероятно, и должны были стать субботние акции солидарности с Петербургом. Но отлаженность митингового стандарта сыграла с властью злую шутку - вероятно, никто не подумал об уместности применения казенных ритуалов к реальной человеческой беде и реальной, совсем не казенной солидарности, проявленной в эти дни людьми в Петербурге (бесплатные такси, бесплатный бензин для волонтеров, массовая взаимовыручка и прочее). К тому же по закону митинг должен быть заявлен за десять дней до его проведения, и если власти говорят о согласованных акциях в субботу, то это значит, что либо митинги планировались еще до терактов, либо они проводятся с заведомым нарушением закона. Финальный штрих к скандалу добавили уже привычные объявления на сайтах, где собирают массовки для кино, рекламы и митингов - участников антитеррористических субботних акций, как быстро выяснила пресса, набирали и там.
Стало вдруг ясно, что привычная казенная технология не просто не помогает, но и вредит - сочетание действительно болезненной темы (теракт) и недавнего ренессанса уличной политики, позволяющего сопоставить митинговые умения власти с умениями ее оппонентов, превратило бы субботние митинги в очевидный провал Кремля, у которого даже реальный массовый запрос на скорбь и солидарность превращается в позорную показуху с платной массовкой и поддельными разрешениями на митинг.
Исправить ситуацию могла бы только инициатива снизу, которая и явилась во вторник в лице Доренко. В течение дня его поддержали несколько селебрити уровня рэпера Тимати или комика Гарика Харламова, некоторые единороссы высказались в том духе, что «не важно, кто проводит митинг, но выходить все равно надо», а к концу дня обнаружилась и полицейски приемлемая форма собрания на Манежной - это будет не несанкционированный митинг, а «вечер памяти», не нуждающийся в согласованиях по митинговому законодательству, зато имеющий формальных организаторов - профсоюз транспортников и работников метрополитена (в Петербурге же именно метрополитен взорвали - значит, солидарность проявит профильный профсоюз, все логично). Меньше чем за сутки неприличная казенщина общими усилиями приобрела максимально цивилизованный, по меркам современной России, вид, и вместо стандартного «путинга» с автобусами и бюджетниками можно будет создать европейскую картинку с тысячами горящих свечей и другими атрибутами скорбной солидарности. За сутки Кремль решил созданную им же самим проблему - это можно считать нулевой эффективностью, но по сравнению с отрицательной это уже большой прогресс.
Самое странное: вообще-то таких провалов Кремль не боится - по телевизору о них все равно не скажут, а те, кто привык критиковать поведение власти, найдут повод для критики в любом случае. Еще год назад в аналогичной ситуации никакие скандальные опасения никого не заставили бы срочно переигрывать, на ходу создавая инициативу снизу в исполнении Доренко или кого-то еще. Даже десятидневный срок подачи заявки никогда не был проблемой - закон о митингах в его нынешнем виде был принят в 2004 году за два месяца до Беслана, и когда власть столкнулась с необходимостью ответить на бесланскую трагедию массовой акцией в Москве, ей пришлось обходить собственный закон с помощью случайной (или, скорее всего, сфальсифицированной задним числом) профсоюзной заявки, поданной в мэрию еще до теракта, и никакого скандала это не вызвало.
Скандала не было бы и сейчас - несколько публикаций в газетах и ворчание в соцсетях не в счет, и то, что организация траурной акции в Москве в этот раз превратилась в большую и напряженную драму, больше похоже на попытку искусственно оживить и очеловечить устоявшиеся казенные практики. Это уже выходит за пределы ситуативной реакции на петербургский теракт. Скорее перед нами продолжение кириенковского переформатирования внутренней политики, куда укладываются и слухи о переменах на телевидении, и предвыборные ожидания, и даже новая мода на уличный протест. Именно в этом контексте скандал с антитеррористической акцией выглядит логично - если бы речь шла просто о том, что казенный митинг оскорбил бы петербуржцев, вряд ли кто-то озаботился его заменой на «стихийную» непозорную акцию.
Олег КАШИН - независимый политический журналист и публицист.
В 2003 г. окончил Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота по специальности "судовождение на морских путях".
В прошлом - корреспондент "Коммерсанта", "Известий", обозреватель журнала "Эксперт"; работал в журнале "Русская жизнь". В качестве сотрудника "Коммерсанта" был назван "Молодой Гвардией Единой России" "предателем" и "врагом всего российского народа". В ноябре 2010 г. Олег Кашин был жестоко избит и покалечен (по версии самого Кашина, за этим стоял Василий Якеменко, лидер прокремлевских движений "Идущие вместе" и "Наши"; впоследствии Якеменко проиграл Кашину судебный процесс по защите чести и достоинства). Активный участник массовых акций протеста, в 2012 г. Кашин был избран в Координационный совет российской оппозиции (по слухам, это послужило причиной его увольнения из "Коммерсанта").
О.Кашин ведет собственный сайт kashin.guru, сотрудничает со многими ведущими СМИ в качестве обозревателя и колумниста, в том числе с популярным интернет-изданием "Спутник и Погром". Автор еженедельной колонки на Deutsche Welle.
В 2011 г. опубликовал фантастическую повесть "Роисся вперде".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кашин,_Олег_Владимирович
http://svpressa.ru/authors/1540/


Republic (бывший Slon), 06.04.2017
https://republic.ru/posts/81565

терроризм, власть, Кашин, платные, скандал, митинг, Кремль

Previous post Next post
Up