Владимир АШУРКОВ: Оппозиция как бизнес-проект

Dec 13, 2012 10:00

Политика будущего: Самые перспективные инвестиции
Вложившись в создание нормальных институтов, бизнес получит суперприбыль
Мне много приходится заниматься привлечением частных пожертвований для финансирования гражданских и общественно-политических проектов. Основной мотивацией доноров в таких ситуациях является желание поддержать значимые и перспективные усилия, которые направлены на развитие гражданского общества, на то, чтобы подтолкнуть к изменениям систему, отравленную экономической и политической коррупцией. Эти бескорыстные, благотворительные пожертвования очень ценны и позволяют тем нескольким проектам, которыми я занимаюсь, относительно динамично развиваться. Однако в последнее время я вижу, что формируются предпосылки для зарождения нового, гораздо более мощного механизма мотивации для финансирования подобных инициатив - помимо идеалистических появляются и экономические причины для поддержки гражданских проектов.
В течение 10 лет между кризисами 1998 и 2008 гг. экономика России быстро росла. В течение этого периода подавляющее большинство российских компаний преуспевали, появилось много новых активных игроков на рынке, были созданы сотни миллиардов долларов добавленной стоимости - как с точки зрения текущих доходов, так и с точки зрения капитализации компаний. Однако экономические результаты последних четырех лет, и в особенности уходящего 2012 года, не могут не разочаровывать. Системные проблемы национального экономического механизма, которые накапливались и усиливались в течение последних 10 лет, привели к тому, что заниматься бизнесом в России стало намного менее выгодно, а успешно вкладывать свои капиталы (не только финансовые, но и интеллектуально-управленческие) - все более затруднительно. Основными пороками российской экономики являются тотальная коррупция на всех уровнях системы власти, избыточное, необоснованное регулирование, излишнее присутствие государства в экономике, применяемые государством методы ручного управления компаниями и отраслями, низкий уровень развития инфраструктуры, слабая защищенность прав собственности, которая зачастую приводит к насильственному переделу бизнеса в пользу представителей силовых структур или их неразборчивых в средствах заказчиков-бизнесменов.
Сложившийся к настоящему времени авторитарный, коррумпированный режим власти не может не оказывать депрессивного воздействия на инвестиционный климат - как для внешних, так и, что более важно, для российских инвесторов. В условиях неэффективных экономических правил игры, задаваемых государством, а также политической неопределенности рациональные частные инвесторы вынуждены сокращать горизонт инвестирования, что неминуемо снижает ожидаемую доходность и потребность в инвестициях. Это находит отражение не только в увеличившихся цифрах оттока капитала из страны. Дисконт в оценке российских акций по сравнению с аналогами на сравнимых фондовых рынках за последние годы увеличивается и достигает 50% и более процентов в ряде отраслей. Замедление роста ВВП и доходов населения оказывает негативное влияние на доходность и перспективы роста в секторе компаний, прямо или косвенно ориентированных на потребительский рынок, а это существенная часть экономики. Можно ожидать, что доступ российских компаний к международным рынкам капитала будет ухудшаться как следствие снижения экономических параметров, усиления тренда на авторитаризм и репрессии и ухудшение имиджа России, которая в мире все больше воспринимается как «мафиозное государство».
Текущая авторитарная модель руководства страной завела ее в экономический тупик. Проведенное недавно Transparency International исследование показало, что вклад коррупции в стоимость пакета молока составляет до 30%. Прямое воровство и хищения бюджетных средств самими госчиновниками оцениваются более чем в 20% всех государственных расходов. Темпы экономического роста опустились до среднемирового уровня, хотя могли бы быть гораздо выше. Реальные доходы населения не растут или снижаются, в частности в Москве, по данным Росстата, за полгода на 7%.
Минус коррупция - +2% роста
В то же время в случае изменения условий игры и прихода к власти команды, которая будет последовательно работать над устранением перечисленных тормозов на теле экономического организма, Россия имеет значительный потенциал ускоренного роста. По оценкам, устранение коррупционных механизмов и избыточного регулирования даст увеличение экономического роста не менее чем на 2% в год. Либерализация экономической жизни, укрепление институтов собственности приведут к новому длительному периоду быстрого экономического развития, в ходе которого вновь будет создана экономическая стоимость в сотни миллиардов долларов в масштабе всей экономики. Крупный и средний бизнес, слой профессиональных управленцев, которые имеют многолетний опыт успешного ведения бизнеса в России, неизбежно станут экономическими бенефициарами этого нового «золотого десятилетия». Инвестировать в России для них станет выгоднее, чем конкурировать с международным финансовым и интеллектуальным капиталом за инвестиционные возможности на плохо понятных для них иностранных рынках. Стоимость и ликвидность российских активов серьезно увеличится. Будут заработаны новые и увеличены старые состояния.
