Зачем московским властям авантюра с платными парковками (эксперты + Н.КЛИМЕНЮК)

Nov 03, 2012 01:45



Платные парковки: деньги возьмут, лучше не станет
Эксперты и законодатели рассказали, поможет ли эксперимент разгрузить город и избавить его от пробок
1 ноября власти Москвы начинают эксперимент по введению платных парковок в Центральном административном районе города. Проект охватит 21 улицу и переулок, в том числе участки Петровки, Страстного бульвара, Кузнецкого моста... Парковка в этих зонах будет платной круглосуточно, ее стоимость составит 50 рублей в час. Местные жители получат право не платить за парковку, но только в период с 20:00 до 8:00.
Городские власти уверены, что введение таких ограничений поможет справиться с парализовавшими столицу пробками и разгрузит центр на 30-40%. Опрошенные PublicPost эксперты в этом сомневаются.


Сергей КАНАЕВ, президент Федерации автовладельцев России:
"Это решение точно не рассчитано на разгрузку города от пробок. Мы эту тему сегодня уже дважды обсуждали - в Госдуме и Мосгордуме, и я сказал, что на организации движения это никак не скажется. Ни от департамента транспорта, ни от депутатов я так и не услышал, что можно сделать без введения этих платных парковок. На организацию дорожного движения может повлиять, и мы отлично это знаем, регуляция движения внутри МКАДа и запрет на парковки в неположенном месте. Платные парковки проблему пробок никак не решают - абсолютно все равно, будет стоять этот автомобиль за деньги или просто так. А вот если автомобиль стоит во втором, в третьем ряду, в неположенном месте, то ущерба он наносит больше, чем тот, что припаркован по правилам".


Виктор ТРАВИН, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев:
"Московская городская дума явно превысила свои полномочия и залезла в федеральную вотчину. Нет у нее права устанавливать какие-либо санкции за нарушение правил дорожного движения. Я думаю, что у МГД просто взыграли имперские амбиции, и она, конечно, вынуждена будет согласиться и с прокуратурой и с собственным правовым управлением. Но какое-то время она еще повыкобенивается. Рано или поздно эта история завершится, если не по воле городской прокуратуры, то тогда, когда кто-нибудь из пострадавших водителей, незаконно привлеченных к ответственности по этому новому московскому закону, обжалует или какие-то его пункты, или незаконные действия по наложению штрафа. Московские суды, понятно, будут защищать интересы Москвы, но если кто-нибудь дойдет до Верховного суда, тогда будет понятно, что этот закон не должен порождать никаких правовых последствий. Но для этого придется побороться, если сама Дума не одумается раньше времени и не исправит его в той части, в которой просто обязана его исправить.
Лет 15 назад в Налоговом кодексе было такое понятие "сбор за парковку". Я прекрасно понимал, что сбор - это такая разновидность налога, я должен платить его, потому что он предусмотрен федеральным законодательством. А что такое "плата за парковку", я не знаю. Я знаю, что такое плата за услугу. Я знаю, что, когда я покупаю булку в магазине, я плачу за булку: для меня ее кто-то произвел. Но за что я плачу, когда просто оставляю машину где-нибудь на обочине дороги? Правовая природа платы за парковку нигде не объяснена, никто вам не скажет, за что мы при этом платим - услуг нам не оказывают, товар не продают. Поэтому пока народу не объяснят, за что он платит, народ будет выражать протест элементарной неоплатой этих парковок. Тут уж, как говорится, голь на выдумки хитра. Все помнят, как такие парковки и автоматы для оплаты были на Тверской. Но собираемость была крайне низкая, даже при том, что к этим паркоматам был приставлен служитель. Однако этот служитель ничего не мог сделать с водителем, который не заплатил, он мог только в суд обратиться и взыскать недополученные деньги в судебном порядке. Так что однажды Москва автомобильная уже продемонстрировала, что платить она не намерена, и сделать с этим ничего нельзя".


