Леонид БЕРШИДСКИЙ: Ловушка для Путина. Скрепы против культа Великой Отечественной

Aug 19, 2015 20:30

Итог столкновения в Манеже покажет, какой из столпов кремлевской пропаганды важнее для Путина
Нападение группы православных радикалов на художественную выставку в московском Манеже в эту пятницу обнажило некоторые противоречия в идеологии, на которой стоит путинский режим.
В число экспонатов выставки «Скульптуры, которых мы не видим» вошли работы Вадима Сидура, Николая Силиса и Владимира Лемпорта, советских нонконформистов, которые создали свои лучшие произведения в 1950-60 годах. После того, как Никита Хрущев посетил выставку современного искусства в Манеже и пришел в ярость от увиденного, они были изгнаны в сумеречную зону между официальным искусством и жестким подпольем. Сегодня этих художников считают классиками, а их работы выставляются в коллекциях государственных музеев и на городских площадях.
Сидур, который любил использовать для создания своих скульптур отходы - трубы, ржавые лопаты, похожие на грудные клетки радиаторы - также был поклонником христианской тематики, но не в традиционном ее понимании. Его «Распятие» больше напоминает языческий символ, а на его «Снятии с креста» Иисус напоминает скорее проржавевшую деталь огромной машины, чем объект поклонения. Сидур был еще и поэтом, и в одном из своих стихотворений он сравнивал рождественские елки с убитыми младенцами.
Очевидно, это не понравилось Дмитрию Цорионову и его товарищам по воинственной группировке православных радикалов под названием «Божья воля». Организация, созданная в 2012 году, известна срывом культурных мероприятий - выставок, концертов и представлений, которые, по мнению ее членов, оскорбляют чувства христиан. Несмотря на то, что рейды группы отличались жестокими и проводились без каких-либо разрешения, полиция никак не реагировала. Группа, возможно, почуяла силу после 2013 года, когда Путин подписал закон о защите чувств верующих.
Есть ирония в том, что выставка Сидура проводится в Манеже - там же, где его работы когда-то вызвали гнев Хрущёва. Цорионов и его друзья появились в зале и, по словам представителей галереи, успели повредить четыре работы Сидура, прежде чем полиция вывела их из помещения. Радикалов почти сразу же освободили, и Цорионов поклялся вернуться и добиться закрытия выставки за нарушение закона о чувствах верующих. «Речь идет о порнографии с Иисусом Христом, - заявил он в интервью. - Закон не работает. Государство не защищает чувства верующих, не защищает наши святыни».
Путин - самопровозглашенный защитник традиционных ценностей (под этим термином подразумеваются ценности православной церкви). Даже захват Крыма он пытался оправдать тем, что полуостров - колыбель православного христианства. При этом он также выступает за сильное государство, а Манеж - это государственная галерея, где принадлежащие государству работы Сидура были повреждены вандалами. Кроме того, Сидур, умерший в 1986 году, был героем Второй мировой, покалеченным нацистским снайпером еще в юности. И восхваление победы СССР в той войне как минимум так же важно для путинского культа «великой России», как и православие.
С учетом последних двух пунктов, Цорионова должны судить за вандализм, как того требуют представители Манежа. Но то, что его отпустили, поставило в замешательство пропагандистскую машину Кремля: как освещать случившееся, никого не обижая? Новостная программа "Вести" избрала нейтральный тон, назвав Цорионова и его товарищей «активистами с церковной периферии», подчеркнув, что они не принадлежат к официальной православной церкви. Уклончивые комментарии церковных иерархов задачу журналистам не облегчили. «Я не знаком с выставкой в Манеже, поэтому мне сложно сказать, имеет ли место нарушение закона со стороны ее устроителей, - сказал Владимир ЛЕГОЙДА, глава синодального информационного отдела Московского патриархата. - Это предмет для профессиональной правовой оценки, которую важно дать как в этом, так и в других подобных случаях. Точно так же, как должна быть дана правовая оценка действиям господина Цорионова и его товарищей».
Никто не вызвался дать такую профессиональную оценку, а Кремль эскападу Цорионова не прокомментировал.
Но в соцсетях этот акт вандализма сравнили с уничтожением ИГИЛ древних городов. Это преувеличение, разумеется - масштаб группы Цорионова несравним с Исламским государством. Тем не менее, другие православные радикалы наверняка следят за событиями, затаив дыхание. Если Цорионов уйдет безнаказанным и, в особенности, если выставку закроют, это продемонстрирует, что православный компонент идеологии считается более важным, чем прочие. Это развяжет радикалам руки. «Это проба. Инициатива. Эксперимент, - отметил в интервью Глеб ПАВЛОВСКИЙ, бывший советник Путина, а теперь - его критик. - Кто-то, конечно, экспериментирует под серьезной крышей, а кто-то под слабой».
У Кремля есть все возможности для того, чтобы наказать посягнувших на государственную собственность вандалов. Если он этого не сделает, это покажет, что Цорионов работает под серьезной «крышей».
Леонид БЕРШИДСКИЙ - медийщик: журналист, редактор, издатель. Был главным редактором интернет-сайта Slon.ru в 2009-2011 гг., редакционным директором издательства "Эксмо". В 1999-2002 гг. - первый главный редактор газеты "Ведомости". Написал четыре книжки: "Кризис в ж..." (нонфикшн, вышла в в 2009 г.), и три авантюрных романа: "Рембрандт должен умереть", "Испытание Страдивари" (обе - 2011) и "Восемь Фаберже" (2012). Колумнист Bloomberg, до лета 2014 г. - колумнист Forbes и портала Сноб.
В июне 2014 г. переехал в Берлин. Колумнист Bloomberg.
http://ru.wikipedia.org/Бершидский,_Леонид_Давидович
http://www.peoples.ru/undertake/media/leonid_bershidskiy/
http://www.mediaatlas.ru/whoiswho/?id=1131&a=view


