!! Андрей МОВЧАН - Русский венчур: как прожить без "Газпрома" (ноя 2015)

Dec 24, 2015 00:20

Может ли Россия найти новые источники ренты, сопоставимые с исчезающей нефтегазовой


Мода на венчуры в России заставляет задуматься о том, что и она сама - не просто венчур (ей как стране 24 года), но венчур, требующий смены бизнес-концепции. России нужна новая модель экономики, чтобы вырваться из застоя, переходящего в развал. Общество все больше тяготеет к социализации экономики, не обращая внимания на печальный опыт многих предшественников, в том числе Венесуэлы. Власть, совсем как это было в Аргентине в XX веке, стремится избежать каких бы то ни было изменений, активно прокрастинируя, и невольно спасает страну от экономического регресса и воплощения в России сценария «а-ля Горбачев». Возникает вопрос, возможен ли в России не аргентинский сценарий, по которому мы идем сегодня, а сингапурский - либеральная автаркия, но сочетающаяся с экономическим расцветом?
Плохие новости можно начать с того, что Сингапур расцвел благодаря тотальной зависимости от развитых стран, доминированию иностранных компаний, отказу от своего правосудия. В России ни власть, ни население не готовы пожертвовать независимостью в угоду сохранению автаркической власти. Нам надо выбираться самим. При этом не надо забывать много раз повторенной истины: в рамках автаркии не растет крупный частный бизнес, да ему и не дают расти, поскольку боятся независимого капитала, который может начать влиять на политику. Поэтому драйвером роста может быть только государство.
Но сохранение автаркии заставляет нас забыть и о росте за счет капитальных инвестиций государства. Эти методы хороши как средства перераспределения бюджета в пользу безработных и бедных регионов (когда такие средства есть, причем не за счет эмиссии - а то получается Зимбабве), но в отсутствие «пользователя» - крупного частного бизнеса, который расцветет на их базе, ведут в никуда.
Не подходят и механизмы, свойственные странам с демократическими свободами. Не будет высокой доли малого и среднего бизнеса, даже если дать льготы - не поверят, да и льготы будут предметом коррупции. Надо забыть о масштабном реинвестировании средств населения - автаркия предполагает концентрацию бизнеса и финансов, при которой народ никогда не живет зажиточно. То же самое относится и к сбережениям высших классов - автаркия просто не способна обеспечить им защиты.
Конечно, Россия не станет «диким полем». У нас сохранятся, хотя и будут стагнировать или даже медленно сокращаться, имеющиеся области экономики; вместе с тем даже для стабилизации нашего отставания от мира нам надо создавать новые направления, товары, которые были бы конкурентны и востребованы.
Россия - страна с низкой технологической базой и небольшим населением с низкой покупательной способностью. Ориентация на внутренний рынок вряд ли принесет результаты: создание конкурентоспособного товара требует времени и инвестиций, ни того ни другого сегодня нет; даже если бы они были, они вряд ли бы «отбились» на рынке такого размера, особенно с учетом высокой стоимости денег из-за автаркических рисков.
Создание продукта, ориентированного на внешний рынок, в условиях равной конкуренции представляется бесперспективным: крупные международные игроки будут выигрывать за счет низкой стоимости капитала, существенного опережения в опыте и наработке технологий, а также и за счет имиджа - пока Россия является автаркией, наш имидж как партнеров, поставщиков и покупателей всегда будет проблемным.
Для сохранения автаркической модели остается только искать новые источники ренты - взамен исчезающей нефтегазовой. В лучшие годы экспорт углеводородов приносил до $400 млрд выручки с почти 60%-ной маржой (считая в совокупности прибыли и налоги). Этот экспорт позволял стране развиваться. Однако прогнозы неутешительны: цена на нефть не собирается расти, а объемы добычи в России уже через несколько лет начнут падать. Необходимо изыскать источник как минимум $300 млрд экспортного потенциала с высокой маржой - тогда можно говорить о стабилизации. Надежды на другие природные ресурсы мало, и у России остается только два потенциальных источника ренты - географическое положение и огромная территория.
Россия расположена между АТР и Европой, на потенциальном пути торговых потоков размером более $1 трлн и скоростью роста 4-5% в год. Основной способ доставки грузов между этими экономиками - морской (через Суэцкий канал), по подсчетам РАН, в 1,7 раза дороже и в три раза дольше возможного железнодорожного или автомобильного пути через Россию. Если предположить, что Россия в результате построения эффективного «северного шелкового пути» сумеет получить половину товарного потока из АТР в Европу и валовой транзитный доход составит 7% с оборота, то валовая выручка от этого бизнеса превысит зарубежную выручку «Газпрома».
При этом транспортная инфраструктура будет работать и на внутренние нужды, создаст множество рабочих мест и привлечет существенное количество иностранных работников и посетителей в год, что обеспечит рост и развитие регионов, через которые проходит путь. С некоторой натяжкой можно считать, что на этом бизнесе Россия будет получать до $50 млрд в год. Проблема этого направления в необходимости масштабных инвестиций, источник которых неясен - без существенной коррекции внешнеполитического курса даже Китай не готов финансировать создание инфраструктуры в России.
