Дальний Восток: Несбывшиеся ожидания прошлого. Сквозного планирования из центра нет

Nov 21, 2012 10:10




Освоение страны. Дальнему Востоку для развития нужно 5 трлн руб.
Профильное министерство представило во Внешэкономбанк перечень из 92 приоритетных проектов Дальневосточного округа. Подъем экономики Дальнего Востока профинансирует вся страна - бюджетными вливаниями и налоговыми льготами
Министерство по развитию Дальнего Востока представило во Внешэкономбанк (ВЭБ) перечень приоритетных проектов Дальневосточного округа (см. на www.vedomosti.ru). Эти 92 проекта могут быть реализованы с помощью дочерней компании ВЭБа - ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона», говорит представитель министерства. Проекты Минвостокразвития сейчас рассматриваются в госкорпорации, сообщил представитель ВЭБа. Совокупная оценка всех этих проектов близка к 5 трлн руб., сообщили «Ведомостям» чиновник министерства и сотрудник ВЭБа, но источники их финансирования «не обязательно только бюджетные», добавил чиновник. В этом году из федерального бюджета на развитие территории решено добавить 104 млрд руб., из них 15 млрд руб. пошло в капитал «Фонда развития».
Идею приоритетного и ускоренного развития Дальневосточного региона начал активно продвигать в прошлом году Сергей Шойгу, он же предложил создать специальную госкорпорацию развития Дальнего Востока и был готов ее возглавить, но карьера тогдашнего министра МЧС сложилась иначе, и теперь он возглавляет Минобороны. Однако идея получила развитие: в правительстве Дмитрия Медведева появилось новое министерство, отвечающее за развитие территории Дальневосточного округа, возглавил его полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев. Сейчас правительство готовит законопроект о предоставлении льгот по налогу на прибыль, землю и имущество для дальневосточных проектов.
В перечне проектов Минвостокразвития основная роль отводится инфраструктуре - 35 проектов. Например, предлагается реконструировать БАМ, построить мост на Сахалин, модернизировать Транссиб и соединить его с Транскорейской магистралью. Реконструкцию БАМа министерство оценило в 1,1 трлн руб., рассказывает его сотрудник: «Это самый затратный проект и один из самых длительных». Объем грузоперевозок должен быть увеличен к 2015 г. до 52 млн т, а к 2030 г. - до 100 млн т (в 2011 г. перевезено около 10 млн т). Бизнес-плана и проектно-сметной документации по проектам нет, начинать расчеты имеет смысл после политического решения о реализации проекта, говорит сотрудник министерства. Хотя он же добавил: «Мы знаем, как тот же БАМ сделать окупаемым проектом, и готовы предлагать этот механизм». Между тем проект расширения пропускной способности БАМа и Транссиба включен в Генеральную схему развития железных дорог до 2020 г. (внутренний документ РЖД). В этом документе значится объем финансирования развития БАМа и Транссиба в ценах 2011 г. - 918 млрд руб., из которых на БАМ отводится 737 млрд руб. Проекты развития БАМа и Транссиба президент РЖД Владимир Якунин представлял правительству еще в апреле, но в инвестпрограмму РЖД на 2013-2015 гг. они не включены.
Еще 30 проектов - энергетические. Минвостокразвития предлагает построить две ГРЭС - в Якутии и на Сахалине, Жупановскую ГЭС на Камчатке и Уссурийскую ТЭЦ в Приморском крае. Последняя перекочевала в перечень из других правительственных программ. Согласно федеральной целевой программе по Дальнему Востоку эта ТЭЦ должна была быть построена в этом году и на нее заложены расходы в 22,6 млрд руб. из внебюджетных источников.
Производственных проектов у Минвостокразвития 20. Один из них раньше планировалось реализовывать через инвестфонд «Комплексное развитие Южной Якутии»: это расширение производства угля, наращивание золотодобычи, освоение железорудных и апатитовых месторождений. Также предложено построить магистральный газопровод Якутский центр газодобычи - Хабаровск - Владивосток и Сахалин - Хабаровск - Владивосток, обустроив его газохимическими производствами. Большинство проектов имеет отношение к природным ресурсам и полезным ископаемым.
«Список Минвостокразвития составлен из логики: проект политически целесообразен и на него надо потратить такую-то сумму. Экономическая целесообразность не просчитана», - критикует эти предложения сотрудник госкорпорации. Кроме этого перечня ВЭБ уже получил списки от Минэнерго, Минпромторга, Минсельхоза, Минрегиона, Минтранса, РЖД, ФСК и Сибирского федерального округа.
Некоторые проекты повторяются в разных списках, рассказывает сотрудник ВЭБа, но у госкорпорации нет полномочий согласовывать предложения ведомств, поэтому списки всех проектов отправлены премьеру.
Дальневосточный фонд ВЭБа отправил в правительство свою инвестстратегию, рассказывает его сотрудник. Фонд готов начать работать над тремя темами: налаживание нормального авиасообщения, организация производства продовольствия (включая сельское хозяйство и рыбу) и развитие действующего промпроизводства.
Премьер давал поручение именно Минвостокразвития представить согласованный перечень проектов, поэтому главным следует считать список министерства, сообщил сотрудник аппарата правительства. Итоговый список должен утвердить первый вице-премьер Игорь Шувалов, но никаких совещаний по этому поводу у него пока не назначено, добавляет он.
В администрации президента с проектами Минвостокразвития знакомы, говорит сотрудник Кремля, «эти новые задачи в государственных программах» на следующей неделе будет обсуждать президиум Госсовета на заседании по развитию Дальнего Востока. Но прежде чем принимать решение о выделении средств на дальневосточные проекты, нужно отладить систему управления ими. «Если используются механизмы неэффективной системы, то это только воспроизводит систему, а не меняет ее», - считает чиновник администрации президента. Федеральный чиновник в беседе с «Ведомостями» назвал список Ишаева маниловщиной, добавив, что «это просто невозможно». Сам Ишаев уверен, что возможно - нужны только политическая воля и график реализации.
Без больших бюджетных затрат реализовать инфраструктурные проекты не удастся, говорит партнер ФБК Игорь НИКОЛАЕВ: «Дороги - это дорого». Главное - чтобы отобранные для финансирования проекты были полезны экономике всей страны, а не только отдельным промышленным предприятиям, которые просят провести дороги к своим месторождениям, сказал он.
КОСМИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
В графу «Прочие» попал проект развития космического кластера на базе космодрома «Восточный», который кроме строительства стартового комплекса ракеты-носителя и кислородно-азотного завода предполагает еще 115 км автомобильных и 125 км железных дорог. Оценка проекта - около 250 млрд руб.

