Андрей АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Звонок прозвенел для учителя

Mar 29, 2017 15:15

Все без исключения фиксируют в качестве главного открытия прошедших протестов возраст их участников: половина - неофиты, люди школьного и младшего студенческого возраста. Новое магическое слово: «молодежь». Уже на этой неделе появится примерно сто статей с этим словом в заголовке, и к концу недели оно приобретет магическую силу - того, что «объясняет все».
На самом деле слово «молодежь» не объясняет ничего.
«Новые юные» - идеальная формула для построения аналитических спекуляций; возраст юношества (17 лет) и возраст нынешней вертикали (18) почти сравнялись; магия цифр завораживает и порождает очередные надежды на «непоротое поколение-2». Но мы помним, чем закончились надежды предыдущие, и сама по себе «непоротость» не существует в чистом виде, как мы теперь узнали: даже самых свободных все время продолжают «пороть» - по ходу взросления - телевизор, школа, родители, дедушки и бабушки.
«Вот оно, наконец-то выросло» - об этом опять говорят как о чуде (как и 5 лет назад), хотя какое тут чудо: вот выросло еще одно поколение. Причем у этого поколения (2000-х годов рождения) вовсе не такие хорошие стартовые данные, как, например, у предыдущего, которое родилось в 1990-е; то было идеальное по степени «плюрализма» время, когда их социальному взрослению «никто не мешал». Тем не менее «поколение хипстеров» вовсе не стало двигателем перемен, хотя и оставило по себе добрую память. Но мы видели, как легко многие из них впоследствии нашли «новые компромиссы».
«Они никого не видели, кроме Путина, но бунтуют» - освежающий парадокс, тоже удобная тема для спекуляций, казалось бы, опровергающая даже главное открытие «Левада-центра», сделанное еще в 1994 году: что молодежь в России «немолодежна», то есть у нее нет каких-то собственных, оригинальных поколенческих желаний, отличных от желаний, например, их родителей, - чем они совершенно не похожи на европейских сверстников. Это действительно интересный феномен, просмотренный социологией: вероятно, даже внутри пассивной системы возникают по какой-то причине активные молекулы. Но, возможно, причина бунта как раз крайне проста, физиологична - банальный бунт против отцов: если отцы за колхозы - я буду против; за этим бунтом, к счастью для Кремля, нет никаких принципов и убеждений - тут только желание именно что «подудеть», праздник неповиновения.
Пишут, что выросло поколение «без телевизора» и вообще без конвенциональных СМИ (их единственной газетой стала соцсеть), но это само по себе тоже ничего не значит: включенный в комнате у «родаков» телевизор с Л.И.Брежневым в 1970-е точно так же вызывал у молодежи не бунт, а внутреннее отключение, игнорирование, невпускание его в себя. Но эта внутренняя отключка амбивалентна: она приучает не воспринимать всерьез вообще что бы то ни было, и ни о каких убеждениях тут тоже говорить не приходится.
«Они видят, что у них нет никаких перспектив» - да ладно. Когда тебе 17-20 лет, «перспективой» является собственно сама жизнь, тем более, что сегодня она все-таки предполагает больше вариантов, чем в 1970-е. Это тягостное чувство «отсутствия перспектив» придумывают взрослые, в молодости никакой такой «тупик» еще не страшен и не ощущается - просто в силу пока что неполного знания о мире.
Не это, и даже не сама по себе тема коррупции стала главным триггером протестов, не это способствовало зарождению у юных, что называется, совершеннолетних политических инстинктов в духе Франции 1968 года.
Причиной стало нечто другое, более фундаментальное и даже иррациональное (политика - это чувство).
…Протестам предшествовало появление в Сети двух роликов, которые не только вызывали смех и глумление, но и фиксировали, что называется, общее настроение. Первый - беседа школьных учительниц с политически активными учащимися в Брянске. Поначалу это даже напоминает диалог, но в нем соединяются как бы две стилистики: «демократизм менеджера по продажам» («Вы можете, конечно, не соглашаться; это, конечно, ваше дело; я не настаиваю, я просто советую»), который очень быстро скатывается в тоталитарное речение от лица «абсолютной правоты», от лица как бы заведомо разделяемой всеми позиции «патриота» - приобретение свежайшее, результат той самой пропаганды. Но этот номер вдруг не проходит, начинается сбой - потому что учителя не могут ответить на элементарные вопросы школьников, уходят от ответов и вовсе не хотят отвечать. Когда они чувствуют это поражение, то хватаются за железный аргумент «да вы жизни не знаете» - и за «патриотизм», который мгновенно опознается учениками как казенное слово, «не для этого разговора», якобы доверительного, и звучит тут как удар «арматурой» на круглом столе. Но главное - это разговор учителей с позиции «старших», и отнюдь не товарищей; это позиция старшего по кубрику - хотя любому психологу ясно, что в такой ситуации «доверительного разговора» важнее всего встать вровень с оппонентом, даже в чем-то согласиться, уступить ему, если хочешь его переубедить. По сути, пространства для диалога нет - на другом конце этого речения предполагается в лучшем случае полусобеседник, которого в любой момент можно «осадить», «срезать», как в рассказе Шукшина. «Сейчас начинается уже полемика, она никому не нужна», - говорит учительница. Для беседы попросту нет, не хватает слов.
Ну, и второй ролик: Московская консерватория, уже студенческая среда, уже преподаватель, который предлагает студенту перечесть до середины список «пятой колонны». В этой лекции самое главное - даже не сам по себе список, почерпнутый не из методичек, а скорее всего, по своей инициативе, с каких-то махровых сайтов - их там как раз гуляет несколько таких. Самое интересное - это реплики в конце, когда преподаватель очень быстро, помимо воли, теряя контроль над собой, переходит на низший полемический уровень, употребляя выражения «сядь, я тебе сказала», «закрой свой рот», «так ведет себя только дебил», «пошел вон отсюда» и пр.
