Владимир ФРОЛОВ: Козырь Медведева. Возможна ли новая перезагрузка с Западом

Sep 13, 2015 17:10



Владимир Путин и Дмитрий Медведев снова вместе. Аналитики заговорили о реанимации тандема и даже о том, что готовится новая рокировка: после триумфальной победы Медведева во главе «Единой России» на думских выборах в сентябре 2016 года Владимир Путин уйдет в отставку и вновь передаст президентство Дмитрию Медведеву, который не менее триумфально победит на досрочных президентских выборах в декабре 2016-го.
В России, разумеется, возможно все, а Дмитрий Медведев, как правильно заметил Олег Кашин, «тихий премьер с большими амбициями», единственный человек из ближнего круга Путина, на которого он может сделать ставку, если захочет безболезненно расстаться с властью. Это проверенная жизнью схема.
Трудно сказать, насколько реальной выглядит рокировка-2 с внутриполитической точки зрения. Но легко представить себе, что значительная часть российской правящей элиты с радостью вернулась бы в благостные 2010-2011-е. Медведев мало кого раздражает и почти всех устраивает. Это сценарий мягкого сохранения власти тех, кто уже у власти. Правда, с учетом всего того, что мы уже знаем о тандеме, его реинкарнация, как справедливо заметил Михаил Фишман, выглядит пародийно, и совсем не факт, что эту схему удастся провернуть дважды.
Примечательно, однако, продвигаемое публично обоснование новой рокировки. Это не экономический кризис в стране и возможное падение рейтингов власти к 2018 году. Это необходимость выхода из тупика в отношениях с Западом. «Дров наломали столько, назад откручивать не в привычках Путина, особенно в отношениях с Западом, и для обнуления и нового витка отношений Путину нужен Медведев, и даже как первое лицо», - отмечает Арина Бородина в интервью RFI. Иными словами, «президент Медведев 2.0» призывается для новой перезагрузки. Следует признать, что внешнеполитическое объяснение необходимости рокировки уже в 2016 году выглядит намного убедительнее каких-либо внутриполитических аргументов, каковых, собственно, и нет.
Насколько же оправданы надежды на внешнеполитический эффект такого маневра? Какова будет реакция Запада? Может ли рокировка-2 привести к перезагрузке-2, то есть достичь своей цели?
Короткий ответ - «да», но одной замены первых лиц будет недостаточно. Потребуется серьезная коррекция внешнеполитического курса и, вероятно, замена ключевых фигур из внешнеполитической команды. И тут возникают разумные сомнения в способности Медведева осуществить разворот в стилистике «нового внешнеполитического мышления».
Медведев, безусловно, приемлемый партнер по диалогу для Запада. Он не фонтанирует конспирологическими теориями, как это делают в последнее время Патрушев, Нарышкин, Шойгу и даже Лавров. На Западе его не рассматривают как фигуру, ответственную за действия России в Крыму и Донбассе. В хорошие личные отношения с Медведевым инвестировано много времени Барака Обамы и Ангелы Меркель, которых он не вводил в заблуждение по поводу присутствия российских войск на Украине. К тому же в ноябре 2016 года будет избран новый президент США (рискну предположить, что это будет Хиллари Клинтон или Джо Байден, у республиканцев мало шансов), и перезагрузка-2 может оказаться актуальной для Вашингтона. В мае 2017 года сменится президент во Франции, причем неплохие шансы вернуться в Елисейский дворец есть у бывшего президента Николя Саркози, с которым Медведев продуктивно взаимодействовал. Ангела Меркель убедительно победит на выборах в сентябре 2017 года и вполне сможет продолжить с Медведевым «Партнерство для модернизации» и даже зашедшие довольно далеко усилия по урегулированию Приднестровского конфликта. В бытность свою президентом Медведев демонстрировал куда более адекватное реалиям понимание событий в Ливии и Сирии, указывая на вину Каддафи и Асада в игнорировании справедливых требований народа и развязывании гражданской войны.
Внешняя политика была чуть ли не единственной историей успеха Медведева-президента. Перезагрузка с США и «Партнерство для модернизации» с Германией - крупные внешнеполитические достижения, имевшие все шансы на дальнейшее развитие. Примечательно, что именно в результате прорыва в отношениях с США и Германией в этот период мы практически получили де-факто признание Западом лидирующей роли и «привилегированных интересов» России на постсоветском пространстве, за что сегодня ведется безуспешная борьба с применением танков и артиллерии.
Но что потребует от России перезагрузка-2?
Программа минимум Запада для снятия большей части санкций и возобновления сотрудничества - прекращение российского вмешательства на востоке Украины, свертывание военной поддержки ДЛНР и передача Украине контроля над границей с последующим демонтажем «народных республик». Медведев может обеспечить такой разворот, даже не особо меняя пропагандистскую риторику в телевизоре. Это будет реализация Минска-2 и победа российской дипломатии. Правда, пока в ДЛНР идет подготовка к нелегитимным выборам и референдуму о присоединении к России, что обесценивает все инвестиции в Минск-2 и выставляет Россию виновной в срыве мирного урегулирования.
Но одного ухода из Донбасса будет недостаточно. Ключевая проблема, подчеркнула в недавнем интервью ТАСС замгоссекретаря США Виктория Нуланд, состоит в том, что Россия изменила границы суверенного государства силой, нарушив один из основополагающих принципов международного права, на которых базируется весь послевоенный мировой порядок. «Россия не может извлекать выгоду из системы, одновременно нарушая правила», - говорит Нуланд, давая понять, что тема статуса Крыма останется препятствием для возвращения к полноценному сотрудничеству с Западом до тех пор, пока Россия не решит эту проблему в рамках международного права. Понятно, что тут есть только два решения - «новое самоопределение» под флагом ООН либо договор с Киевом о добровольной передаче Крыма России на взаимовыгодных условиях. Теоретически решение этой проблемы могло бы стать драйвером перезагрузки-2, потому что для этого потребуется активная поддержка США и Германии.
И здесь возникает главная линия, по которой потребуется коррекция внешнеполитического курса России, - это отказ от реализуемой ныне дестабилизирующей стратегии подрыва системы евро-атлантической безопасности через стимулирование раскола Европы, разрушение стратегических союзов и интеграционных структур, разрыв трансатлантического оборонительного альянса Европы с США. О том, как выглядит и реализуется эта стратегия Москвы, говорится в только что вышедшем докладе Стивена Ковингтона из Белферовского центра по международным отношениям Школы государственного управления им. Кеннеди Гарвардского университета. Его развернутый конспект на русском языке на днях опубликовал Василий Гатов.
Смысл стратегии в том, что Россия, не видя возможности на равных конкурировать с объединенным Западом, может нейтрализовать свою экономическую, политическую и военную неконкурентоспособность только через подрыв военно-политического единства Запада и слом сложившейся после окончания холодной войны европейской системы безопасности.
Идеальная модель европейской безопасности для России - возвращение во времена Венского конгресса и Европейского концерта наций первой половины XIX века, когда Россия имеет дело и доминирует в отношениях с отдельными европейскими государствами, а не с единым западным альянсом НАТО/ЕС. Это модель всеобщей европейской опасности и постоянных геополитических интриг.
Нельзя сказать, что Медведеву такая стратегия чужда. Его первой президентской внешнеполитической инициативой стало изложенное в Берлине в июне 2008 года предложение о заключении нового всеобъемлющего договора по европейской безопасности. Инициатива была совершенно не проработана содержательно, но ее главная цель считывалась сразу - подрыв евро-атлантической солидарности, демонтаж НАТО или право вето России на действия альянса.
Проблема в том, пишет Ковингтон, что, никак не укрепляя безопасность России в краткосрочной перспективе, генерируемая Москвой нестабильность в Европе в долгосрочном плане оказывается губительной для страны. «Она подвергает большому стрессу российское общество и экономику, которая не располагает ресурсами для того, чтобы выдержать настоящую конкуренцию с Западом. Даже крайне ограниченная стратегическая конкуренция с США и Европой - это путь, ускоряющий то падение, которое Путин пытается предотвратить. Эта стратегия сделает Россию слабее, более подверженной угрозам, менее стабильной и менее предсказуемой страной». Задача Запада в этой ситуации - наблюдать за стратегической некомпетентностью Москвы и предоставить ей возможность самой совершить все саморазрушительные действия.
Поэтому выбора при перезагрузке-2 нет - надо сворачивать обременительную подрывную деятельность против Запада и оставить глупые разговоры про российское лидерство в несуществующем «незападе».
Проблема для Медведева в этой ситуации была бы в том, что стратегия «подрыва Запада» - это одновременно и стратегия внутренней мобилизации в поддержку власти в России среди всех ключевых групп. Можно ли свернуть одно, не потеряв другого? Теоретически, наверное, можно при таком тотальном контроле над телевизором. Часть элиты воспримет разворот и выход из изоляции с воодушевлением. Но, как и во времена перестройки, другие мощные группы влияния, чувствуя проигрыш, будут сопротивляться. Для преодоления сопротивления и инерции потребуются масштабные перестановки во внешнеполитическом и силовом блоке, но скамейка запасных у Медведева, как известно, короткая. В итоге, затеяв перезагрузку, можно получить перестройку, саботаж и паралич власти у себя в стране.
Рокировка-2 ради перезагрузки-2 имеет смысл только в том случае, если у Медведева будет широкий мандат на стратегический разворот во внешней политике. Простая «смена табличек» при сохранении курса на подрыв Запада никого не обманет и результата не даст. Но такой мандат Медведев должен был бы получить уже на парламентских выборах 2016 года во главе «Единой России». А это уже ненаучная фантастика.
Владимир ФРОЛОВ - эксперт по международным отношениям


