Георгий МИРСКИЙ - Ближний Восток: Монстр исламизма

Nov 24, 2015 13:10

Георгий МИРСКИЙ - политолог и историк, востоковед, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, доктор исторических наук. Заслуженный деятель науки РФ, обладатель премии фонда Макартура.


Ближний Восток: Монстр исламизма (октябрь 2015)
Откуда взялся исламизм и в чем его притягательность
Не надо отождествлять ислам и исламизм


В последние недели мировые СМИ много пишут о террористической группировке «Исламское государство». Как она возникла? 35 лет тому назад, в разгар восстания против политики псевдомарксистского правительства, Советская армия была введена в Афганистан. Тут же был провозглашен джихад, и добровольцы из арабских стран нахлынули в страну для войны с «неверными». Их организационным форматом стала группировка «Аль-Каида». Впоследствии были созданы ячейки «материнской организации», среди которых - «Аль-Каида в Ираке». Там она начала войну против американских оккупантов в 2003 г., затем была дважды переименована и сейчас под названием «Исламское государство» захватила треть территории Ирака и более четверти - Сирии. После чего провозгласила халифат.
Эта справка позволяет понять суть событий не в большей мере, чем, например, такой рассказ об Октябрьской революции: «Ленин с группой сторонников пребывал в Швейцарии; Германия дала ему деньги и перебросила его в Россию, где он с Троцким произвел переворот, начал и выиграл гражданскую войну и установил советскую власть». Все правильно, но нет главного: духа времени, атмосферы, мотивации, объяснения, почему ничтожная партия с западной идеологией повела за собой миллионы людей и добилась победы. Так и в истории с исламизмом. Откуда он взялся, чем отличается от ислама, за что люди взрывают сами себя, в чем притягательная сила идей, побуждающих мусульман убивать и умирать?
Наиболее безжалостные, массовые акты террора в нашу эпоху совершаются людьми, называющими себя мусульманами. Несерьезно отмахиваться от этого при помощи рассуждений, к которым прибегают некоторые российские служители ислама: «Террористы - не мусульмане, ислам запрещает террор». Почему террористы выходят главным образом из среды приверженцев ислама?
Гипотеза, что главная причина этого - нищета и террористами становятся обездоленные голодающие юноши, не нашла подтверждения, как и надежда на то, что экономическое развитие и рост благосостояния ведут к уменьшению радикализма.
Ислам - это не просто религия, а образ жизни и мировоззрение, основа целой цивилизации. Мусульманская солидарность - могучая сила. У приверженцев других религий не может быть такого всемирного объединения, как Организация исламской конференции. Это никогда не мешало мусульманам вести между собой войны, но перед лицом неисламского мира они чувствуют свою особость, если не превосходство. В третьей суре Корана Аллах, обращаясь к мусульманам, называет их «лучшей из общин, которые созданы для рода человеческого».
Мусульмане привыкли считать себя особой общностью, избранной частью человечества. И справедливость требует, чтобы они занимали в мире высшее, доминирующее место. В действительности все не так: в мире властвуют, задают тон другие. Сила, мощь, влияние - не у исламского сообщества, а у Запада.