«Ведомости» от 20.11.2012, №220 (3234)
+ можно скачать перечень проектов ВЭБа
http://www.vedomosti.ru/politics/news/6260351/osvoenie_strany
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/347001/osvoenie_strany



От редакции: Проектный принцип. Составить список проектов легко
Правительство поддерживает транзитно-экспортную специализацию Дальнего Востока
Перечень приоритетных проектов, представленный Министерством по развитию Дальнего Востока во Внешэкономбанк (ВЭБ), иллюстрирует самый легкий этап государственного управления. Проекты есть всегда, было бы куда представить.
Подготовить в месячный срок список проектов, реализация которых невозможна без финансовой поддержки государства, премьер Дмитрий Медведев попросил министра Виктора Ишаева 15 октября. Тогда же он предложил докапитализовать «Фонд развития Дальнего Востока» (структура ВЭБа). Уже решено, что федеральный бюджет дополнительно выделит в этом году на Дальний Восток 104 млрд руб., из них 15 млрд - в капитал «Фонда развития».
И вот список из 92 проектов готов, чиновники оценивают их общую стоимость в 5 трлн руб. (см.статью «Освоение страны» во вчерашнем номере). А еще в начале сентября Ишаев говорил о готовых 28 проектах на 9 трлн руб. (то ли снизили оценку, то ли решили пока самые дорогие не включать, то ли у министра есть несколько списков - кто знает?). Поскольку федеральная целевая программа (ФЦП) по развитию Дальнего Востока существует (и продлевается) с 2007 г., а с 2009 г. существует еще и «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.», то проекты все время генерируются заинтересованными отраслями, ведомствами и субъектами Федерации.
Допустим, в связи с подготовкой к саммиту АТЭС во Владивостоке (прошел в сентябре) далеко не все проекты ФЦП удалось в срок и в полной мере реализовать - ничего, попадут в новые программы. Скажем, проект реконструкции Байкало-Амурской магистрали есть и в Генеральной схеме развития железных дорог до 2020 г., подготовленной РЖД. Строительство Уссурийской ТЭЦ в Приморском крае предполагалось закончить в этом году - согласно ФЦП. Не вышло, но проект уже в новом приоритетном перечне. ВЭБ также получил списки проектов от других министерств и ведомств, некоторые проекты повторяются. Под «Стратегию развития», кстати, должна быть подготовлена госпрограмма - ее пока нет, но очевидно, что в ней будет много старых проектов.
Когда только обсуждался вариант создания Корпорации по развитию Дальнего Востока, идею критиковали за возврат к советской практике развития территориально-производственных комплексов. Но корпорация создана не была, появилось стандартное министерство, и в его подходе видны стандартные российские управленческие огрехи.
О территориально-производственных комплексах тут не может быть речи: сквозного планирования из центра нет. Мотив у ведомств и регионов простой: правительство обещает финансирование - значит, надо протолкнуть побольше своих проектов, а там разберемся. Минвостокразвития выступает тут просто как новое управленческое звено, которое к тому же еще не завершило процесс перетягивания на себя всех контрольных и лоббистских функций. У большинства фигурантов нынешнего списка пока нет бизнес-плана и проектно-сметной документации, нигде не говорится и о последствиях их реализации, как индивидуальных, так и в увязке с другими проектами.
За исключением, конечно, прогнозов о «повышении надежности электроснабжения» и «увеличении объема авиаперевозок».
Собственно, на примере того же саммита АТЭС хорошо видно, к чему это приводит: по данным Счетной палаты, из запланированных 67 объектов было документально введено в эксплуатацию 23, объем нарушений оценивается в 15 млрд руб. при общем бюджете 689,6млрд руб. Расследуется уголовное дело по факту хищения бюджетных средств.
Перечень приоритетных проектов, впрочем, позволяет оценить то, как правительство представляет общие направления развития Дальнего Востока. В полном соответствии со сложившейся транзитно-экспортной специализацией предлагается развивать транспортную инфраструктуру для расширения пропускной способности на границах с Китаем и Кореей, расширять портовые мощности.
Создание благоприятных условий для бизнеса тоже обсуждается, но менее восторженно; все время говорят о налоговых льготах, но пока их список и размер не утвержден. Развитие путем предоставления субъектам Федерации и муниципалитетам большей свободы даже не обсуждается.

