Олег КАШИН: Русская зима вместо русской весны. К чему приведет обострение в Донбассе

Feb 02, 2017 10:10

Донбассу было модно обещать судьбу Приднестровья, но пока это больше похоже на Карабах


Обстрелянный жилой дом в Авдеевке, Донецкая область, 1 февраля 2017 года
Обстрелы Авдеевки и Донецка - кажется, что это новость из позапрошлой зимы, по недоразумению попавшая в информационный поток 2017 года. Изобретение Дмитрия Пескова - «самостийные отряды», на которые возлагается вина за эскалацию в Донбассе, формулировка настолько размытая, что под нее можно подвести кого угодно - и пророссийских сепаратистов, и украинские добровольческие батальоны, действующие сами по себе, и украинскую армию (в том смысле, что Украина ведь самостийное государство, и отряды у нее тоже, получается, самостийные). Неосторожная фраза украинского генерала о продвижении ВСУ «шаг за шагом» подхватывается тем же Песковым - смотрите, украинцы сами признали, что наступают, то есть агрессор это они. А статью Süddeutsche Zeitung, в которой анонимный источник в немецком правительстве говорит, что украинская сторона заинтересована в обострении, российская официальная пресса с удовольствием цитирует уже третий день.
Интересное наблюдение https://t.me/akashevarova/30 журналистки российского «Лайфа» Анастасии Кашеваровой - она пишет, что съемочные группы федеральных телеканалов из Москвы были отправлены в Донецк заранее, и простодушно делает вывод, что, очевидно, российская разведка знала, что украинцы начнут наступление, но с тем же успехом отправку журналистов в Донбасс можно назвать доказательством того, что в Москве было заранее известно о наступлении сепаратистов - в конце концов, такое знание для России доступнее, чем планы украинской армии.
Не так давно Донбассу было модно обещать судьбу Приднестровья, но пока это больше похоже на Карабах, когда затянувшаяся политическая неопределенность и спорный статус территории сопровождаются не взаимным равнодушием сторон, как в Молдове, а перестрелками при каждой первой возможности и никуда не девающейся угрозой большой войны. Но и сравнение с Карабахом несколько ущербно - в закавказском противостоянии обе стороны, по крайней мере, воспитаны в пусть и надуманном, но все же в духе фанатичной привязанности к сакральной для каждой из стран местности, а здесь - само слово «Коксохим» (обстреливаемый завод в Авдеевке, от которого зависит теплоснабжение города) звучит так мрачно, что едва ли даже самое патриотичное сердце забьется быстрее при его звуках. Мертвая земля, населенная живыми людьми - так, наверное, будет правильно назвать Донбасс сейчас. За три неполных года война приобрела самый дистиллированный вид, лишенный любых украшений в виде берущих за душу лозунгов, понятных формул, всемирного интереса и очевидной финальной точки, за которой будет гарантированный мир. Все это потерялось где-то в 2014 или 2015 году, и осталась только война, бесконечная, бессмысленная и совсем не берущая за душу.
Трудно сказать, отдает ли себе в этом отчет Дональд Трамп, и есть ли у него вообще время задуматься об этом в промежутках между борьбой с мигрантами и строительством стены на мексиканской границе, но, очевидно, дело именно в нем - каждый залп по Авдеевке адресован новому американскому президенту, даже если он сам ничего такого не имеет в виду. Предыдущие периоды этой войны были для Кремля частью большой и во многом воображаемой международной игры, в которой на стол одинаково непринужденно выбрасывались и Севастополь, и Алеппо - Донецк был где-то между ними, и хотя вслух об этом никто не говорил, это всегда подразумевалось само собой. Кремль после 2014 года никогда не воспринимал отношения с Украиной как двусторонние. Пропагандистский образ Барака Обамы, напрямую управляющего Киевом, в любом случае в той или иной мере отражал представление Москвы и лично Владимира Путина о происходящем. А дальше уже зависимость от рамок, заданных кремлевским воображением - если нет Обамы, то нет и правил, по которым приходилось с ним играть, а какими эти правила могут быть, придется выяснять опытным путем.
Эта логика, впрочем, в той же мере применима и к украинской стороне - в конце концов, о лояльности Трампа к России в последние месяцы было сказано так много слов, что не поверить им хотя бы в глубине души не смог бы ни один живой человек. Что должно случиться, чтобы в этом конфликте прозвучал голос американского президента? Никто не знает, но всем кажется, что он прозвучит, и поэтому надо пробовать, и какими бы разными ни были цели и мировоззрения Москвы и Киева, доступных инструментов у обоих совсем немного, и первый из этих инструментов - к сожалению, артиллерия.