Это и порождает ощущение господствующей в мире несправедливости. Стремление покончить с унижением, возродить достоинство - первая причина возбуждения, эмоциональной напряженности, фрустрации, психологического дискомфорта, которые порождают экстремистские настроения в мире ислама. Фундаменталисты (салафиты) утверждают, что первопричиной всех бед мусульманского мира был отход от истинного, праведного ислама, рабское копирование систем, созданных чуждыми цивилизациями и приведших к порче нравов, упадку традиционных ценностей, коррупции. Зазвучал лозунг «Братьев-мусульман»: «Ислам - вот решение». Главным злом объявлена имитация западных образцов жизни, вестернизация.
Войны, интервенции и оккупация после обеих мировых войн, возникновение Израиля (рассматриваемого большинством мусульман как порождение западных держав и удар в сердце исламского сообщества) - все это сильно способствовало радикализации мусульманского, особенно арабского, общества.
Но Враг ислама, Большой Сатана - это не только завоеватель и угнетатель, но еще и великий соблазнитель. Зло Запада, по мнению фундаменталистов, в стремлении навязать мусульманскому обществу (умме) свои тлетворные ценности. США рассматриваются как очаг разврата, сексуальной распущенности, гомосексуализма, феминизма и т. д. Эмансипация женщин для исламистов недопустима, и сама идея светского общества (его презрительно называют «цивилизация декольте») коренным образом противоречит основным установкам ислама, воплощенным в шариате.
Поэтому огромной опасностью считается возможность размывания исламских ценностей идеями и представителями Запада. И в силу этого совершенно несостоятельны мнения, что «голодный Восток завидует богатому Западу», представления о войне религий (ислам против христианства): исламисты считают западные страны не христианскими, а безбожными и растленными. Главный мотив исламистов - защита своей религии, идентичности, ценностей, которые «находятся под угрозой».
Фундаменталисты, перефразируя знаменитую марксистскую формулировку, объяснили мир, а задача в том, чтобы его переделать. И после идеологов на сцену выходят исламисты (или джихадисты) - люди дела, борцы. Это звенья одной цепи: фундаментализм - политический радикализм - джихадизм - терроризм, только она может как прерваться после первого же звена, так и продолжиться вплоть до «Аль-Каиды» и «Исламского государства».
Исламисты отвергают демократию как систему, несовместимую с шариатом. Законы издает Аллах, а не люди. Ни республика, ни монархия - только исламское государство, базирующееся на принципах шариата. Надо освободить страны ислама (и те, где мусульмане владычествовали когда-то, от Андалузии до Бухары) от влияния аморального Запада. Цель лидеров халифата, суннитских предводителей, - прийти к власти в ключевых мусульманских странах, особенно в Саудовской Аравии, Пакистане, Египте, сбросить тамошние нечестивые прозападные режимы (это «ближний враг», а «дальний» - США).
«Мы покончили с одной сверхдержавой, сбросили советское знамя в мусорную яму, теперь возьмемся за другую», - сказал два десятка лет назад создатель «Аль-Каиды» Усама бен Ладен. И взялись: акция 11 сентября 2001 г. считается у исламистов вершиной героизма и самопожертвования («истишхад»). Но с тех пор грандиозных операций не было, и лидеры джихадистов-суннитов решили вернуться к искоренению «ближнего врага».
Радикальный исламизм - это не какая-то занесенная болезнь. Он берет свои корни в некоторых основных, органических положениях ислама, по-своему их интерпретирует, искажает, приспосабливает для нужд насилия и террора. Но как человеку, не относящемуся к мусульманскому миру, трудно понять разницу между исламом и исламизмом, так и большинству мусульман нелегко разобраться в том, где кончается великая религия и начинается человеконенавистническая идеология, способная сформировать армию безжалостных и бесстрашных монстров.