Это подлинная жемчужина разоблачения, в пять минут тут обнажается, что называется, структура сознания: мы узнаем этот язык молоха, полного подавления личности, аннулирования другого, отрицание права оппонента на существование - вплоть до тыканья, с помощью которого он символически выводится за пределы легитимности. «Ты никто» - вот единственное сообщение этого языка; как видим, это вполне универсальное, знакомое всем нам сообщение в рамках дворовой этики.
Оба этих ролика - о языке, который и является тут главным героем. Как видим, какие-то внешние языковые обертки поначалу дают нам понять, что и школьные учителя, и университетский преподаватель знакомы в принципе с другим регистром общения. Но они сознательно отказываются от пространства свободы, необходимого для диалога, - не потому что не умеют, а потому что сама культурная ситуация наших дней отучила их говорить на равных, слушать другого. Общая культура диктует им этот «отказ слышать» в качестве нормы. Так теперь - опять - принято. Как им кажется.
Они отучены всей системой «новой культуры общения», в первую очередь телевизионной, которая в течение последних трех лет внушает в качестве нормы именно язык сапога, «заткнись и слушай». Эта культура сформирована всеми этими «шоу», которые являются не диалогом, несмотря на беспрерывный ор, а одной сплошной голой репрессией, отменой собеседника, аннулированием, исключением из мира. Это и язык нынешнего МИДа, и Минобороны, и вот этих телеведущих. Этот язык насилия всего за три года сложился в такую новую норму и передался по капиллярам вниз, тем самым учителям - и они не чувствуют, что совершают чудовищную ошибку, говоря от лица этой «нормы», и искренне удивлены, что ученики не понимают их.
Здесь возникает фундаментальный диссонанс, сигнал об отчуждении, который считывается юными мгновенно. Возникает конфликт двух языков, двух культур: насилия и диалога. Самое интересное - как они-то, ученики, сами сохранились в этой «культуре диалога»? Почему новая норма их не поймала? Ведь норма повсюду - это язык телевизора, власти, улицы, школы, да и родителей. Как они улизнули, как избежали языка насилия? Не потому ли, что их учителем была социальная сеть, которая, как все мы знаем, гениально и приучает нас к культуре диалога - потому что иначе разговор бы там не состоялся. И этот навык оказался живучее, его не смог отменить даже доминирующий дискурс. Не потому что интернет, не потому что Сеть - а потому что там язык другой. Потому что сама система общения в Сети подразумевает умение выстраивать диалог. Не Сеть оказалась сильнее телевизора, а сама природа Сети - плюралистическая - оказалась сильнее природы телевизора.
Навальному 40 лет, он годится «новым юным» в отцы, но возраст тут вовсе не имеет значения. Дело даже не в расследованиях и не в коррупции, как это ни цинично. Дело в языке диалога, на котором говорит и пишет сам Навальный - а точнее, «коллективный Навальный»; это язык, на котором и сами «юные» привыкли общаться между собой. «Язык Навального» не боится собеседника, не боится вопросов (он сам часто строит свои тексты в виде вопросов и ответов), не боится иронии и самоиронии и попросту не боится разговаривать. Вот Навальный общается с НОДом, пытается даже тут построить диалог. Его язык всеми силами сигнализирует: я - только половина разговора. Вторая половина - это ты. Эту диалогичность почти невозможно подделать, потому что за этим стоит целое мировоззрение. Тут не играет роли ни уровень образования, ни кругозор, ни владение языком - тут играет роль только «готовность ждать другого», как писал философ Поль Рикёр. Для этого самому нужно быть «готовым к миру», ощущать себя его частью, чувствовать радость от того, что он есть, - примерно такую, какую испытывал герой «Анны Карениной» Левин, когда ему «улыбались даже голуби». Для этого попросту нужно любить мир.
Говорят, что Навальный - плохой полемист. В общем, да, он действительно не мастер дискуссий, но это мы говорим все же о технике. А в основе своей «язык Навального» именно диалогичен, такова его структура, она предполагает собеседника на другом конце, предполагает диалог, предлагает беседовать. Это огромная редкость для политика в России, даже демократических взглядов - и именно эта диалогическая основа его дискурса и стала решающей.
Школьники и студенты «понимают» его не потому, что он «говорит на их языке» (это невозможно), а потому, что в основе этого языка - приглашение к диалогу, чего не может предложить ни одна из официальных говорящих машин, выражаясь языком Делеза. Ввиду того что диалог является в России огромным дефицитом, это такое чудо, такая ценность, что перевешивает любые рациональные доводы и стирает возрастные границы.
…26 марта звонок прозвенел для того самого учителя, который отказался, не умел, не хотел, разучился разговаривать со «школотой». Их выход и был ему ответом.
Андрей АРХАНГЕЛЬСКИЙ - журналист, публицист, критик. Редактор отдела культуры журнала "Огонёк". Печатается в "Новой газете", журнале "Искусство кино", колумнист издания Colta.ru, постоянный эксперт на "Эхо Москвы" и телеканале "Дождь". Вел авторскую колонку в газете "Взгляд".
В последнее время занимается исследованием природы пропагандистских медиа.
Имеет высшее журналистское и музыкальное образование. Его материалы выходили как в российских, так и в зарубежных СМИ: "Независимой газете", "Московских новостях", FUZZ, Toronto Slavic Annual. Также работал на телевидении. Лауреат премии журнала "Огонёк" за 2003 г.
Убеждённый либерал и феминист. Считает "главным событием жизни" перестройку, а Михаила Горбачёва - великим человеком.
Детство и юность провел в Украине, работал журналистом в газете "ФАКТЫ".
http://ru.wikipedia.org/wiki/Архангельский,_Андрей_Александрович