И это единственный возможный вывод из авдеевского обострения - да, перед нами вот такой полевой дипломатический эксперимент, когда обе стороны огнем «Градов» прощупывают новые границы возможного в тупиковой ситуации. Пародийный нейтралитет российских властей, когда единственной официально произносимой позицией оказывается сдержанное сочувствие к сепаратистам, про которых и так всем ясно, насколько они независимы от Москвы (нинасколько) - наверное, это действительно самая удобная с дипломатической точки зрения позиция. Но насколько она удобна для международного торга: настолько она безнравственна по отношению к погибающим или остающимся без крова жителям Донбасса по обе стороны линии разграничения, а также к российским военным, вмешательства которых (разумеется, в уже традиционном для этой войны анонимном формате «северного ветра») ждут сейчас и в Донецке, и в Киеве. Жизни и разрушения ничего не стоят, есть только весомые международные интересы и любимая Кремлем геополитика, в которой один звонок Трампа действительно стоит несопоставимо больше, чем сотня Авдеевок с населяющими их людьми.
Хронология донецкой войны сбивает с толку - неясно даже, можно ли считать ее непрерывной, и корректно ли говорить о том, что неделю назад никакой войны не было, а сейчас, когда в Авдеевке стреляют, она началась заново. Строго говоря, в жизни российского общества этой войны никогда и не было - был 2014 год с телевизионными историями про бандеровцев и восторгами по поводу «русской весны», было последующее переключение общественного внимания на другие сюжеты, и есть нынешняя Авдеевка, идущая вообще каким-то незначительным фоном к большим мировым новостям. В те времена, когда украинцы находились на пике самоощущения отечественной войны, в России патриотическая общественность шутила, что российская армия побеждает, даже не являясь на поле боя - спустя два с половиной года патриотическая шутка возвращается бумерангом: неприсутствие российского общества на этой войне никак не страхует от больших травм, способных отозваться самыми неожиданными проблемами и через десятилетия. Ставшее массовым в России отношение к живым людям как к статистам из телевизионных сюжетов, всеобщая готовность переводить разговор о войне на язык выдуманной геополитики, равнодушие к погибающим и отсутствие интереса к тому, участвует ли в конфликтах российская армия, и если да, то на каком основании - все это не могло не изменить российское общество, и неизвестно еще, кто травмирован сильнее - кто плакал на похоронах или кто прожил день похорон, вообще никак о них не думая и ничем не интересуясь. Вместо «русской весны» - русская зима, но когда ее снег растает, грязь и кровь, незаметные сейчас под ним, еще сыграют свою роль.
Олег КАШИН - независимый политический журналист и публицист.
В 2003 г. окончил Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота по специальности "судовождение на морских путях".
В прошлом - корреспондент "Коммерсанта", "Известий", обозреватель журнала "Эксперт"; работал в журнале "Русская жизнь". В качестве сотрудника "Коммерсанта" был назван "Молодой Гвардией Единой России" "предателем" и "врагом всего российского народа". В ноябре 2010 г. Олег Кашин был жестоко избит и покалечен (по версии самого Кашина, за этим стоял Василий Якеменко, лидер прокремлевских движений "Идущие вместе" и "Наши"; впоследствии Якеменко проиграл Кашину судебный процесс по защите чести и достоинства). Активный участник массовых акций протеста, в 2012 г. Кашин был избран в Координационный совет российской оппозиции (по слухам, это послужило причиной его увольнения из "Коммерсанта").
О.Кашин ведет собственный сайт kashin.guru, сотрудничает со многими ведущими СМИ в качестве обозревателя и колумниста, в том числе с популярным интернет-изданием "Спутник и Погром". Автор еженедельной колонки на Deutsche Welle.
В 2011 г. опубликовал фантастическую повесть "Роисся вперде".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кашин,_Олег_Владимирович
http://svpressa.ru/authors/1540/


Republic (бывший Slon), 02.02.2017
https://republic.ru/posts/79215
Примечание: все выделения в тексте - мои.

Донбасс, война, Кашин, Украина, внешняя политика

Previous post Next post
Up