Вячеслав ЛЫСАКОВ, председатель Координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора", депутат Госдумы от "Единой России":
"Прокуратура возражает против такого формата, поскольку правительство Москвы проводит эти мероприятия в рамках благоустройства, хотя они относятся к организации безопасности дорожного движения. Так что сперва надо выяснить, насколько формальная часть соответствует федеральному и региональному законодательству. Что же касается сути вопроса, насколько эти меры позволят разгрузить Москву, то тут практика покажет. Поможет, по моему мнению, только комплекс мер. У нас в большинстве случаев причина пробок - это мелкие аварии. Этот вопрос можно решить исключением ГАИ из цепочки ДТП, я это предлагал еще в начале года на правительственной комиссии под руководством Шувалова. Одними парковками ситуацию в Москве кардинально не изменишь. Проблемы копились в течение 20 лет, уплотнительное строительство съело все зарезервированные для стоянок и парковок площади. Дома натыканы друг на друга, поэтому решить проблему, не снося ряд зданий, невозможно. Пока Москва применяет терапевтические методы.
Я недавно говорил с вице-мэром Максимом Ликсутовым. Он просил законодательной поддержки по части передачи функций по составлению дел об административных правонарушениях, касающихся неправильной парковки, от ГАИ - органам исполнительной власти Москвы. Для этого надо поправлять федеральное законодательство, я готов в этой части поддержать Москву и Санкт-Петербург - именно эти города просят передать им функции парковочной полиции. Раз ГАИ не справляется с этой работой, то пусть будет специальная служба, которая будет составлять протоколы, выписывать штрафы и т. д. Так что, скорее всего, будет создаваться парковочная полиция, которая будет подчиняться не МВД, а администрации города".


Елена ХОЛОДКОВА, первый заместитель председателя Комитета защиты прав владельцев гаражей:
"Частично эта мера, конечно, поможет, но мера по штрафам за парковку - слишком жесткая. К нам обращаются жители Центрального района Москвы, и основное недовольство - слишком большие штрафы. То есть люди, которые живут в Центре, будут вынуждены платить большие деньги просто за то, что их машина стоит под окнами. На мой взгляд, это перебор. Сама идея правильная, потому что иначе, наверное, никак нельзя, но к местным жителям надо все-таки помягче отнестись. Совершенно же непонятно, куда они свои машины будут девать".


Александр ПИКУЛЕНКО, автомобильный обозреватель "Эха Москвы":
"Справиться с пробками это решение поможет, только если будет принято в комплексе с другими мерами. Пока московская власть пытается сделать какие-то частичные ходы, и все это - лишь эксперимент. Для того, чтобы все это заработало, платные парковки должны быть по всему Центру, перехватывающие парковки - в начале выделенных полос, только тогда система заработает. Во всех остальных случаях - нет. Так как все, что сейчас делается - это эксперимент, конечный результат будет зависеть от того, как возмутятся местные жители, которым разрешат парковаться на улице только с восьми вечера до восьми утра.
Безобразная парковка уже всем надоела, это действительно мешает. Я считаю, что первые шаги правительства правильные, но другой вопрос - как они будут развиваться".