"Ведомости" № 3697 от 16.10.2014
https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2014/10/16/monstr-islamizma

Чего хотят террористы?
Не хочется употреблять термин ИГИЛ хотя бы потому, что зло берет от глупости начальников, заставляющих бесконечно добавлять слова о запрещенной группировке. Лучше по совету Максима Шевченко буду писать ДАЕШ (Ад-дауля аль-исламийя филь Ирак уа аш-Шам), т.е. исламское государство в Ираке и Леванте.
Что это за люди - боевики Халифата? Убийцы и изверги - кто бы спорил, но не стоит упрощать, подобно тому, что делалось, например в 1941 году, когда врагов изображали как жалких и трусливых уродов, глупых и бездарных, которых беспрерывно бьют, убивают миллионами. Какой вред это причинило - еще живы люди, которые помнят. Но те, кто руководят нашей пропагандой - люди советские по своему духу, привыкшие лгать и темнить, я таких насмотрелся. И наши СМИ повторяют вранье сирийских коллег о «победах» армии Асада и жалком бегстве террористов. Генерал Картополов по телевидению рассказывает, что боевики, убегая в панике, запихивают трупы своих товарищей в канализационные каналы. В такую дикую чушь может поверить только человек, не имеющий ни малейшего представления об исламе и о незыблемом мусульманском правиле - предавать покойника земле в тот же день.
В чем суть, смысл жизни и борьбы этих людей? Прежде всего надо отбросить мифы: один - что это религиозная война, ислам против христианства. Джихадисты считают западное, особенно американское, общество, вовсе не христианским, а безбожным, аморальным и растленным.
Второй: это война цивилизаций, мусульманская против западной. Нет, это война варварства против цивилизации как таковой.
Третий: это борьба нищих, голодных и неграмотных людей. Да, обездоленных подростков охотно используют как солдат, пушечное мясо, но офицеры и генералы исламистов - образованные люди из состоятельных семей.
Четвертый: это борьба угнетенных, бесправных народов, жителей стран, из которых Запад выкачивает все соки. Неправда, исламистские террористы выходят не из самых нищих и голодных стран (хотя там тоже полно насилия и кровопролития, но причины этого другие), а из богатых или по крайней мере политически продвинутых и относительно благополучных. Из 19 террористов, совершивших в США 11 сентября 2001 г. «Операцию Манхэттен», как ее с гордостью называет Аль-Каида, 16 были выходцами из Саудовской Аравии, а наибольшее количество добровольцев для ДАЕШ из всех арабских стран дает Тунис.
Кто же они, что их влечет на смерть? Читаем в газете высокого класса, швейцарской «Нейе цюрхер цейтунг»: «Многие мусульмане зачарованы обещанием создания великой исламистской империи, в которой не будет унижений прошлого. Социально зависимые и культурно отчужденные молодые люди на Западе видят возможность превратиться из лузеров в мучеников, воинов и героев, посвятить себя делу, грандиознее которого нет ничего. Таким образом, халифат представляет собой не только территорию, но и идею с высокой привлекательностью».
Вот в этом все дело и весь ужас - в  И Д Е Й Н О С Т И, привлекательности исламистской идеологии. В мировоззрении исламистов большое место занимает, во-первых, виктимизация (от слова victim, жертва), убеждение в том, что ислам - жертва мирового заговора, а от осознания себя жертвой один шаг до превращения в мученика, и во-вторых - апокалиптическая вера в последнюю мировую битву с силами зла, и она состоится - обратите внимание! - не где-нибудь, а в Сирии.
Главный источник зла - Запад, Большой Сатана, его исламисты рассматривают - причем в точном соответствии с религиозной традицией! - не только как захватчика, но и как шайтана-соблазнителя, ловца душ, стремящегося подорвать исламские ценности, лишить мусульман их духа. В этой борьбе законны все средства; ввиду подавляющего технологического превосходства Запада остается пускать в ход " наивысшее оружие" - смертников-шахидов, «человеческие торпеды».
Имеет ли все это отношение к исламу? Еще бы! Откуда появился аз-Завахири, нынешний глава Аль-Каиды (из которой и вырос отколовшийся ДАЕШ)? Из египетских «Братьев-мусульман», девиз которых был: " Аллах - наша цель, Пророк - наш вождь, Коран - наша конституция, джихад - наш путь, смерть на пути, предначертанном Аллахом - наше высшее желание". И нелепо звучит беспрерывно повторяемая нашими имамами и муфтиями старая песня о том, что " террористы - это не мусульмане", " ислам запрещает терроризм" и пр. Как легко и удобно: объяви, что преступник чужд твоей религии - и ты не при чем. Не могу согласиться и с уважаемым коллегой Андреем Зубовым, который утверждает, что это «абсолютно чуждое исламу тело - исламский экстремизм», и что «это к исламу не имеет никакого отношения».