Из этого следует, что образуется слой людей, которые финансово заинтересованы в экономической либерализации и укреплении институтов, которые вряд ли возможны в сложившейся клановой модели власти. В связи с этим серьезные улучшения в экономике могут стать возможны лишь [???] при политической либерализации. При всем разнообразии политических сил, которые будут бороться за политическое представительство, альтернативы либерализации экономики не будет. Произошедшие за последний год перемены - как в общественном настроении, так и в поведении власти - переводят эту абстрактную мотивацию в практическую плоскость. Все более широкое распространение среди деловой элиты приобретает мнение, что изменения в политической системе неизбежны до или во время следующего электорального цикла. Необходимость политической реформы, направленной на возвращение в политическую жизнь состязательности, которая уберет искусственные барьеры для участия в ней различных сил, становится общим местом. Без такой политической реформы, без возвращения органам власти репрезентативности немыслимы адекватные реформы судебной и правоохранительной системы, устранение излишней бюрократии и вмешательства государства в бизнес, последовательная борьба с коррупцией, которые являются условием улучшения инвестиционного климата и имиджа России, российских компаний и бизнесменов в мире, повышения темпов экономического роста. Еще одним фактором, делающим экономическую мотивацию предпринимательского класса к переменам актуальной, стало окончательное разочарование в том, что текущая власть может предложить новую содержательную повестку. Последний год продемонстрировал нам, что власть делает выбор в пользу дальнейшего огосударствления экономики (сделка покупки «Роснефтью»ТНК-ВР), сворачивания реформ (отмена накопительной пенсионной системы), а парламент страны превратился в инструмент по штамповке репрессивных законов.
От понимания к реальной поддержке
Итак, экономическая мотивация к переменам, несомненно, есть. Рациональным ли шагом для активных экономических игроков было бы претворение этой экономической мотивации в финансовую и организационную поддержку независимых гражданских проектов, политических и общественных инициатив, направленных на то, чтобы добиться смены авторитарного режима или подтолкнуть его к либерализации? Властный клан сосредоточил в своих руках весь контроль над исполнительной, законодательной и судебной властью, над общенациональными СМИ. На этом фоне оппозиция выглядит достаточно разрозненно и неэффективно, и сложно представить себе ясный и реалистичный сценарий смены текущих обитателей Кремля и Думы на ее представителей. Однако оппозиция (имея в виду не конкретных лидеров и организации, а всю экосистему оппозиционно настроенных активистов, групп и структур) пусть несовершенно, но достаточно выпукло отражает настроения в обществе в условиях, когда другие механизмы обратной связи общества и власти отсутствуют или заменены имитацией. Без принимающего разные формы давления с ее стороны властные элиты не будут иметь стимулов к изменениям. Полагаю, что реалистичным сценарием начала перемен будет политическая реформа в результате объединения в некоей комбинации разумных сил в оппозиции с частью деловой и политической элиты, включая частично и тех, кто сейчас находится во власти. Поодиночке они вряд ли добьются значимого успеха: без поддержки оппозиции это, скорее всего, будет просто клановый переворот, который не даст импульса для нового витка роста, а с другой стороны, если ждать, пока оппозиция нарастит необходимые организационные мускулы для того, чтобы бороться с режимом на равных, пройдет немало времени - и мирный, относительно безболезненный сценарий смены властного механизма может стать невозможным. Финансовая и организационная помощь со стороны людей, которые экономически заинтересованы в развороте авторитарного тренда, различным оппозиционным проектам повлияет на то, что изменения начнутся быстрее, произойдут с меньшими эксцессами, чем могли бы, и на то, что будет сформирована адекватная повестка дня для развития страны на годы вперед.
Отдача, не виданная в бизнесе
Не претендуя на точность, а скорее оценивая порядок цифр, можно предположить, что на сегодняшний момент финансовая поддержка внесистемной оппозиции не превышает $10-15 млн. Если существующие ручейки финансовой и организационной помощи превратятся в потоки, если она увеличится до $30-50 млн, что не является чрезмерными суммами в масштабе накопленных российских капиталов, оппозиция перейдет в новое качество, сможет гораздо сильнее влиять на власть по различным направлениям. Власть определенно будет пытаться препятствовать свободному финансированию этой деятельности, но российские бизнесмены при желании умеют добиваться полной конфиденциальности своих операций.
Если смотреть на такой коллективный проект по поддержке оппозиционного движения как на инвестицию сроком в пять лет, то при условных общих инвестициях размером $200-300 млн совокупный эффект для предпринимательского и управленческого слоя составит десятки миллиардов и принесет доходность, которой в бизнес-проектах не добиться. Это серьезное усиление уже существующей моральной и эстетической мотивации - помогать активным людям, которые работают на то, чтобы Россия двигалась в сторону демократических норм и институтов цивилизованного мира. Эта игра стоит свеч.
Владимир АШУРКОВ - исполнительный директор Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального


«Ведомости» от 12.12.2012, №236 (3250)
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/7078781/samye_perspektivnye_investicii
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/361321/samye_perspektivnye_investicii
Примечание: выделение болдом - моё.

коррупция, экономика, оппозиция, режим, климат, институты, финансирование, бизнес, авторитаризм

Previous post Next post
Up