Андрей АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Почему приходит Энтео. Церковь после Манежа

Aug 20, 2015 14:45

Государство дает понять, что оно единственный защитник художника от условного Энтео и что грань между неконтролируемым насилием и художником очень тонка


Скульптура "Это вы сделали? - Нет, это сделали вы. Портреты мертвых революционеров. Фридрих Энгельс" Анатолия Осмоловского, представленная на выставке "Скульптуры, которых мы не видим" в Манеже.
Группа людей во главе с православным активистом Дмитрием Цорионовым (Энтео) пришла на выставку «Скульптуры, которых мы не видим» в Манеже и устроила расправу над работами, которые, по мнению активистов, оскорбляют чувства верующих. Были разбиты несколько предметов 1960-1970-х годов. Что-то подобное мы уже видели; отличие в том, что активисты пришли теперь не в частную галерею, а в государственную. Интересно, что прогосударственные СМИ почти сразу назвали это «погромом», вступились за работы художника Вадима Сидура и осудили вандализм. Причем формулировка пришла прямо из Госдумы, чтобы не было сомнений. Самое примечательное то, какие аргументы подобрал официоз в защиту художника Сидура от активиста Энтео. Это, так сказать, аргумент эпохи: подчеркивалось, что художник Сидур «фронтовик», «воевал», был ранен; в общем, обидели «заслуженного человека». Казалось бы, какая связь между тем, что известный художник «воевал», и тем, что произведения искусства, да еще и выставленные в музее, нельзя ломать? А если бы не воевал, надо полагать, у его работ вообще не было бы шансов?
Но логика именно такова. Собственно, она такая же, как и 55 лет назад в Манеже, когда Хрущев кричал на скульптора Эрнста Неизвестного, а тот отвечал генсеку, что «воевал». Это звучало как последнее оправдание - и тогда, и сейчас. Прав у художника в России с тех пор не стало существенно больше; искусство тут всегда на птичьих правах, художник всегда должен иметь дополнительные - «настоящие» - заслуги.
Советское неподцензурное искусство (1950-1980) до сих пор считалось единственным окном возможностей для российского куратора, который еще мыслит в рамках универсальной культуры; оно смотрится по-прежнему актуально, остро, даже политично (оно ведь высмеивает, а чаще всего игнорирует власть) - при этом считается классикой. То есть тот редкий случай, когда, казалось бы, бояться нечего, допустимое вольнодумство - для госучреждения культуры. Так было, теперь все понимают, что уже нет. Недопустимое.
Государство во всей этой истории дает понять, что оно - единственный защитник художника от условного Энтео. И одновременно - что грань, отделяющая художника от неконтролируемого насилия, очень тонка: даже государственный статус учреждения теперь не дает стопроцентную гарантию (впрочем, это было понятно еще в случае со свиной головой, которую принесли к подножию МХТ участники той же «Божьей воли» в апреле 2015-го). То есть вроде бы государство на своем месте, но в то же время ни в чем уверенности нет, прежние конвенции не соблюдаются (а они ведь почти все негласные), все пугают друг друга («а если завтра они придут к вам в музей»). В результате все еще сильнее будут бояться и прижиматься к государству. Итог: немотивированный, необъяснимый, иррациональный страх.
Само название цорионовской группировки - «Божья воля», - как будто было взято из дневников Ильфа и Петрова, настолько претенциозно оно звучит. Но если зайти на их страницу www.zakrest.ru, возникает неожиданное и странное ощущение.


