Бедные, но гордые. Как кризис сбивает с толку россиян, живущих в великой державе

Aug 22, 2016 16:40



Ура-патриотические настроения в российском обществе, очевидно, сменяются чем-то другим: усталостью, сомнениями, разочарованием. Понять это можно хотя бы по свежему опросу, проведенному центром «Общественное мнение» (ВЦИОМ). Больше половины граждан (59%) по-прежнему считают, что Россия должна быть великой державой и влиять на все мировые процессы (33% полагают, что стране не следует «стремиться к укреплению державной мощи, лучше позаботиться о благосостоянии собственных граждан»). Однако затяжной кризис сокращает число настаивающих именно на такой форме национального величия.
Как известно, за прошедшие между исследованиями ВЦИОМа два года уровень жизни населения заметно упал. «Мы видим увеличение количества бедных, причем заметное, резкое», - говорил бывший министр финансов Алексей Кудрин в январе, подводя итоги 2015 года. Доля семей, заявляющих о бедности (не хватает средств на еду и одежду), согласно все тому же ВЦИОМу, увеличилась за прошлый год с 22% до 39%. Но, несмотря ни на что, население как будто мирилось с временными трудностями ради большой цели. В качестве этой главной цели в XXI веке двое из пяти опрошенных называли возвращение статуса великой державы, каждый четвертый полагал, что Россия и так уже великая, а половина респондентов считали обретение желанного статуса делом времени - самого ближайшего. Результаты опросов «Левады» очень похожи: половина россиян в 2014 году заявили о желании видеть Россию великой державой, внушающей страх и вызывающей уважение в мире, и на протяжении следующего года твердо придерживались той же позиции.
Да, общество по-прежнему верит в величие страны либо рассчитывает на него, но гораздо важнее, что оно под ним понимает. До сравнительно недавнего времени большинство россиян к «величию державы» относили высокое благосостояние граждан и экономический потенциал государства. Но затем под воздействием телевидения и влиянием того, что социологи называют «крымским и сирийским эффектом», произошла милитаризация массового сознания - на первый план вышла «военная мощь, наличие ракетно-ядерного оружия». Теперь, похоже, маятник готов качнуться в обратную сторону. Рост бедности, так поразивший Кудрина, продолжился: о нехватке средств на самое элементарное к началу лета заявляли уже 41,4% жителей возрождающейся сверхдержавы.
Стремительное падение уровня жизни и желание россиян силой русского оружия увеличить влияние страны на международной арене - как сочетаются эти две реальности? Как следует из графика, кривые сближаются.


Минувшей весной индекс потребительского доверия Nielsen в России снизился до 11-летнего (рекордного) минимума. «Истощение - так одним словом можно охарактеризовать состояние российских потребителей сегодня»,- заявила газете «Коммерсантъ» директор по работе с глобальными клиентами «Nielsen Россия» Марина ЛАПЕНКОВА. И этот процесс почти непрерывного сужения возможностей населения потихоньку меняет взгляды людей на природу величия.
«Среди респондентов с низким потребительским статусом, то есть тем, кому не хватает денег даже на покупку продуктов питания, доля опрошенных, которые не гордятся нынешней Россией (29%), выше, чем в других группах и в целом по стране», - отмечается в комментариях к майскому исследованию «Национальная гордость», проведенному Левада-центром. Люди этой категории, которых становится все больше, все чаще говорят о важности «высокого благосостояния граждан» как критерии отнесения к «великой державе». Не исключено, что однажды такое мнение станет общим.

Slon, 17.08.2016
https://slon.ru/posts/72139
Примечание: все выделения в тексте - мои.

общество, настроения, ВЦИОМ, соцопрос, патриотизм, великая держава, кризис, бедность

Previous post Next post
Up