М.ЗЫГАРЬ: Обойдемся без ваших советов. Почему российским властям давно пора выйти из Совета Европы

Feb 03, 2015 20:20

Если Россия выйдет из Совета Европы, пострадают только рядовые граждане России. Чиновники от этого только выиграют


Спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин, председатель Комитета Госдумы РФ по международным делам Алексей Пушков и глава аппарата Госдумы РФ Джахан Поллыева (слева направо) на пленарном заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ)
Поздним вечером 28 января Парламентская ассамблея Совета Европы лишила российскую делегацию права голоса до апреля. В отместку Россия заявила, что уходит из ПАСЕ на год. Глава делегации Алексей Пушков заявил, что ПАСЕ без России вообще останется на обочине.
Проблема в том, что в Москве и в Страсбурге по-разному понимают, что такое Совет Европы. Для российских чиновников любая международная организация - это наднациональный орган власти. Значит, во-первых, с ним надо бороться, во-вторых, его надо покорить. Для европейских парламентариев Совет Европы - это интеллектуальный клуб, где обсуждаются законы и правоприменительная практика, умные люди дают друг другу советы, как их сделать лучше. Российская власть этих советов уже давно не слушает - и давно уже ведет себя так, будто ни в каком Совете Европы не состоит, поскольку правил его не соблюдает. Зачем же тогда себя обманывать, подумали члены ПАСЕ.
Представьте себе, что вы привели своего ребенка в секцию хоккея. В группу к дорогому тренеру, который воспитал немало хороших игроков. Привели, посмотрели - и вам все не нравится. Не нравятся упражнения и замечания, которые он делает вашему ребенку. Задания на дом и вовсе вам кажутся вмешательством в вашу семейную жизнь. И вы начинаете с тренером ругаться, но он продолжает работать по своим правилам.
Тогда вы выходите на лед и говорите, что сами тоже можете тренировать не хуже. Идете к начальнику и пытаетесь тренера уволить. Это не помогает. Потом вы узнаете, что тренер наказывает вашего ребенка: сажает на скамейку и говорит: будешь сидеть и молча смотреть, как остальные катаются. Говорят, за то, что ваш ребенок дерется в раздевалке. Но вам-то ясно, что это ложь. Надо наказать клеветников.
Что вы делаете в итоге? Угрожаете тренеру, что вообще покинете секцию хоккея. А для убедительности зовете родственников, которые фотографируют вашего ребенка около бортика и вешают снимок в соцсетях с подписью: «Вот наш Ванечка после победы на турнире». (А Ванечка, мы помним, не участвовал в турнире. Он сидел на скамейке.) Напрашивается один вопрос: а вы уверены, что вам нужен хоккей? Ребенку, предположим, все нравится, но вы-то что творите? Ради чего?
Эта безумная бытовая история - метафора эволюции отношений России с Советом Европы на протяжении последних 15 лет.
Совет Европы был создан в 1949 году десятью странами, которые приходили в себя после ужасов Второй мировой войны. С самого начала это был добровольный клуб политиков-идеалистов, который специально разместили в европейской глуши, на границе Германии и Франции, в Страсбурге, подальше от столиц.  Его участники  решили взять на себя повышенные обязательства: пообещать друг другу, что человеческая жизнь будет теперь для них высшей ценностью. Они договорились о том, что будут сообща совершенствовать законодательства своих стран, чтобы повсеместно соблюдались права человека. И они, эти наивные люди из Западной Европы, только что пережившие войну, разработали Европейскую конвенцию по правам человека. И договорились все ее соблюдать. Конвенция в числе прочего запрещает пытки, рабство и принудительный труд, гарантирует свободу собраний и митингов, свободу выборов, свободу слова, неприкосновенность частной жизни и запрещает смертную казнь. Словом, простые базовые вещи, многие из которых до сих пор в России не кажутся непререкаемыми.
Никакого другого смысла у Совета Европы нет - членство в нем не дает никаких привилегий, это только обязательства, добровольно возложенные на себя.
Обязательства делать свое законодательство максимально гуманным, а также обязательство принимать советы товарищей по организации. Наконец, в помощь странам, которые хотят сделать жизнь своих граждан лучше, но не совсем уверены в справедливости своей судебной системы, был создан Европейский суд по правам человека, который рассматривает жалобы граждан и советует государствам, как поменять неработающие законы.