Новое время, 19.08.2015
http://nv.ua/opinion/bershidsky/lovushka-dlja-putina-skrepy-protiv-kulta-velikoj-otechestvennoj-64734.html
Примечание: выделение болдом - моё.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Политолог Виталий ПОРТНИКОВ: Второй погром в Манеже
http://loxovo.livejournal.com/6812083.html
Аркадий БАБЧЕНКО: Жду разъяснений от церкви
http://loxovo.livejournal.com/6808523.html
Виктор ШЕНДЕРОВИЧ: Энтео как вызов православию
http://loxovo.livejournal.com/6808270.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Музеи призвали наказать устроивших погром в «Манеже»
Руководители крупнейших музеев России опубликовали открытое письмо в поддержку «Манежа», на который напали «православные активисты», и потребовали наказать виновных.
http://snob.ru/selected/entry/96686
Официальное обращение в поддержку объединения «Манеж»
http://www.theartnewspaper.ru/posts/1980/
*
Чьи чувства оскорбляют выставки?
Михаил ПИОТРОВСКИЙ, директор Государственного Эрмитажа
http://echo.msk.ru/programs/beseda/1604928-echo/
Михаил ПИОТРОВСКИЙ: Нападение на Манеж - провокация против Церкви
http://www.pravmir.ru/mihail-piotrovskiy-napadenie-na-manezh-provokatsiya-protiv-tserkvi/
Священник Сергий КРУГЛОВ: Действия гражданина Цорионова нельзя назвать христианскими
http://www.pravmir.ru/svyashhennik-sergiy-kruglov-deystviya-grazhdanina-tsorionova-nelzya-nazvat-hristianskimi/
Искусствовед Ольга ЯБЛОНСКАЯ: Разгром выставки в Манеже - международное позорище
http://www.pravmir.ru/iskusstvoved-olga-yablonskaya-razgrom-vyistavki-v-manezhe-mezhdunarodnoe-pozorishhe/
Протоиерей Алексий УМИНСКИЙ: Вопрос о “Божьей воле”
http://www.pravmir.ru/protoierey-aleksiy-uminskiy-vopros-o-bozhey-vole/
Либо свои, либо чужие
Алена СОЛНЦЕВА о тех, с помощью кого сложное становится чересчур простым
http://www.gazeta.ru/comments/column/solnceva/7692814.shtml
Елена ЗЕЛИНСКАЯ. Мы открываем дорогу бульдозеру
http://www.rosbalt.ru/posts/2015/08/17/1430202.html
 

искусство, власть, реакция, церковь, погромы, культура, Бершидский, выставка, православие

Previous post Next post
Up