Андрей КОЛЕСНИКОВ: Бей стекло, спасай Россию! (дек 2012)

Jan 25, 2013 02:45

Перед премьерой фильма «Лолита» в 1962 году Владимир Набоков говорил (точнее, писал) в интервью: «То, что вызывает во мне отвращение, несложно перечислить: тупость, тирания, преступление, жестокость, популярная музыка». Более полувека спустя на родине писателя, в его чудесном доме на Большой Морской, 47, вандалы, они же «борцы за нравственность», разбили стекло, оставив записку о «педофилии» Набокова. Владимир Владимирович продолжает отвечать за «Лолиту».
Это все в одном и том же ряду на самом деле: и православные против «Иисуса Христа - суперзвезды», и поборники «нравственности» против «Лолиты», и поиски счастья под поясом Богородицы, и «сиротский закон» как часть идеологической борьбы за «мораль».
Как только начинается крестовый поход за патриотизм и моральные принципы - пиши пропало: государство входит в стадию разложения. Защищаться ему больше нечем - только хоругвями и канализацией гнева народного на «педофилов» вроде Набокова. А также, как и было сказано писателем, «популярной музыкой», плясками на решительно голубом экране, эстетически ничуть не лучше того, что было продемонстрировано группой Pussy Riot.
Распил недопиленного под звон колоколов и крестный ход - вот простые, как портянка старика Ромуальдыча, истоки и смысл последней стадии русского госкапитализма, уже готового в экстазе припасть к химическим мощам Владимира Ильича. Следующая стадия - начнут жечь книги. «Лолите» приготовиться.
Не было бы этого ничего, если бы государство сознательно и последовательно не выпускало на свет божий дремлющие дикие инстинкты.
Разбивание стекла в доме Набокова - это не мелкое хулиганство, это идеологический акт в полном соответствии с канонами государственной политики и пропаганды.
Власть получила то, что хотела: полную поддержку самых темных, невежественных, лицемерных слоев населения, в головах которых пляски звезд на экранах телевизоров уживаются с национализмом и православием, голосование за Путина - с чтением газет «Жизнь» и «Твой день».
Разумеется, Набоков в эту схему не укладывается - он не Депардье.
Интуитивно дикари, мстящие великому русскому писателю, чувствуют в нем врага. Набоков представляется им порнографом, а он видел их насквозь десятилетия назад. Портрет русского «патриота», ныне составляющего социальное ядро поддержки всех пошлостей (набоковская poshlost) политического режима, исчерпывающе нарисован им в «Пнине»: «Только другой русский мог понять, какую реакционно-советофильскую смесь являли собой псевдокрасочные Комаровы, для которых идеальная Россия состояла из Красной Армии, помазанника Божия, колхозов, антропософии, Православной Церкви и гидроэлектростанций».
Жизнь, конечно, подло подражает художественному вымыслу. Но чтобы именно этот типаж стал доминантным в современной социальной среде… Пророческая сила Набокова почти неправдоподобна.
Монолог одного из набоковских проходных персонажей словно перенесен в наше время, аккурат на заседание Изборского клуба: «Я белый офицер и служил в царской гвардии, но я также русский патриот и православный христианин. Сегодня в каждом слове, долетающем из отчества, я чувствую мощь, чувствую величие нашей матушки-России. Она опять страна солдат, оплот религии и настоящих славян».
Это ли не наши сегодняшние хоругве- и мощеносцы? Одинаково страстно припадающие к останкам Ильича, чуду химпрома, и чудесам иного свойства, например, невидимым бесовским глазом часам патриарха.
«С каких это пор понятие власти стало равно ключевому понятию родины?» - записал Набоков в 1944-м в одном из стихотворений, заглянув в самую суть нынешнего политического режима, как когда-то Дж. Буш-мл. заглянул в глаза другого Владимира Владимировича и чуть не перезагрузился.
Правда, написал Набоков эту фразу в Кембридже, штат Массачусетс. Одно слово - иностранный агент. Бей стекло, спасай Россию!
Андрей КОЛЕСНИКОВ - журналист, обозреватель "Новой газеты"


Газета.Ру, 15.01.2013
http://www.gazeta.ru/column/kolesnikov/4923789.shtml
Примечание: выделение болдом - моё.

писатель, власть, Колесников, патриотизм, режим

Previous post Next post
Up