Владислав ИНОЗЕМЦЕВ: Обещанного три года ждут. Готов ли Путин присоединить ДНР и ЛНР?

Mar 22, 2017 19:30

Старая пословица точно отражает будущее Донбасса. Похоже, эскалация конфликта теперь выгодна всем


Глава ЛНР Игорь Плотницкий, глава ДНР Александр Захарченко и глава Республики Крым Сергей Аксенов на праздничном шествии в честь третьей годовщины референдума
В последние недели после довольно долгого перерыва события в Донбассе снова стали доминировать в новостном поле - и за этим может стоять нечто большее, чем традиционное циклическое обострение, призванное быстро смениться периодом относительного спокойствия. Три года спустя после оккупации, аннексии, возвращения (нужное подчеркнуть) Россией Крыма лидеры марионеточных ДНР и ЛНР заговорили о скором референдуме о воссоединении с Россией, подчеркивая, что в этом и состоял изначальный план и он непременно реализуется, несмотря на то, что три года назад «получилось немножечко по-другому».
Перед этим Россия де-факто признала паспорта этих «государств», разрешив их владельцам пересекать границу, совершать юридические действия внутри страны и даже открывать банковские счета. В мятежных территориях поспешили ввести внешнее управление (а де-факто национализировать) на предприятиях украинских олигархов, и практически в то же время российское правительство вежливо попросило нескольких бизнесменов начать поставлять в Донбасс железную руду для поддержания работы металлургических предприятий. При этом очевидно, что готовая продукция также не сможет пойти никуда, кроме России. ДНР и ЛНР стали поставлять уголь в Россию и того раньше.
Иначе говоря, после продолжительного периода относительно корректного обозначения Донбасса как «украинских регионов, временно обладающих особым статусом», Москва четко сформулировала свое отношение к ним как к независимым субъектам.
Картинa будет неполной, если не отметить и шaги украинской стороны. После трех лет практического бездействия Киев решился нa довольно радикальные меры. Сначала, как мы знаем, он требовал от Европы и США антироссийских сaнкций, в то время как Верховная рада считала Крым свободной экономической зоной - ради обеспечения удобства в торговле с Россией для особо приближенных олигархов. В и из Донбасса беспрепятственно шли товары и денежные переводы, а российские государственные банки, находившиеся под санкциями Запада, открывали свои офисы на центральных улицах украинской столицы. Украинская власть занималась переделом финансовых потоков, постепенно выдавливая из высших эшелонов бюрократии проевропейских чиновников и заменяя их на винницких друзей президента. Сотни украинцев гибли в бездарно организованной АТО, а десятки тысяч покидали страну ради лучшей жизни на Западе. И вот наконец радикальные элементы начали блокаду мятежных территорий, стремясь добиться от власти того, к чему она, похоже, никогда не была расположена: четких ответов на сложные вопросы. И президент пошел на уступки: блокада была, по сути, легализована, российские госбанки, судя по всему, будут выдавлены с Украины, Минские соглашения, и без того мертворожденные, выглядят окончательно похороненными. В результате Украина вполне может столкнуться с масштабным экономическим кризисом, но, судя по всему, Киев это не остановит.
Следует заметить, что за последние месяцы преобразился и Запад. Ставка, сделанная Кремлем на Дональда Трампа, не сыграла. Его крайне непрофессиональные методы продвижения своего влияния вызвали невиданно единодушное неприятие России. Трамп, конечно, оказался похож на Владимира Путина, но пока только в своем стремлении усиливать армию и силовиков - достаточно посмотреть на проект нового бюджета. Госдеп делает жесткие заявления относительно того, что Россия должна вернуть Крым Украине; постпред в ООН утверждает, что России нельзя доверять никогда и ни в чем; европейские лидеры заявляют о готовности наращивать военные расходы для более равнозначного вклада в НАТО. Конечно, у Запада нет четкого плана на случай расширения российского вмешательства, но уже ясно, что никакой разрядки пока не предвидится. Надежды Кремля на то, что в Европе победят праворадикальные маргиналы, не слишком обоснованны, это подтверждают хотя бы выборы в Голландии. В Центральной Европе на одного пророссийского президента приходится по нескольку путинофобов; градус антикремлевской пропаганды здесь понижен не будет, а подпевал Москвы после выборов во Франции и Германии может ждать последовательная «зачистка» в общеевропейском масштабе.
