Прошлый раз это было, когда убили Немцова. Позапрошлый - когда был митинг против «Шарли Эбдо» и вооруженное сборище на грозненском стадионе. Теперь, чтобы все испугались, достаточно нескольких постов в инстаграме.
Кто пишет эти посты? Зачем они пишутся? Что это, инициатива чеченского руководства или отмашка из Москвы? Что будет дальше? Кого-нибудь убьют? Война? Культура дискуссии о современной Чеченской Республике и ее роли в судьбе Российской Федерации - эта культура сложилась довольно давно, у каждого есть какое-то представление о проблеме. Диапазон - от «они приедут в Москву и всех нас убьют» до «Рамзан лучше, чем война, а чем там они у себя занимаются, не наше дело». Новая порция заявлений
Даудова,
Делимханова и самого
Кадырова - повод для очередного витка разговоров о Чечне.
Эти разговоры ведутся не первый год, и вряд ли кто-то может сказать по этому поводу что-то новое. Неконтролируемый силовой анклав, гвардейцы Путина, бездонное отверстие для федеральных денег и что там еще положено говорить, но самое поразительное - во всех разговорах о Кадырове, его бойцах, его деньгах, его политическом ресурсе вообще не звучит одно самое очевидное слово. Это слово - народ. Чеченский народ.
Это, наверное, трудно - не поставить знак равенства между Чечней и теми, кто олицетворяет ее в российском публичном поле, но странно и нечестно относиться к Чечне так, будто она вся населена этими страшными мужчинами с золотыми пистолетами. Их мало, их, как мы видели, можно уместить на одном стадионе. А кто подумает об остальных?
Довоенный Грозный мало чем отличался от любого российского регионального центра - пятиэтажки, обком, памятник Ленину, парк культуры и отдыха, какие-то кафе и универмаги и чему там еще положено быть в советских городах. Уникальность этот город приобрел потом, когда его не стало; и, наверное, нам, людям из остальной России, этого (пока?) не понять - как это, когда твой город на твоих глазах становится призраком и вместе с ним исчезают и люди, которые были с тобой рядом, и вся твоя жизнь.
Две кровопролитнейших и разрушительных войны, развязанные ельцинским Кремлем, навсегда разделили два наших народа. Мы жили какой-то жизнью, в которой цинковые посылки с фронта шли где-то глубоко через запятую с остальными неприятностями 90-х и начала нулевых, и даже теракты времен второй войны тоже воспринимались именно как вторжение в мирную жизнь, то есть - да, ужас, и можно поплакать, но завтра на работу, а с работы домой, и кино какое-нибудь по телевизору, и еще что-нибудь.
А у них была война, и эти слова - «зачистка», «зеленка», «Минутка» - ими описывалась вообще вся их жизнь, в ней ничего, кроме войны, не происходило и произойти не могло.
Потом нам и им сказали, что никакой войны не было вообще, а была атака международных террористов, успешно отраженная совместно нами и ими под предводительством Владимира Путина и Ахмат-хаджи Кадырова. Мы этой лжи просто не заметили, мы как-то привыкли к тому, что официальные лица говорят всякую неправду, мы умеем с этим жить, нас это не очень волнует. А для них эта ложь стала одним из условий мира - наряду с военизированной диктатурой, выдуманными «древними чеченскими традициями», золотыми пистолетами и прочим. Видимо, слишком ужасна была война, если они согласились на такую послевоенную жизнь и не возражают против нынешнего ее устройства. Но мы ведь и не знаем, возражают они или нет - мы их не видим вообще, мы видим только этих, с золотыми пистолетами, а о чем говорят или тем более думают за запертыми воротами чеченских домов, этого не знает никто.
Про нас и про них в российской Конституции написано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации», но это вранье, мы не один народ, потому что у нас слишком разный коллективный опыт последних 20 лет, критически разный, и, чтобы он куда-то делся, обоим народам придется работать десятилетия напролет (а этих десятилетий у нас, кажется, нет).