В 1990-е годы, когда холодная война закончилась, страны Восточной Европы тоже массово потянулись в Совет Европы, потому что все хотели быть европейцами. Их пустили, но тоже предложили помощь: в каждую из стран - новых членов отправили мониторинговые комиссии, которые проверяли, насколько совершенны законы этих стран, и советовали способы их исправления.
Россия вступила в Совет Европы не сразу, а лишь в 1996 году. То ли пойдя за модой, то ли правда тогда европейские ценности еще были популярны и российское руководство ставило перед собой цель сделать так, чтобы граждане жили не хуже, чем в Европе. В 1998 году Россия даже ратифицировала Европейскую конвенцию по правам человека (без шестого протокола, то есть с оговоркой, что смертную казнь она не отменяет).
#
Почти сразу смысл присутствия России в Совете Европы забылся. Вместо того чтобы бороться за права своих граждан, а значит, иногда признавать свои ошибки, Российское государство начало бороться против Совета Европы и отстаивать свою правоту.
#
На этом пути было три этапа. Сначала борьба была демагогическая: Россию в ПАСЕ представлял Дмитрий Рогозин, а главной проблемой была война в Чечне. Рогозин понимал свой долг так: отражать все клеветнические удары, утверждать, что на самом деле в Чечне все в порядке. Рогозину никто не верил. Более того, остальные делегаты были немного шокированы тем, что Россия не сознается в ошибках, а, наоборот, все отрицает. Вместо того чтобы слушать советы, демонстративно их игнорирует. Спрашивается, зачем вступала? Уже в 2000 году Россию лишили права голоса в ПАСЕ в качестве дисциплинарной меры, за то что не слушает других, а только пререкается.
Потом наступил второй этап. У России появились деньги, война в Чечне закончилась, Рогозина выгнали из Думы. Российской делегацией стали заведовать карьерный пиарщик (бывший пресс-секретарь «Единства») Михаил Маргелов и карьерный дипломат (бывший помощник Примакова) Константин Косачев. Они придумали новый принцип: если не можешь с чем-то бороться - возглавь его. И начали тихо-тихо осваивать правила европейской аппаратной борьбы, создали свою фракцию, завербовали туда несколько английских, турецких и итальянских депутатов и почувствовали, что все почти под контролем: «все бюрократы одним миром мазаны, со всеми договоримся».
Но и в этой программе случился сбой. В 2009 году Михаил Маргелов должен был по всем процедурным правилам стать председателем ПАСЕ, этого требовал регламент Ассамблеи. Европейские парламентарии пришли в ужас: Россия только что, в августе 2008-го, провела войну с Грузией, а спустя полгода ее представитель возглавит Парламентскую ассамблею, будет отвечать за борьбу за права человека во всей Европе. Как может быть, чтобы худший ученик в классе, да еще тот, что никогда не признается в своих проступках, стал старостой - более того, заменил учителя? Это противоречит духу закона, решили члены ПАСЕ. А раз так, букву можно поправить. Буквально за пару месяцев до гарантированного триумфального избрания Маргелова председателем ПАСЕ правила поменяли, отменив прежний принцип ротации. Кстати, в результате войны в Грузии Россию вновь лишили права голоса.
Маргелов в ярости покинул ПАСЕ. Играть с европейцами по их правилам бесполезно, решили в Москве. Они по-прежнему считали, что в Совете Европы надо бороться за власть, влияние и сражаться против всех клеветников.
Тогда наступил третий этап. Новая Дума, избранная в декабре 2011 года, новая делегация во главе с ведущим ТВЦ Алексеем Пушковым. На этом этапе российская делегация борется с врагами, она окружена заговорщиками, которым нет никакого доверия. В прошлом апреле, после крымского референдума, Россию в третий раз лишили права голоса в ПАСЕ. В принципе, Пушков мог даже ничего не делать, факты были очевидны всем европейским членам организации. Голосование в Совете Федерации, одобряющее ввод войск на Украину, - это как добровольное признание российской делегацией своей вины. Российские парламентарии голосовали за войну, констатировали делегаты ПАСЕ, войну между двумя членами Совета Европы. Идеологи - основатели организации, наверное, переворачивались в гробу, они и в страшном сне не могли представить, что в их добровольном клубе борьбы за ценность человеческой жизни будет настоящая война.