Как легко было бы нам всем жить, зная, что исламисты - это просто кучка отщепенцев и изуверов, вдруг налетевшая, как саранча, и скоро наша авиация с ними покончит, а поскольку к исламу все это безобразие не имеет отношения, то забудем все, как страшный сон. Нет, к сожалению, исламизм вырастает не неизвестно откуда, а из ислама. Суннитский экстремизм, джихадизм - это не какое-то чуждое, неисламское течение. Даже если его назвать злокачественной опухолью на теле ислама - и это будет на 100% справедливо, поскольку сам ислам вовсе не является религией насилия и террора - все равно придется признать, что джихадизм, исламизм базируются на одной из аутентичных исламских традиций, берущих свое начало в глубокой древности, в военных походах пророка Мухаммеда. Это лишь одна из традиций, но она имеет свои корни в исламе, а не привнесена откуда-то извне. Именно поэтому ей так трудно противостоять.
Множество людей пошло по ложному, порочному, тупиковому пути. Мусульманское сообщество не смогло выработать в себе противоядия от экстремизма - вот в чем проблема. Алексей Малашенко удивительно точно об этом написал: «Исламизм не болезнь, которая поддается пусть трудному и длительному, но все же лечению. Это клетки самого «организма» исламской традиции, исламской политической культуры». И всегда в истории бывало так, что мощная религия, или идеология, или общественное движение на каком-то этапе перестает удовлетворять наиболее молодую, энергичную, " пассионарную" часть своих последователей, которую увлекает героическая идея быстрой победы великого справедливого дела, грандиозный проект, обещающий создание нового мира. И эти люди берут на вооружение какой-то элемент, составную часть своей идеологии, переворачивают и по-своему интерпретируют его.
Так и получается, что где-то глубоко запрятанный и вроде бы сначала незаметный вирус тоталитаризма в социалистическом движении поднимается и внедряется в организм, поражая его, уничтожая все враждебное и порождая ленинско-сталинского монстра. А благословенный патриотизм, оказывается, где-то таил в себе семена, давшие в определенный исторический момент зловещие всходы нацизма. «Deutschland uber alles» (Германия превыше всего) - что ж тут плохого, для немца выше, важнее всего его родина. Но потом незаметно смысл тех же трех слов изменился, стали понимать как «Германия над всем», а завершение - «Heute gehort uns Deutschland und morgen die ganze Welt», «Сегодня принадлежит нам Германия, а завтра весь мир».
Так получилось с «Аллаху акбар!», так получилось с исламом и отделившимся от него, зажившим своей жизнью воинствующим исламизмом. Как же это сочетается: убийцы, душегубы - и искренне верующие мусульмане, борющиеся за преобразование мира в духе своей религии?
Во-первых, зверства совершают не столько сирийцы, сколько иностранные добровольцы, причем любой национальности. Значит, в ДАЕШ тянутся не только те, кто мечтают стать героями, шахидами, воинами за дело ислама, но и люди, побуждаемые самыми темными, порочными инстинктами, убийцы, насильники, садисты. Таких бывает немало в любой армии, но обычно командование старается скрыть зверства, а ДАЕШ, напротив, афиширует их, чтобы напугать одних и спровоцировать других. Кроме того, в Халифат устремляются юноши, ищущие приключений, жаждущие стать частичкой великого братства, просто разгуляться.
Во-вторых, человек, увы! - так устроен, что в нем может уживаться черт знает что. Я знал людей, храбро воевавших против гитлеровцев, но ставших впоследствии подлыми трусами и доносчиками. Бесстрашный солдат нередко становится безжалостным убийцей невинных людей. Только в детстве можно делить военных на благородных богатырей и трусливых злодеев. Бойцы ДАЕШ в большинстве своем фанатично преданы делу ислама, без раздумий идут на смерть, провозглашая «Аллаху акбар!»; были сообщения, что в некоторых подразделениях устраивается своего рода " очередь" - кто раньше других пойдет с поясом шахида на самоподрыв. Кто-то находит земляков и " по знакомству" опережает других. Боевикам внушают, что если они, смертельно раненые, уже не смогут прокричать «Аллаху акбар!», то пусть хотя бы постараются поднять указательный палец : это как бы буква «алеф», с которой начинается слово «Аллах».
Только глубоко верующий, идейный человек добровольно разрывает себя на куски, уверенный, что становится мучеником во имя веры. Он же без раздумий отсекает головы другим людям. И вот именно таких «идейных» и ждет гибель в первую очередь. Это справедливо.