InLiberty, 27.03.2017
http://www.inliberty.ru/blog/2539-Zvonok-prozvenel-dlya-uchitelya
Примечание: все выделения в тексте - мои.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Политолог Валерий СОЛОВЕЙ: На самом деле
http://loxovo.livejournal.com/7778782.html
Социологи: От школьника-2011 к школьнику-2017
http://loxovo.livejournal.com/7778508.html
Андрей КОЛЕСНИКОВ - Политэкономия: Лыжню! Лыжню!
http://loxovo.livejournal.com/7777773.html
"Магия 1917 года": власти ищут баланс между нерешительностью и жестокостью (МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ)
http://loxovo.livejournal.com/7777430.html
Максим ТРУДОЛЮБОВ - Республика: Кто ответит за провал государства
http://loxovo.livejournal.com/7777124.html
Максим АРТЕМЬЕВ: Снова массовые протесты: смена поколений или бег на месте?
http://loxovo.livejournal.com/7776842.html
Трудности перевода. Кто здесь молодежь?
http://loxovo.livejournal.com/7776749.html
Кирилл МАРТЫНОВ: Кто теперь на алгебре. О бунте детей, которых предали взрослые
http://loxovo.livejournal.com/7776286.html
Чей это город? Почему молодые вышли на митинги - объясняет социолог Алексей ЛЕВИНСОН
http://loxovo.livejournal.com/7776226.html
Алексей ЛЕВИНСОН: Наше "мы": Нужны дискуссии, а не репрессии
http://loxovo.livejournal.com/7775876.html
Лев ШЛОСБЕРГ: Первое непоротое поколение
http://loxovo.livejournal.com/7775362.html
Политолог Георгий САТАРОВ: "Навальный открыл калитку"
http://loxovo.livejournal.com/7775051.html
Екатерина ВИНОКУРОВА: Без будущего
http://loxovo.livejournal.com/7774809
Илья МИЛЬШТЕЙН: Революция пятого года
http://loxovo.livejournal.com/7774590.html
Протест и юность
http://loxovo.livejournal.com/7774459.html
Массовые протесты 26 марта в Москве и десятках городов России (по ссылкам, дополняется)
http://loxovo.livejournal.com/7772593.html

протест, культура, возраст, акция, видео, Навальный, язык, школьники, молодежь, Архангельский, студенты

Previous post Next post
Up