До серьёзного раздражения - один шаг
Владимир Милов объяснил, как текущие экономические проблемы могут повлиять на политическую ситуацию в России
До очередного падения цен на нефть у представителей власти, предпринимателей, граждан и СМИ была надежда, что экономика выкарабкается и снова пойдёт вверх - как это случалось после предыдущих кризисов.
Мне кажется, события конца этого года - это точка очень болезненного психологического перелома. Теперь большинству придётся признать, что это - надолго, что быстрого выхода ждать не стоит, что нет никакого дна, о достижении которого нам рассказывали с марта этого года.
Базовая вещь - курс рубля. Мы же так и не смогли ничего сделать с зависимостью от импорта, и на него всё ещё приходится половина потребительской корзины. Если брать в расчёт не только готовую продукцию, но и сырьё - даже больше половины.
Ключевая составляющая всего, что с нами происходит, состоит в том, что государство доминирует в экономике - его доля в ВВП достигла 60%. Перераспределение ресурсов через государственные институты является основным экономическим механизмом. Реакцией властей на предыдущий кризис было увеличение расходов. Они заливали деньгами финансово-промышленные группы, увеличивали различные выплаты населению. Если в начале 2008 года расходы федерального бюджета составляли 6,5 трлн рублей, то после окончания кризиса - уже 12-13 трлн рублей.
Сейчас возможности резко увеличить расходы нет - пока что стратегия на ближайшие пару лет заключается в том, чтобы их как минимум не сокращать. Будут тратить средства Резервного фонда, потом - Фонда национального благосостояния. Затем государство перейдёт к денежной эмиссии. Но падение стоимости барреля нефти марки Brent сильно ниже $50 очень быстро исчерпает потенциал этих мер. Если цены останутся на сегодняшнем уровне, уже на горизонте ближайших 12 месяцев возможно серьёзное урезание расходов.
Как именно будут развиваться события, предсказать сложно. Дело в том, что при Владимире Путине резкого сокращения расходов ещё ни разу не случалось. С 2004 года мы, наоборот, поступательно двигались в сторону резкого огосударствления всего и вся, превращения государства в основного агента развития. Соответственно, очень сильно разрослись группы, которые зависят от получения благ и ресурсов из рук государства. Чьи расходы решат резать в первую очередь, определится в результате большой лоббистской драки, но в любом случае сокращение бюджета даже на 1 трлн рублей будет иметь очень глубокие социальные последствия.
На самом деле некоторые с сокращением ресурсов уже столкнулись. Это, например, дальнобойщики, которым увеличили налоговую нагрузку. Это учителя и врачи, которым в последнее время увеличивали базовые зарплаты, одновременно урезая надбавки. Или «майские указы». Их пока старались выполнять, но платой за это было увеличение дефицита региональных бюджетов. В регионах воспроизводили обычную путинскую тактику - грабили муниципалитеты, отбирая у них доходы.
Какой будет реакция общества? К активным протестным действиям наше население массово вряд ли перейдёт даже в результате очень серьёзного ухудшения уровня жизни. В пользу этого говорит пример тех же дальнобойщиков. Они очень сильно сопротивляются политизации своего протеста, боятся, что это ухудшит их положение. Если торговаться по экономическим вопросам, есть вероятность, что им что-то дадут. Попытки перевести всё в политическую плоскость не только ничего не дадут - ещё и посадят. Собственно, эти соображения до них доносили и переговорщики со стороны государства.
Я активно работаю с малым бизнесом, поэтому не удивлён. Такую же реакцию со стороны бизнеса я наблюдал, когда в Москве массово закрывались киоски. Их владельцы прямо говорили, что они категорически против политизации их требований. Люди ещё верят, что можно отстоять свои интересы, что-то выторговать, составляя открытые письма и посещая разные кабинеты.
Хотя недовольство экономической политикой государства быстро переродится в политический протест, хорошая новость в том, что фундаментальное отношение к власти меняется. Люди перестают верить, что станет лучше. От этого до серьёзного раздражения - всего один шаг. Они не будут ничего не делать активно, но фигу в кармане затаят. Мы ровно с этим столкнулись в декабре 2011 года, когда «Единая Россия» провалила думские выборы - это была прямая реакция на кризис 2008-2009 годов. В нашей стране федеральные выборы - это единственная возможность высказать отношение к системе.
С началом масштабного сокращения государственных расходов тлеющее недовольство будет разгораться. К сентябрю радикальных изменений ждать, наверное, не стоит, но президентские выборы уже точно пройдут в условиях, когда очень многие люди будут понимать, что что-то совсем уже плохо стало.
Но и на думских выборах возможны сюрпризы. Вспомните губернаторские выборы в этом году. В Иркутске впервые за 10 лет победил условно оппозиционный кандидат. В четверти регионов губернаторы проиграли областные столицы - Архангельск, Благовещенск, Йошкар-Олу, Омск и т. д.
Потеря прямого контролируемого большинства, всегда голосующего по команде, изменит многое, создаст другую атмосферу для принятия решений. Если в Думе появится ещё какая-то независимая от Кремля фракция, ей, допустим, вряд ли удастся найти союзников в Думе по вопросу внешней политики, но по экономическим темам - вполне. Обратите внимание, как в этот раз принимался бюджет - тяжелее, чем когда бы то ни было: всего лишь 240 голосов при 226 необходимых. Мне кажется, это важный симптом.
Владимир МИЛОВ - до декабря 2015 - исполнительный директор политической партии "Демократический выбор". Известен как публицист и автор регулярных статей в ведущих деловых изданиях "Ведомости", Газета.Ру, Forbes Russia. Один из наиболее часто печатающихся российских политиков.
В 2008 был одним из организаторов оппозиционного Объединённого демократического движения "Солидарность".
В феврале 2008 вместе с Борисом Немцовым опубликовал брошюру "Путин. Итоги", в которой подверг резкой критике деятельность российской власти в президентство В.Путина. В брошюре утверждается, что в этот период не были использованы широкие возможности, связанные с высокими ценами на энергоносители.
До 2013 - директор независимого исследовательского фонда "Институт энергетической политики".
В 1997-2001 работал в Федеральной энергетической комиссии России и занимался регулированием деятельности монополий типа "Газпрома", РАО ЕЭС и других. В 2001 начал работать в Минэнерго, с мая по октябрь 2002 был замминистра энергетики России.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Милов,_Владимир_Станиславович Секрет фирмы, 21.12.2015
http://secretmag.ru/article/2015/12/18/vladimir-milov/Примечание: выделение черным и красным болдом - моё.