Российские неосвоенные и непригодные для проживания территории можно использовать для захоронения отходов. Несмотря на бурно развивающуюся индустрию утилизации, 40% отходов в мире не подлежит переработке. США и ЕС производят до 500 млн т отходов в год, Китай, видимо, примерно столько же, 450 млн т производит Япония, остальные развитые и развивающиеся страны дают около 1 млрд т в год. Таким образом, около 1 млрд т в год надо захоронить. Даже при получении 25% этого рынка и комплексной марже $100 с тонны (50% от выручки) этот бизнес будет приносить $25 млрд прибыли и $50 млрд выручки в год - больше, чем приносит «Газпром». Проблемой будет опять же необходимость инвестиций в инфраструктуру.
Проще достичь прогресса в одной из немногих отраслей, где мы на равных конкурируем с лидерами рынка. Это технологии работы с радиоактивными материалами. Сегодня рынок бэкенда (восстановления территорий и утилизации радиоактивных отходов) составляет $350-400 млрд. Маржа 20%. При 10%-ной доле Россия может совместно с доходами от подрядов и проектирования атомных объектов получать до $15 млрд годовой прибыли, а выручка может достичь $50-60 млрд в год.
Транспортный коридор можно сделать офшорной зоной с предоставлением офшорного статуса компаниям, в нем зарегистрированным и работающим вне его (и вне России). В условиях тотальной бюрократизации процесса compliance в мире, постоянного ужесточения правил документирования операций и роста числа проверок некоторая изоляция России позволит ей создать эффективную систему привлечения компаний в свою офшорную зону - достаточно будет существенно упростить процедуры по сравнению с европейскими до уровня Гонконга или Сингапура.
Такая зона может только платежами за поддержание компаний зарабатывать $10-15 млрд в год; вокруг нее возникнет оншорная инфраструктура, которая будет платить налоги, сформируются сотни тысяч новых рабочих мест. Если в этой зоне предусмотреть поэтапное введение хозяйственного права британского типа и создать автономную систему арбитражного суда, мы можем ожидать еще более существенного притока капитала, в том числе в развитие самого транспортного коридора.
Но, к сожалению, совокупный валовой доход от всех этих проектов вряд ли превысит $170-200 млрд в год, вывод их на полную мощность потребует 10-15 лет, да и маржа у них меньше, чем у экспорта нефти. Помимо этого, для их реализации потребуется привлечение миллионов трудовых мигрантов, а Россия до сих пор не в состоянии построить систему их привлечения, отбора и адаптации.
При нашем уровне экспорта нефти даже при реализации указанных проектов заместить разницу и позволить вернуться к темпам развития 2006-2007 годов мог бы только рост цены барреля нефти на $20-25. Тогда есть шанс, что нынешняя система управления России сохранит стабильность. Ожидать такого роста можно только при условии ухудшения ситуации на Ближнем Востоке - разрастания войны с ИГ*, открытого вооруженного конфликта Ирана с Саудовской Аравией, возвращения Талибана в Афганистан.
Будет ли Россия использовать свои геостратегические возможности для дестабилизации региона, насколько успешно и каков будет ответ мирового сообщества, мы не знаем. Но уже понятно, что либерализация общества и реформы вместе с изменением имиджа и образа поведения на мировой арене были бы намного более дешевым и надежным способом обеспечить стабильность и развитие экономики России.
___________________________
*Террористическая организация, запрещенная в России
Андрей МОВЧАН - финансист, один из самых известных финансовых менеджеров России. Руководитель экономической программы Московского центра Карнеги.
Автор оригинальных инвестиционных идей, лучший гендиректор УК по версии Forbes в 2006 г. Дважды становился победителем конкурса деловой журналистики "Pressзвание".
Один из основателей инвестиционной компании "Третий Рим". До 2015 г. - управляющий партнер и сопредседатель наблюдательного совета ИК "Третий Рим".
Работал исполнительным директором компании "Тройка Диалог". Основал и возглавлял правление группы "Ренессанс Управление Инвестициями", был исполнительным директором "Ренессанс Кредит Банка". В 2009 г. создал инвестиционную компанию "Третий Рим".
По первому образованию - математик, закончил бакалавриат и магистратуру мехмата МГУ им. Ломоносова, второе высшее - Финансовая академия при правительстве РФ и executive MBA в школе бизнеса Чикагского университета (MBA University of Chicago Booth GSB). Член американского академического сообщества Beta-Gamma-Sigma.
Фейсбук: https://www.facebook.com/andrei.movchan?fref=ts.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мовчан,_Андрей_Андреевич


Forbes.ru, 23.11.2015
http://www.forbes.ru/mneniya/konkurentsiya/306337-russkii-venchur-kak-prozhit-bez-gazproma
Примечание: все выделения в тексте - мои.

автаркия, территория, государство, Мовчан, рента, география, транспорт, доходы, бизнес

Previous post Next post
Up