Иначе говоря, всего за пару месяцев сложилась ситуация, в которой резкое обострение конфликта становится выгодным всем сторонам. Для украинской элиты нет ничего лучше, чем признание Россией независимости ДНР и ЛНР, не говоря уже об их включении в состав Российской Федерации. Москва в таком случае будет выглядеть агрессором, Киев - жертвой, а от Донбасса и представляющих его олигархов можно будет избавиться самым изящным образом. Для политического истеблишмента Европы, который его оппоненты попрекают антироссийскими санкциями, это тоже стало бы хорошим вариантом: по крайней мере, жесткая политика в отношении России долго никем бы не оспаривалась. Само собой, самыми крупными выгодоприобретателями оказались бы нынешние «элиты» мятежных регионов, равно как и поиздержавшиеся члены клана Виктора Януковича. Признание независимости и ее немедленная выгодная продажа России - гарантия того, что их судьба сложится менее драматично, чем у боевых товарищей, постепенно переселяющихся в мир иной. Им сейчас не может не казаться, что они почти уже дождались обещанной три года назад волшебной «Новороссии». Конфликт становится выгодным всем - и потому практически неизбежным.
Основным вопросом, разумеется, остается позиция президента Путина, который в последнее время избегает значимых заявлений по соответствующим вопросам. Кремль пока опровергает наличие сценариев интеграции ДНР и ЛНР в Россию, однако раньше он опровергал и признание паспортов, и товарные поставки, и много что еще. При этом 42% россиян считают, что мятежные республики следует либо признать независимыми государствами, либо включить в состав России: граждане давно не воспринимают эти территории как Украину. Если немного усилить пропагандистскую работу, то подготовку общественного мнения к появлению в составе Российской Федерации новых регионов можно считать законченной. Дальнейшее же расширение «русского мира», судя по настрою россиян, обеспечит Путину не то что победу на приближающихся выборах, но статус пожизненного президента. В связи с этим я обратил внимание на отсутствие главы государства на ежегодных крымских торжествах - не означает ли это, что он занят чем-то, что затмит славу покорителя Тавриды?
Принято считать, что Путин крайне прохладно относится к замыслу о присоединении к России некоторых новых частей Украины и даже якобы к провозглашению ими независимости. Однако стоит отметить, что большинство публичных заявлений Кремля делалось еще в прошлом году, даже последняя встреча в формате «нормандской четверки» состоялась в октябре. Это, напомню, было время, когда в Москве надеялись, что Трамп будет «их», что Brexit запустит цепную реакцию распада Европейского союза, что ни Франсуа Олланда, ни Ангелы Меркель через год на политической арене уже не будет, что европейские санкции против России вот-вот начнут отменяться. Время, казалось, работало на Кремль и утекало меж пальцев у его оппонентов. Но сегодняшняя ситуация выглядит диаметрально противоположной. Трамп «не оправдал доверия», никаких дружеских отношений между ним и Путиным, скорее всего, уже не сложится. Распада ЕС не случилось. Меркель имеет все шансы сохранить свой пост, а надежды Марин Ле Пен и Франсуа Фийона на французское президентство призрачны. Санкции же, как недавно пояснили и американские, и европейские политики, останутся с нами настолько долго, насколько и Крым. При этом давшее России важную передышку соглашение об ограничении добычи нефти, скорее всего, в мае не будет продлено по инициативе Саудовской Аравии, а желание Трампа обеспечить Америку собственными углеводородами вполне может сбыться даже раньше, чем казалось.
Все это говорит только об одном: за каких-то полгода время развернулось вспять и работает теперь против Путина. Хотя CNN и снимает про него фильмы как про самого могущественного человека в мире, козырей у российского президента остается все меньше. И в такой ситуации игра на обострение не выглядит самым невероятным вариантом. Если происходящее вполне можно объяснить действиями Украины и Запада, то ответные шаги в глазах собственного населения будут легитимизированы, а мнение остального мира для российского президента значит все меньше. И потому старая русская пословица, в которой обещанного ждут три года, может неожиданно точно отразить прошлое, настоящее и будущее Донбасса.
Владислав ИНОЗЕМЦЕВ - экономист, социолог. Профессор НИУ "Высшая школа экономики". Старший приглашенный научный сотрудник Atlantic Council, сотрудник John Hopkins University, Вашингтон.
Основатель (с 1996 г.) и научный руководитель АНО "Центр исследований постиндустриального общества". Автор более 300 печатных работ, опубликованных в России, Франции, Великобритании и США, в том числе 15 монографий.
Лауреат публицистической премии "ПолитПросвет" в 2015 г.
С 2011 г. член научного совета Российского совета по международным делам. Член Совета по внешней и обороной политике (СВОП).
В 2012-2014 гг. - председатель Высшего совета партии "Гражданская сила". В 2003-2012 гг. - главный редактор журнала "Свободная мысль".
svop.ru/эксперты/иноземцев-владислав-леонидович/


Republic (бывший Slon), 20.03.2017
https://republic.ru/posts/80872
Примечание: все выделения в тексте - мои.

СМ. ТАКЖЕ:
!!!!!! Александр МОРОЗОВ: Донбасский момент безнаказанности
Свобода рук и политическая оглядка: не станет ли Кремль присоединять Донбасс?
http://loxovo.livejournal.com/7714140.html
Олег КАШИН: Из кризиса - в новый кризис. Присоединит ли Россия Донбасс?
http://loxovo.livejournal.com/7744927.html

Запад, Иноземцев, территория, Донбасс, конфликты, Путин, Украина, внешняя политика

Previous post Next post
Up