Политолог Екатерина ШУЛЬМАН: Признак слабости. Зачем силовику писать статью в журнал (апр 2016)

May 12, 2016 05:00

Александр Бастрыкин, глава Следственного комитета РФ, в журнале «Коммерсантъ. Власть» опубликовал статью, в которой призвал ужесточить законодательство по борьбе с экстремизмом (особенно контроль за интернетом) и активнее противостоять главному врагу, США, в перманентной гибридной войне.
«Политическая» часть длинной статьи Бастрыкина выглядит довольно устрашающе: это цельный и в своем роде гармоничный манифест реакционного изоляционизма, предполагающий широкий комплекс мер по отделению России от реальности - информационной, экономической и правовой. Если бы кто-то взялся в самом деле воплощать в жизнь эту фантастическую программу по созданию новой общеобязательной официальной идеологии, организации антиэкстремистского комсомола и пионерии и насаждению китайской цензуры в интернете, то на выходе можно было бы получить ту уютную модель русской автаркии, которую в духе интернационализма принято называть северокорейской.
Однако уже по первоначальной реакции комментирующих и читающих СК-манифест стало заметно, что процент напуганных перспективой отключения интернета в рамках гибридной войны с Америкой сильно уступает числу циничных наблюдателей, вычитавших в статье знаки борьбы силовых кланов. И второе, что могли увидеть опытные читатели, - у автора на этом фронте явно не самые выдающиеся позиции.
Признак слабости
Что надо знать о публичных выступлениях российских чиновников, дабы понимать их смысл? Первое: от хорошей жизни никто программных статей в прессе не пишет. Президенты Путин и Медведев, а также премьеры Путин и Медведев делают это в предвыборный период, когда от них ждут собственно программ и ориентиров на будущее. Остальные чиновники дают интервью государственным СМИ - это жанр отчета об успехах и перспективах преодоления временных трудностей, материал рекламного характера. Также большому начальнику прилично выступать с докладом на коллегии своего собственного министерства или службы, а потом уж СМИ разнесут его слово по миру.
Внесезонное непротокольное выступление с жалобами на врагов внешних и внутренних и призывами все срочно поправить, пока не поздно, - признак того, что у автора проблемы.
Исключение - почтенные отставники, делящиеся мудростью с новыми поколениями госслужащих. В таком жанре в январе 2015 года выступал в «Российской газете» Евгений Примаков. Популярная в публике теория «пробных шаров» - прощупывания почвы перед значимыми решениями - тоже не находит себе подтверждения в практике. Значимые решения принимаются быстро, внезапно и в обстановке секретности, а дальше заинтересованным сторонам и общественности предлагается адаптироваться к новым условиям как сумеют. Никакие программные публикации не предшествовали отмене губернаторских выборов, изменению электоральной модели формирования Госдумы, крымскому референдуму, конфликту с Украиной или созданию Национальной гвардии.
Второе: правильная государственническая статья должна быть опубликована в государственных СМИ. Если интервью - то на ВГТРК, если статья - то в «Российской газете». Другие издания могут использоваться не для заявления позиции, а для посылки сигнала - специализированного сообщения от своих к своим. Напомним, что «Коммерсантъ» публиковал прославленную статью Виктора Черкесова о «чекистском крюке» и ответ прокурора Чайки на обвинения ФБК (это все придумал Браудер, чтобы развалить Россию).
Третье. Любой текст, написанный чиновником, содержит заявку на расширение собственных полномочий и ресурсов и протест против отчуждения полномочий и ресурсов в пользу кого-то другого. Никакого другого резона писать какие бы то ни было тексты ни у одного чиновника нет и быть не может. Этот базовый запрос надо уметь вычленять из той оболочки, в которую каждый обучавшийся в советском вузе умеет облекать свое заветное. Их всех учили сперва цитировать классиков марксизма-ленинизма, потом - решения последнего съезда, а уже потом писать о непосредственной теме работы.
Однако, возвращаясь к п. 1, по закону нашего бюрократического этикета, если у политического актора есть возможность претворить свои идеи в жизнь, то ему нет нужды на эту тему выступать с декларациями в прессе. Публичное выступление, особенно руководителя силовой структуры, воспринимается скорее как признак слабости, нежели как признак силы. Упоминавшаяся статья Виктора Черкесова про чекистский крюк если не напрямую стоила ему должности и карьеры, то по крайней мере послужила индикатором того, что в аппаратной схватке он проигрывает своим оппонентам.
Силовая перестройка
Каково содержание статьи Бастрыкина? Если убрать идеологическую шелуху, в любом случае не входящую в сферу его служебной компетенции, остается изложение своими словами ряда положений законопроекта, внесенного 7 апреля депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым. Это проект закона, который начал готовиться после совместного заседания обеих палат в качестве реакции на взрыв российского самолета в Египте. Проект содержит ряд предложений по ужесточению уголовного законодательства и расширению состава статей за экстремизм и терроризм, обновленную трактовку террористических преступлений, включение в террористический состав ряда сопутствующих действий и ограничение на выезд для экстремистов. Там же содержится нашумевшее положение об обязанности провайдеров хранить весь проходящий трафик в течение трех лет. Все эти положения мы видим в прикладной части статьи Бастрыкина - там, где излагаются конкретные предложения с номерами статей УК, в отличие от первой, «политической» части, с ее туманными предложениями придумать новую идеологию и научить молодежь интернационализму.