Председатель Комитета Госдумы РФ по международным делам Алексей Пушков выступает на пленарном заседании ПАСЕ
Нынешняя сессия ПАСЕ, на которой Россию еще раз наказали, превзошла все ожидания. В составе делегации приехал сам Сергей Нарышкин, спикер Думы. Тем самым Россия решила продемонстрировать Совету Европы, как она его ценит, на каком высоком уровне она отстаивает свои интересы. Нарышкин привез с собой свиту из 60 журналистов. Обычно на сессию примерно столько приезжает из всех 47 стран-членов. Большие и малые государственные телеканалы запечатлели широкий резонанс, который якобы имели миролюбивые инициативы спикера Думы.
Еще Сергей Нарышкин провел круглый стол, на который позвали нескольких пенсионеров ПАСЕ, прежде занимавших высокие посты, таких как бывший председатель Рене ван дер Линден. Они создавали массовку. Еще там были российские депутаты. Что они говорили, вспоминать стыдно. Геннадий Зюганов, например, говорил, что «самое главное - не признавать бандеровщину, которая пришла к власти в Киеве, не признавать, и тогда диалог сразу начнется». Европейские парламентарии, наверное, просто не поняли, что Зюганов имел в виду - а может, переводчик смягчил.
Сергей Нарышкин многократно повторял, что, если делегацию лишат права голоса, она на год покинет ПАСЕ, а потом рассмотрит вопрос о выходе из Совета Европы. И требовал не только не лишать Россию права голоса, но и дать ей возможность входить в руководящие органы.
Эти угрозы на европейцев произвели очень плохое впечатление. «Совет Европы - дело добровольное. Мы исходим из того, что это в интересах граждан России. Неужели российские власти готовы ради своих амбиций навредить гражданам России?» - повторяли рефреном парламентарии накануне голосования.


Спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин на пленарном заседании ПАСЕ
Большинство парламентариев проголосовали за лишение России права голоса. Почему? Потому что она не выполняет свои обязательства, которые взяла на себя в 1996 году. Потому что она не понимает, зачем вообще ей Совет Европы, ведь жить по его правилам она не собирается. Наконец, потому, что российские представители никогда не признают ошибок своего государства. Они хоть и считаются народными избранниками, но не ведут себя как представители российского народа - они ведут себя как представители российской власти. Для нас это кажется нормальным, а для европейских депутатов это серьезный конфликт интересов.
Были, конечно, и депутаты, которые выступали категорически против. Например, голландец Тини Кокс. Он говорил: если Россия выйдет из Совета Европы, «это может навредить 140 миллионам россиян, давайте не забывать, что это тоже стоит на кону». То есть европейцы в курсе, что у российских властей есть привычка, в случае чего, «бомбить Воронеж», и думают, как бы этого не допустить.
Почти нет сомнений в том, что уже через год Россия может покинуть Совет Европы. Это значит, например, что российские граждане больше не смогут жаловаться в Страсбургский суд. Что Россия покинет Европейскую антикоррупционную организацию. Россия выйдет из Европейской конвенции по правам человека и сможет наконец восстановить смертную казнь. Строго говоря, это будет честно, ведь российские власти никогда эту конвенцию не выполняли. Никогда не считали, что человеческая жизнь является высшей ценностью.
Российские власти считают, что международные организации существуют для того, чтобы у России была возможность входить в их руководящие органы. С этой целью Совет Европы совершенно бесполезен. Зато есть парламентские ассамблеи СНГ, ШОС, Черноморского бассейна и еще куча разных бесполезных и мертворожденных структур. Главное - у них очень разветвленные руководящие органы.
И вообще, если вашему ребенку не сразу дается хоккей, всегда есть шанс недолго думая переметнуться в городки. А лучше даже придумать свой собственный вид спорта.
Михаил ЗЫГАРЬ - главный редактор телеканала "Дождь"


slon.ru, 29.01.2015
http://slon.ru/insights/1209924/
Примечание: выделение болдом и красным болдом - моё.
 

ЕСПЧ, структура, народ, власть, Россия, принципы, Европа

Previous post Next post
Up