PublicPost, 01.11.2012
http://publicpost.ru/theme/id/2467/_parkovki/

Николай КЛИМЕНЮК: Платные парковки: тупые против терпил
Зачем московским властям авантюра с платными парковками
Я живу в Москве, в Большом Каретном переулке. Я не хвастаюсь, наоборот - на мне ставят эксперимент по введению платной парковки в центре Москвы. Эксперимент, который московские власти готовили много-много месяцев, начался 1 ноября и по состоянию на утро 1 ноября уже с треском провалился.
Суть эксперимента в том, чтобы заставить всех, включая живущего в зоне эксперимента меня, круглосуточно платить по 50 рублей в час за парковку в квартале, расположенном между московским ГУВД и московским же ГИБДД. А неплательщиков штрафовать на 3000 рублей.
А провалился эксперимент потому, что в Большом Каретном забыли поставить автоматы для оплаты парковки. Не успели. Или я не знаю что. Поэтому на здоровенный кусок Большого Каретного - от дома Высоцкого, где "его 17 лет", до Садового кольца - просто повесили ночью знаки "стоянка запрещена". Чтобы уж ни себе, ни людям. Но машины там как стояли, так и стоят. И, как всегда, совершенно никому не мешают. Наверное, их владельцам пришлют квитанцию о штрафах. О том, что парковка будет платной, всех кое-как предупредили. О том, что ее вообще запретят - нет.
Расскажу немного про наш переулок. У нас нет присутственных мест. У нас есть один миниатюрный магазинчик, хостел "Годзилас", живописные постояльцы которого - интуристы с рюкзаками - очень забавно объясняются в этом магазинчике с продавщицами-киргизками при помощи местных алкашей. У нас есть несколько малоэтажных офисов, очень хороший грузинский ресторан "Сахли" и какой-то непонятный клуб, напротив которого всегда на одном и том же месте стоят черные Bentley и Aston Martin - неизменные, как постовой у соседнего с клубом посольства Венесуэлы. Еще у нас есть коммунальный центр, где местные жители и гости переулка танцуют линди-хоп и всякие другие джазовые танцы. Чего в нашем переулке не было и нет, так это пробок и проблем с парковкой. Он широкий, односторонний, по нему всегда могли проехать самые пузатые грузовики, даже если жители и гости переулка парковались по обеим его сторонам вкривь и вкось как последние идиоты.
Все соседние переулки такие же. Говорят, что наш район выбран для эксперимента с целью разгрузить центр Москвы и улучшить ситуацию с пробками. Это вранье. Наш район выбрали, потому что он расположен рядом с экспериментаторами. По всем остальным параметрам он вообще не соответствует заявленным целям. Зато он годится для проверки терпил (то есть нас, подопытных резидентов) на терпение.
Во-первых, как-то странно приступать к решению проблемы городских пробок с введения платной парковки в довольно малолюдных жилых кварталах, а не со штрафов за неправильную парковку везде, где парковаться нельзя. Подопытные это прекрасно понимают - что, конечно, не повышает их готовность участвовать в эксперименте. Но нас никто не спрашивает.
Во-вторых, если цель эксперимента - заставить горожан отказаться от ненужных поездок на машине, то сделано все ровно наоборот. Единственный для жителей района способ сэкономить на парковке - это почаще уезжать из него. "Автомобилистам выходного дня" - а в центре таких много - приказали стоять в пробках.
Льготные условия - бесплатная парковка с 20:00 до 8:00 - предусмотрены только для владельцев квартир из расчета одна квартира - одна машина. Экспериментаторы при этом ссылаются на мировой опыт, но и тут они ошиблись: "на районе" слишком много людей, для которых мировой опыт совпадает с личным. А мировой опыт таков: в зонах с платной парковкой она платная в рабочее время и бесплатная ночью и в выходные - для всех, а не только для местных. Местные (не хозяева квартир, а все, кто там живет и работает) могут парковаться когда угодно, за что платят от 50 долларов до 400 евро в год в зависимости от района, страны и валюты. В Москве совсем другая математика: 18 000 рублей в месяц для льготников, вдвое больше для всех остальных. И даже если иметь льготу, проводить на работе по 12 часов в день, никогда не болеть, не уезжать в отпуск и оставлять машину у дома исключительно в выходные - получается 5000 рублей в месяц, 2000 долларов в год.
У московского эксперимента есть еще одна особенность, которая мало похожа на мировой опыт. Правильность парковки и оплаты собираются контролировать не силами парковочной полиции, а автоматически при помощи оборудованных камерами автомобилей, которые будут колесить по району. Номера оплативших парковку заносятся в базу данных, с ними будут автоматически сличаться номера припаркованных машин. А это значит, что большой брат в ГИБДД всегда будет в курсе, кто, где именно и сколько времени проводит в зоне эксперимента. А в перспективе - в любом месте города. Обычно подобные инициативы разбиваются о законы о защите личных данных. Но Москве на такие мелочи всем плевать.
Если не слишком доверять заявлениям, что цель эксперимента - борьба с пробками, и посмотреть на него критически и непредвзято, то задачи у него могут обнаружиться совсем другие. Например, выдавить из центра семьи с низким и средним достатком и пожилых людей. Ни один разумный семейный бюджет не выдержит стоимости владения автомобилем, которую пытается установить Москва. А жить в центре без автомобиля семьям среднего класса не позволяет инфраструктура - здесь плохо со школами, со спортом, с продовольственными магазинами. На самом деле Москва, конечно, ни в чем таком не заинтересована - не потому, что это плохо, а потому, что это никому не нужно. Центр только для богатых невозможен хотя бы в силу качества жилья и той самой инфраструктуры. Другая возможная цель - проверить средний класс на сопротивляемость произволу и конфискационным мерам, выяснить, насколько он позволяет себя доить. Это больше похоже на правду, но и это, скорее всего, не так. Самая правдоподобная версия относительно особенностей эксперимента - идиотизм и непрофессионализм его организаторов, управленческая беспомощность властей Москвы, которые традиционно ищут не там, где потеряли, а там, где посветлей. Плюс, разумеется, их полное равнодушие к интересам и личности граждан. Но это настолько очевидно и без всякого эксперимента, что даже как-то и неловко упоминать.
Николай КЛИМЕНЮК - зам. главного редактора PublicPost


PublicPost, 01.11.2012
http://publicpost.ru/blog/id/19755/
Примечание: выделение цветным болдом - моё.

мэр, власть, Москва, москвичи, платные, ГИБДД, автомобили, пробки, правила дорожного движения, мнения

Previous post Next post
Up