Нас раздражает их всероссийски оплаченное богатство, мраморный Дювальевиль, выстроенный на обломках Грозного, небоскребы, инстаграм, школы хафизов и борцухи-братухи, но ко всему этому нетрудно отнестись как к компенсации за десятилетие войны - это же Россия разрушала их дома 15 и 20 лет назад, вот пускай теперь Россия платит за этот мрамор.
Платить-то платит, но это мрамор особого рода, каждый грамм которого будто запрограммирован на будущее разрушение. Слишком часто и слишком громко говорится по поводу и без, что без Кадырова будет война, и это само по себе делает войну, пусть и гипотетическую, фактором уже нынешней российско-чеченской реальности. Эта война - она и в инстаграмах, и в небоскребах, и в грозненских бойцовских клубах, и в московском «Президент-отеле», и в школах хафизов, и везде, где есть Чечня. И чеченские власти, и Кремль постоянно пользуются этой войной как инструментом шантажа, но сам принцип шантажа не предусматривает никакой статики - угроза не может существовать бесконечно, к ней или перестают относиться всерьез, или из разряда угроз она переходит в реальность, как чеховское ружье.
Коллективная истерика чеченских лидеров - это заявление о конфликте с той Россией, в которой есть место как минимум Алексею Венедиктову и Элле Памфиловой, людям более чем системным. Заявления Кадырова, Даудова и Делимханова ставят под сомнение уже какие-то совсем базовые принципы той путинской России, в которой мы привыкли жить. Не имеет значения, кем инициирован этот демарш, - Грозным, столкнувшимся, возможно, с какими-нибудь денежными или аппаратными проблемами, или Москвой, задумавшей, как уже не раз бывало, создать искусственный кризис, чтобы было чем занять уставшее от Украины и не проникшееся Сирией обедневшее российское общество. В любом случае мы наблюдаем провокацию, призванную на пустом месте создать чеченский кризис. Конечно, они его создадут, инструменты для его создания у них есть, но, что бы ни происходило дальше, важно понимать, что чеченская сторона конфликта - это только группа вооруженных людей вокруг Рамзана Кадырова, а не вся Чечня. Сейчас такое напоминание звучит странно, но даже если завтра стараниями российской пропаганды место украинцев и турок в массовом сознании займут чеченцы, важно будет не забыть, что Кадыров и Чечня - не синонимы.
Олег КАШИН - независимый политический журналист и публицист.
В 2003 г. окончил Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота по специальности «судовождение на морских путях».
В прошлом - корреспондент "Коммерсанта", "Известий", обозреватель журнала "Эксперт"; работал в журнале "Русская жизнь". В качестве сотрудника "Коммерсанта" был назван "Молодой Гвардией Единой России" "предателем" и "врагом всего российского народа". В ноябре 2010 г. Олег Кашин был жестоко избит и покалечен (по версии самого Кашина, за этим стоял Василий Якеменко, лидер прокремлевских движений "Идущие вместе" и "Наши"; впоследствии Якеменко проиграл Кашину судебный процесс по защите чести и достоинства). Активный участник массовых акций протеста, в 2012 г. Кашин был избран в Координационный совет российской оппозиции (по слухам, это послужило причиной его увольнения из "Коммерсанта").
О.Кашин ведет собственный сайт
kashin.guru, сотрудничает со многими ведущими СМИ в качестве обозревателя и колумниста, в том числе с популярным интернет-изданием "Спутник и Погром". Автор еженедельной колонки на Deutsche Welle.
В 2011 г. опубликовал фантастическую повесть "Роисся вперде".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кашин,_Олег_Владимирович Slon, 18.01.2016
https://slon.ru/posts/62609Примечание: все выделения в тексте - мои.
СМ. ТАКЖЕ:
Олег КАШИН: Россия начинается с Чечни
http://loxovo.livejournal.com/7155687.html