«Ведомости» от 21.11.2012, №221 (3235)
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/6310171/proektnyj_princip
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/348151/proektnyj_princip

Цифра недели: 5 трлн руб.
Привет из СССР за 5 трлн руб
Развитие Дальнего Востока требует не денег, а ума
Дружить с Европой уже немодно. Там кризис, забастовки, экономия на всем и от России хотят разных странных вещей вроде соблюдения прав человека и расчленения «Газпрома». Другое дело - страны Азиатско-Тихоокеанского региона: динамичны, непривередливы, рынки структурированы нежестко и демонстрируют рост. Хорошая компания для России теперь там, в Азии. Благо они тоже соседи, только с другой стороны.
Наш Дальний Восток вроде бы и рядом с азиатскими драконами, но динамичные флюиды от соседей не получает. Китайские городишки и поселки рядом с российской границей давно уже стали большими современными городами, а наша территория продолжает пустеть и беднеть. Контраст по разные стороны границы уже стал достопримечательностью: китайцы почему-то могут богатеть за счет денег наших граждан, а мы - нет.
Рассказывают, что в 2006 г. прошел Совет безопасности о том, как удержать Дальний Восток (не развивать). Тогда власть осознала: что-то идет не так, Дальний Восток границу использует как-то неразумно - вместо того, чтобы выехать на соседской удаче, промышляет контрабандой и заваливает округу подержанными автомобилями. После этого Совбеза многое изменилось: начали строить дороги и выделять деньги на проведение торжественных мероприятий. Ради развития Дальнего Востока теперь трудится целое министерство.
По его оценке, на инфраструктурные, энергетические и производственные проекты региона нужно потратить 5 трлн руб. Вложишь эти деньги - и наступит счастье: в списке объектов, которые нужны Дальнему Востоку, перечислено 92 позиции.
Читая его, вроде бы соглашаешься: конечно, все это нужно региону, как и много чего еще. Одна дорога - хорошо, а три, понятно, лучше. Одна ТЭЦ - здорово, а восемь - эффективнее. Соглашаешься, но чувствуешь, что есть там подвох. Даже если не думать о сумме в 5 трлн руб. и существующих бюджетных ограничениях на их использование. Список этот как будто прислан из советского прошлого - большой, грандиозный и дорогой. И действительно, многие проекты в него «переехали» из программ, существовавших еще во времена СССР.
Несбывшиеся ожидания прошлого. От этого становится грустно - совсем не хочется, чтобы «дальневосточный маневр» вернул нас назад.
Евгения ПИСЬМЕННАЯ

«Ведомости» от 21.11.2012, №221 (3235)
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/6309941/5_trln_rub
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/347621/5_trln_rub

Примечание: выделение болдом - моё.

государство, развитие, деньги, власть, Дальний Восток, проект, стратегия

Previous post Next post
Up