Законопроект Яровой - Озерова уже успел вызвать отрицательную реакцию разнообразных слоев общественности. В частности, IT-индустрия была возмущена нереалистичным предложением хранить на территории РФ непонятно где и непонятно как такие гигантские объемы данных. Против принятия проекта выступил Совет по правам человека при президенте, его отказалась поддерживать фракция КПРФ. Против лишения гражданства за терроризм высказалась Валентина Матвиенко, резонно заметив, что для этого придется менять Конституцию РФ.
Соответственно, законотворческие перспективы проекта выглядят пока несколько туманно. И тут с публичной поддержкой содержащихся в нем идей выступает председатель СК, тем самым утверждая, что это не просто частные фантазии одного депутата и одного сенатора, а важные меры, призванные обеспечить нам перелом в гибридной войне с США, которая, используя широкий спектр разнообразных инструментов, расшатывает нашу стабильность и подрывает самоидентификацию.
Следственный комитет, не обладая по закону правом законодательной инициативы, тем не менее, является активным генератором всякого рода законотворческих идей. В СК есть специальные люди, которые пишут законопроекты, и в Думе у них есть дружественные депутаты, которые эти законопроекты вносят. Самым блистательным успехом Александра Ивановича Быстрыкина и его законодательных идей стала поправка в Уголовный кодекс, разрешающая возбуждать дела по налоговым нарушениям без согласования с налоговыми органами, которую удалось внести в Думу как президентский законопроект. После этого принятие было, понятное дело, гарантировано, несмотря на усилия правительства как-то затормозить и слегка отредактировать новацию, от которой были в ужасе экономические ведомства.
В остальных случаях СК уже не так везло. Знаменитая идея Бастрыкина о введении в российский судебный процесс понятия «объективной истины» (обязанность суда не рассматривать конкурирующие доводы сторон, а самостоятельно устанавливать картину происшествия, ставшего поводом для судебного спора) бродит по Думе в различных модификациях с начала 2014 года, но пока не дошла даже до первого чтения. В основном это происходит из-за возражения Ларисы Брычевой, начальника Государственно-правового управления администрации президента РФ.
Что-то подсказывает, что силы, не позволившие «объективной истине» стать частью российского судопроизводства, могут затормозить и процесс принятия законопроекта Яровой - Озерова, несмотря на модную тему и актуальный политический повод. Иными словами, если не пытаться услышать в высказываниях Александра Бастрыкина «голос российской власти» или разглядеть «будущую политику Кремля», то можно увидеть эпизод аппаратной борьбы с негарантированным успехом.
Сейчас на поле этой борьбы появился могучий новый игрок - Национальная гвардия, меняются полномочия и состав МВД; происходящее можно назвать силовой перестройкой. В этом процессе необходимо участвовать, размахивая при этом тем идеологическим флагом, который, по мнению автора, на данный момент лучше всего оберегает от кадровых и бюджетных сокращений, а также от перспективы потери собственного кресла. Руководитель, которому нет оснований волноваться за себя и свое ведомство, вряд ли будет делать заявления глобального характера в центральной прессе. Силовикам неспокойно.
Екатерина ШУЛЬМАН - политолог, юрист, специалист по проблемам законотворчества, правовой аналитик. Специализируется на конституционном и муниципальном праве. Занимается мониторингом законодательного процесса.
Доцент кафедры госуправления Института общественных наук РАНХиГС.
Изучала политологию и политическое управление в РАНХиГС при президенте РФ, где в 2013 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме "Политические условия и факторы трансформации законотворческого процесса в современной России". Закончила академический курс английского языка в Колледже Джорджа Брауна в Торонто.
С 1996 г. состояла на муниципальной службе в Управлении общей политики администрации г. Тулы. С 1999 г. живет и работает в Москве. До 2006 г. - помощник депутата Госдумы и эксперт Аналитического управления Центрального аппарата Госдумы. С 2007-го по 2011 г. - директор по исследованию законодательства консалтинговой компании PBN Company (сейчас - PBN Hill+Knowlton Strategies). С 2013 г. - колумнист газеты "Ведомости".
В 2015 г. номинирована на премию "Политпросвет" за свои публикации в газете "Ведомости" и на сайте COLTA.RU.
ФБ: https://www.facebook.com/catherine.schulmann. ЖЖ: http://users.livejournal.com/_niece/.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шульман,_Екатерина_Михайловна


Slon, 19.04.2016
https://slon.ru/posts/66865
Примечание: все выделения в тексте - мои.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Федор КРАШЕНИННИКОВ - Политический дневник: Россия Александра Бастрыкина
http://loxovo.livejournal.com/7353211.html
Не вырубишь топором (о статье Александра Бастрыкина)
http://loxovo.livejournal.com/7353085.html

политика, СМИ, элита, чиновники, силовики, пресса, Шульман, кланы, борьба

Previous post Next post
Up