Лидер православного движения «Божья воля» Дмитрий Цорионов по прозвищу Энтео
Там под шестью рубриками («коммунизм», «либерализм», «содом» и т.д.) собрано около сотни текстов 5-6-летней давности: переписка, публицистика. Непонятно, что общего у движения с этими текстами, но тем не менее это хорошая подборка, целая библиотека. Она дает представление о тех дискуссиях, которые еще недавно шли внутри самой церкви. Не может не поражать их интеллектуальный уровень и степень открытости. Вот один из авторов, довольно известный, предупреждает об угрозе мезальянса между церковью и сталинистами, имперцами и прочими, которые, по мнению автора, дискредитируют церковь и от них нужно держаться подальше. Вот священник Даниил Сысоев (тот, которого убили в 2009 году) цитирует Галича - про палачей. «Почему такая ярость по поводу войны» - опять же его заметка в ЖЖ. Все эти тексты были написаны священниками, людьми, близкими к церкви.
Да, авторы не любят либерализм - но они не любят и коммунизм, но они осуждают и войну, точнее, трактуют ее как наказание за общие - общие! - тоталитарные грехи человечества. Когда бы в последние годы мы могли такое услышать от священника? Эти люди критикуют капитализм и вообще модерн - за бездуховность, за расчеловечивание; за то, что человек понадеялся на разум, отказавшись от бога. С тех же позиций капитализм и модерн критикует, условно, и Хабермас. То есть такая местная Франкфуртская школа: это вовсе не оголтелые призывы или цитирование Библии по любому поводу; это рациональные аргументы в защиту «просвещенного консерватизма», которые были бы уместны в студии, скажем, телеканала «Дождь». Где священник выступал бы не в иррациональной роли «оскорбленного в чувствах», а вполне разумно, аргументированно отвергал бы социальные утопии или требовал бы внимания к Человеку. Среди авторов есть и радикалы - они все в чем-то радикалы, но никто из них не призывает громить выставки или спектакли. То есть это такая «совсем другая» церковь.
Мыслимо ли представить, за исключением каких-то отдельных фигур, вроде отца Кураева, что церковь была такой еще до недавнего времени, да, вероятно, и остается такой - в глубине, в своей сути? Трудно, невозможно.
Невозможно именно потому, что такую церковь заслонила другая - церковь активиста Босых, церковь Энтео, церковь охранников от «Пусси Райот». И, видимо, они для этого и нужны - чтобы никто не вспомнил, что возможна другая церковь, которая могла стать в 1990-2000-х годах духовным оппонентом власти, и тем, видимо, и была опасна.
Приходя на очередную выставку или спектакль, основной удар Энтео всякий раз наносит не по современному какому-то там искусству, не по тарелке - а по самой церкви.
Все многоголосие идей, все ценностные конфликты внутри церкви «активисты» подменили банализацией, упрощением, сведением всех вопросов к одному: «Почему вы ТАК - рисуете, изображаете, танцуете, поете?» Конфликт между обществом и церковью, естественный и даже полезный, доведен до примитивного уровня, до вкусовщины. Церковь променяла разговор о сущностном на борьбу с вещами, с предметами (Бердяев предупреждал об этом).
Эти выставки или постановки могут вызывать, вероятно, у религиозных активистов неподдельный гнев, но у него есть и другая причина, скрытая, подсознательная. Именно та нелепая роль, которая сегодня отведена церкви. Ее пугающая немота, неспособность говорить о серьезных вещах, о том, что волнует людей на самом деле: о войне, о капитализме, о коммунизме, пусть даже и о либерализме. Попросту неспособность разговаривать. Гнев, ярость, агрессия активистов - это скрытая досада на то, что приходится играть роль в плохоньком спектакле, который поставил для нее главный и единственный на сегодня режиссер. Он по ходу может запросто поменять героя, или вообще отменить представление, или устроить показательное наказание актеров. Какой бы ты ни был циник или фанатик - тебе будет обидно: вместо борьбы за дух приходится бить тарелочки и топтать рисуночки.
Андрей АРХАНГЕЛЬСКИЙ - журналист, публицист, критик. Редактор отдела культуры журнала "Огонёк". Печатается в "Новой газете", журнале "Искусство кино", колумнист издания Colta.ru, постоянный эксперт на "Эхо Москвы" и телеканале "Дождь". Вел авторскую колонку в газете "Взгляд".
В последнее время занимается исследованием природы пропагандистских медиа.
Имеет высшее журналистское и музыкальное образование. Его материалы выходили как в российских, так и в зарубежных СМИ: "Независимой газете", "Московских новостях", FUZZ, Toronto Slavic Annual. Также работал на телевидении. Лауреат премии журнала "Огонёк" за 2003 г.
Убеждённый либерал и феминист. Считает "главным событием жизни" перестройку, а Михаила Горбачёва - великим человеком.
Детство и юность провел в Украине, работал журналистом в газете "ФАКТЫ".
http://ru.wikipedia.org/wiki/Архангельский,_Андрей_Александрович


Slon, 17.08.2015
https://slon.ru/posts/55212
Примечание: выделение болдом и красным болдом - моё.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Леонид БЕРШИДСКИЙ: Ловушка для Путина. Скрепы против культа Великой Отечественной
http://loxovo.livejournal.com/6816199.html
Политолог Виталий ПОРТНИКОВ: Второй погром в Манеже
http://loxovo.livejournal.com/6812083.html
Аркадий БАБЧЕНКО: Жду разъяснений от церкви
http://loxovo.livejournal.com/6808523.html
Виктор ШЕНДЕРОВИЧ: Энтео как вызов православию
http://loxovo.livejournal.com/6808270.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Музеи призвали наказать устроивших погром в «Манеже»
Руководители крупнейших музеев России опубликовали открытое письмо в поддержку «Манежа», на который напали «православные активисты», и потребовали наказать виновных.
http://snob.ru/selected/entry/96686
Официальное обращение в поддержку объединения «Манеж»
http://www.theartnewspaper.ru/posts/1980/
*
Чьи чувства оскорбляют выставки?
Михаил ПИОТРОВСКИЙ, директор Государственного Эрмитажа
http://echo.msk.ru/programs/beseda/1604928-echo/
Михаил ПИОТРОВСКИЙ: Нападение на Манеж - провокация против Церкви
http://www.pravmir.ru/mihail-piotrovskiy-napadenie-na-manezh-provokatsiya-protiv-tserkvi/
Священник Сергий КРУГЛОВ: Действия гражданина Цорионова нельзя назвать христианскими
http://www.pravmir.ru/svyashhennik-sergiy-kruglov-deystviya-grazhdanina-tsorionova-nelzya-nazvat-hristianskimi/
Искусствовед Ольга ЯБЛОНСКАЯ: Разгром выставки в Манеже - международное позорище
http://www.pravmir.ru/iskusstvoved-olga-yablonskaya-razgrom-vyistavki-v-manezhe-mezhdunarodnoe-pozorishhe/
Протоиерей Алексий УМИНСКИЙ: Вопрос о “Божьей воле”
http://www.pravmir.ru/protoierey-aleksiy-uminskiy-vopros-o-bozhey-vole/
Либо свои, либо чужие
Алена СОЛНЦЕВА о тех, с помощью кого сложное становится чересчур простым
http://www.gazeta.ru/comments/column/solnceva/7692814.shtml
Елена ЗЕЛИНСКАЯ. Мы открываем дорогу бульдозеру
http://www.rosbalt.ru/posts/2015/08/17/1430202.html
Гарри КАСПАРОВ: День Мракобеса
https://www.facebook.com/KasparovHome/posts/962616993760922
http://www.kasparov.ru/material.php?id=55D354DE9E7E8
http://o53xo.nnqxg4dbojxxmltsou.dresk.ru/material.php?id=55D354DE9E7E8
 

искусство, власть, церковь, погромы, выставка, государство, художник, Архангельский

Previous post Next post
Up