Владислав ИНОЗЕМЦЕВ: Беспредельно мужская Россия. Размышления о "Левиафане"

Feb 15, 2015 09:00

Ставший в одночасье знаменитым фильм «Левиафан» - как и организованная проектом «Сноб» дискуссия с его создателями - произвел на меня сильное, но весьма неоднозначное впечатление. Ни в коем случае не претендуя ни на статус кинокритика, ни даже на глубину оценки, я сказал бы, что печаль и грусть, которые фильм навеял мне в той же мере, в какой и большинству зрителей, происходили вовсе не из основной сюжетной линии, с пафосом и волнением обсуждавшейся после просмотра.
Противостояние «левиафановской» власти и «простого человека» - и это подтверждали и создатели картины - сюжет, который привычен для разного времени и разных обществ. Да, он продемонстрирован в фильме с большой  художественной силой, но какой-то особенной «безнадеги» к знакомой всем картине российской действительности, на мой взгляд, он не добавляет.
Добавляет, а точнее, даже создает ее второй сюжет, который мастерски использован авторами, но скорее как фон, а не как главная линия повествования. Я имею в виду судьбу и поступки единственного, на мой взгляд, выдающегося героя фильма, а именно Лилии. В картине не оценено (а вероятно, даже и не закладывалось в смысловой контекст) противопоставление современного российского женского начала - не только стремящегося любить, но и готового жертвовать собой - началу мужскому, намеренному или повелевать, или смиряться, но стремящемуся по возможности не делать сложного и ответственного выбора. Образ Лилии видится мне квинтэссенцией трагедии страны, где искренняя, пусть даже и спонтанная, женская любовь, которая может и должна быть для мужчин источником вдохновения и энергии, на деле никого и ни на что не подвигает. Самое искреннее чувство, не свойственное другим персонажам картины, приводит единственного способного на него человека к трагическому финалу - и на этом фоне все вопросы о том, выйдет ли Дмитрий из тюрьмы, будет ли переизбран мэр и сколько времени простоит построенный на развалинах чужой жизни храм, на мой взгляд, лишены какого-либо смысла.
Трагедия России не в том, что в ней нет честно избираемой власти. Ее беда не в том, что люди, проявляющие или могущие проявить хоть какую-то долю несогласия, втаптываются в грязь. Катастрофа, которая неизбежно ждет Россию, порождена тем, что Россия превратилась в беспредельно мужскую страну - страну, умеющую воевать и подавлять, смиряться и спиваться, но патологически неспособную любить. Подавляя в себе женское начало, выкидывая тех, кто еще может его проявить, на омываемые северным прибоем скалы, Россия отрицает собственное право на существование.
Удивительно, но этого не отметил ни один человек во вчерашней умной, чуткой и искренней аудитории.
В аудитории, которая была по преимуществу женской.
Владислав ИНОЗЕМЦЕВ - д. э. н., директор Центра исследований постиндустриального общества (ЦИПО), зав. кафедрой мировой экономики факультета госуправления МГУ им. Ломоносова, главный редактор журнала "Свободная мысль", в 2012-2014 гг. председатель высшего совета партии "Гражданская сила".


Сноб, 30.01.2015
http://snob.ru/profile/25538/blog/87174
Примечание: выделение болдом - моё.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Олег ХАРХОРДИН: Настоящий Левиафан
http://loxovo.livejournal.com/6335143.html
Кинокритик Олег ЗИНЦОВ о фильме "Левиафан"
http://loxovo.livejournal.com/6334924.html
Михаил КОЖОКИН - Русская колея: Скелеты "Левиафана"
http://loxovo.livejournal.com/6334506.html
Михаил СОЛОМАТИН: "Левиафан" и вероломство образов
http://loxovo.livejournal.com/6332858.html
А.ЗВЯГИНЦЕВ: "Если бы мы заканчивали бунтом, зритель бы удовлетворенный вышел из зала" (май 2014)
Интервью режиссера «Левиафана» и рецензия на фильм кинообозревателя Ларисы МАЛЮКОВОЙ
http://loxovo.livejournal.com/6332602.html
Станислав КУЧЕР: "Левиафан" - это провокация. Которая всем нам очень нужна
http://loxovo.livejournal.com/6330099.html
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ: "Что за жизнь..." (ИНТЕРВЬЮ) (авг 2014)
http://loxovo.livejournal.com/6325207.html
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ: "Мы живем в феодальной системе, когда все находится в руках одного человека"
http://loxovo.livejournal.com/6324944.html
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ: "Это только в сказке герой побеждает зло" (янв 2015)
http://loxovo.livejournal.com/6324641.html
О фильме "Левиафан" - священник Яков КРОТОВ vs философ Кирилл МАРТЫНОВ
http://loxovo.livejournal.com/6289067.html
"Левиафан": вот оно, твое государство...
http://loxovo.livejournal.com/6276930.html
Артемий ТРОИЦКИЙ о фильме "Левиафан": И вновь о библейских героях
http://loxovo.livejournal.com/6257217.html
Владимир ПОЗНЕР о фильме "Левиафан"
http://loxovo.livejournal.com/6255435.html
Леонид КАГАНОВ: Левиафан
http://loxovo.livejournal.com/6241871.html
Александр БАУНОВ: Награда за очернение. Русская классика и оскаровская закулиса
http://loxovo.livejournal.com/6238267.html
Художник: "Левиафан" достоверно показал жизнь в "глубинке"
http://loxovo.livejournal.com/6233076.html
Дмитрий БЫКОВ: Звягинцев противоположен Михалкову - и симметричен ему
http://loxovo.livejournal.com/6232647.html
Юрий ГЛАДИЛЬЩИКОВ - Каннский итог: Звягинцев высказался о современной России без обиняков (май 2014)
http://loxovo.livejournal.com/6232366.html
Кинокритик Андрей ШЕМЯКИН о фильме "Левиафан"
http://loxovo.livejournal.com/6226581.html
Иван ДАВЫДОВ: Левиафан-69
http://loxovo.livejournal.com/6219550.html
Юрий САПРЫКИН: Да, это безысходное кино
http://loxovo.livejournal.com/6214718.html
Дмитрий БЫКОВ: Все давно сдохло, включая левиафана
http://loxovo.livejournal.com/6210251.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ, режиссер, народный артист России, в программе "Своими глазами" (14.01)
http://www.echo.msk.ru/programs/svoi-glaza/1473582-echo/
Программа "Дифирамб" (25.01)
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ, кинорежиссер, обладатель премии «Золотой глобус», номинант на премию "Оскар"
http://www.echo.msk.ru/programs/dithyramb/1477508-echo/

ФОТОГАЛЕРЕИ:
В галерее ТАСС - поселок, в котором проходила часть съемок фильма Андрея Звягинцева, и его жители
http://tass.ru/kultura/1702218
Там, где живет Левиафан: поселок Териберка, Мурманская область
http://www.ruscur.ru/news/0/07/46/74673.shtml?news/0/06/81/68141
 

любовь, Иноземцев, кино, Россия, фильм

Previous post Next post
Up