А безыдейные, насильники и садисты? Их, как и «идейных», уже не исправишь. Большинство талибов и других боевиков, которых американцы выпустили из Гуантанамо, вскоре опять взялись за старое. Жалеть тех, кто сейчас погибает под российскими, французскими и американскими бомбами, не стоит. Это звучит жестоко, но ведь они добровольцы, никто их не загонял в войско душегубов.
Я давно говорил, что ДАЕШ - это чума XXI века, злокачественная опухоль на теле мирового сообщества, злейший враг в первую очередь именно ислама, и спорил с теми, кто благодушно полагает: да ничего особенно страшного, перебесятся эти леваки, как в свое время большевики. И ни одного слова не возьму обратно. Переговоры и соглашения бесполезны, ДАЕШ можно и нужно только стереть с лица земли. Но не надо себя обманывать: крах ДАЕШ (я был бы счастлив увидеть это еще при своей жизни) не означает заката воинствующего исламизма. Опять процитирую Малашенко, который считает, что глобальный исламистский проект неосуществим: «Но борьба за него будет отчаянной и продлится еще очень долго».
Так каковы же их цели?
Исламское государство должно распространяться на все те территории, которые считаются законно входящими в мусульманский ареал. Как сказал аз-Завахири, " борьба за создание исламского государства не может вестись как борьба региональная. ...Мы должны быть готовы к битве, которая не ограничится одним регионом, в которую должен быть вовлечен как наш домашний враг-отступник, так и внешний враг, евреи и крестоносцы."
«От Андалузии до Бухары» - так звучит лозунг джихадистов, но это не значит, что они действительно рассчитывают восстановить халифат от Испании до Средней Азии и Индии. Единого государства быть не может, между суннитскими странами вклинился шиитский Иран. Это неважно, достаточно создать халифат-архипелаг, образовать исламские государства в ключевых суннитских странах - Сирии, Египте, Турции, Пакистане, Саудовской Аравии, искоренить там все элементы западной цивилизации, покончить с такими вещами, как демократия, права человека, свобода мнений, равноправие женщин, утвердить шариат в самой жесткой ваххабитской форме. Географические границы несущественны; как мне говорили в Фергане 20 лет тому назад местные «ваххабисты», сначала - исламское государство в Узбекистане и Таджикистане, потом Казахстан, а там и до Татарстана недалеко.
Есть экстремисты, мечтающие об исламизации Европы, о «Лондонстане» и пр., но их ничтожное меньшинство в общем корпусе исламистов-джихадистов.
Непосредственная сегодняшняя цель: показать всему миру, что ни одна страна, осмелившаяся вступить в бой с джихадистами, не уйдет безнаказанной. Шииты в Багдаде, шииты в Бейруте, Россия с ее бомбардировщиками, Франция. Очередь за Америкой и Англией.
Вторая, может быть еще более важная: спровоцировать на вторжение.
Ради чего бен Ладен организовал взрывы 11 сентября? В первую очередь для того, чтобы спровоцировать Буша на вторжение в Афганистан. Лидер Аль-Каиды думал (как оказалось, ошибочно), что война продлится достаточно долго, во всех мусульманских странах люди увидят на телеэкранах бомбежки - и поднимутся против своих правительств, связанных с Америкой и неспособных вступиться за исламскую землю, попираемую ногами неверных. Вот и ДАЕШ сейчас надеется, что его враги - крестоносцы, вместе или по отдельности, пошлют в Сирию и Ирак сухопутные силы. Этого только и нужно.
Мирные жители будут погибать тысячами. Арабский Восток, в котором из 21 страны 20 имеют преобладающее суннитское население, по расчетам главарей Халифата, с гневом и возмущением воспримет вторжение неверных. Будет брошен клич: «Против нас единый фронт шиитов, персов, американцев, сионистов и русских! Они убивают мирных мусульман, женщин и детей!» Массы молодых суннитов-добровольцев, как предполагается, хлынут в Сирию и Ирак, пополняя ряды ДАЕШ, а тем временем во всем мире - в котором сунниты составляют 85% мусульман - поднимется великое движение «в защиту ислама, на который ополчились все враги».
И если даже ДАЕШ как существующее сейчас в Сирии и Ираке квази-государство будет разгромлен - не беда. Его гибель - ничто по сравнению с глобальной исламской революцией. Мученичество - это уже победа. Америку, Россию, Францию, Англию правители Халифата намерены наказать, но главное не в них, а в том, чтобы очистить мусульманские земли от «нечестивых правителей, прислужников Запада», уничтожить всех чужих, неверных и инакомыслящих, ликвидировать светскую модель общественного устройства, выбить из мозгов мысли о демократии, создать архипелаг-халифат, пробудить и поднять мусульман по всему миру, включая Россию.

Эхо Москвы, 24.11.2015
http://echo.msk.ru/blog/georgy_mirsky/1664444-echo/

Примечание: все выделения в тексте - мои.

Запад, ценности, ислам, международный, Ближний Восток, мусульманин, религия, мир, война, фундаменталисты, Мирский

Previous post Next post
Up