Slon, 02.09.2015
https://slon.ru/posts/55881
Примечание: все выделения в тексте - мои.

СМ. ТАКЖЕ:
Михаил ФИШМАН: Пародия на тандем. Зачем Путин пил чай с Медведевым?
http://loxovo.livejournal.com/6869876.html
!! Михаил ФИШМАН: Забыть Медведева. Чем он мешает эпохе Путина? (июн 2015)
http://loxovo.livejournal.com/6869633.html
Олег КАШИН: Чаепитие "тандема" - лубочная картинка на фоне реальных проблем
http://loxovo.livejournal.com/6869288.html
Олег КАШИН: Медведев - тихий премьер, скрывающий большие амбиции? (авг 2015)
http://loxovo.livejournal.com/6869193.html
ПОЛИТИКА - ТАНДЕМ: Николай УСКОВ - Опять двойка
http://loxovo.livejournal.com/6864518.html
Дмитрий БЫКОВ о тренировке Путина и Медведева: Что это значит?
http://loxovo.livejournal.com/6852202.html
Кирилл МАРТЫНОВ: Медведев навсегда (июл 2015)
http://loxovo.livejournal.com/6781906.html
 

Запад, Кремль, стратегия, аналитика, тандем, Медведев, сценарии, Путин, внешняя политика

Previous post Next post
Up