Николай ВАРДУЛЬ: Сибирь и Дальний Восток превращаются в гигантский оффшор

Apr 29, 2012 17:30

И только министр финансов против
Минфин выступил против планов учреждения госкорпорации Сибири и Дальнего Востока. Формально по той причине, что условия существования корпорации не соответствуют налоговому законодательству: член правительства и глава министерства на Ильинке Антон Силуанов вынужден выбирать выражения. Гораздо более откровенным был его экс-патрон Алексей Кудрин, предсказавший обрушение инвестиционного климата в комфортном заповеднике силового лобби. Впервые за путинские годы ключевое министерство открыто критикует проект, уже утвержденный премьером, он же избранный президент. Во всяком случае, никто - ни Минэкономразвития, ни вице-премьер Игорь Шувалов - не выступил против неправдоподобно наглой и абсурдной идеи. В роли камикадзе, бросившего вызов клану охранителей, выступил министр финансов. Следующий шаг - за Путиным.
Законопроект о развитии Сибири и Дальнего Востока, ради чего создается новая госкорпорация с широчайшими полномочиями, заслуженно вызывает повышенный интерес. Говорится о создании новой монополии, контролирующей все находящееся за Уральским хребтом, об ожидании новой волны коррупции, об угрозе китайского экономического вторжения. Но у этой темы есть еще один важный для экономики и политики России поворот.


Зауральский рай
Сибирь и Дальний Восток превращаются в гигантский офшор. Входной билет - признание инвестиционного проекта, реализуемого на этой территории, приоритетным. Решение принимает госкорпорация, учреждаемая в виде автономной некоммерческой организации.
Дальше - освобождение участников проекта от НДС, от налога на прибыль, на имущество и на землю, снятие головной боли по поводу инфраструктуры, создание которой, включая решение вопросов с «Газпромом» и энергетиками, - прерогатива госкорпорации.
Зауральский рай. Демиург которого - госкорпорация.
Она может распоряжаться государственной землей, недрами, лесом, без всякого конкурса предоставляя все это реализаторам того или иного проекта. Если же у понравившейся инвестору земли случится хозяин, не беда - все предусмотрено. Ничего выкупать, а тем более ходить по судам не придется. Все проблемы решает введение публичного сервитута (обременения участка). Собственник не может этому противиться. Вот и все.
Чтобы собственнику оставить видимость собственности, за ним сохраняется право требовать, чтобы госкорпорация, нет, не убралась восвояси, а всего лишь выкупила у него участок. При условии, что в течение полугода он не может вести на нем хозяйственную деятельность. Но это право призрачно - как якобы собственник будет это доказывать, не оговаривается, как не оговаривается и реакция госкорпорации на эти требования. Зато из текста законопроекта следует, что госкорпорация вправе передать свои права на использование чужой земли кому угодно - без согласия собственника.
В результате ГОСКОРПОРАЦИЯ ПОДМИНАЕТ ПОД СЕБЯ И СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ. Можно сказать и по-другому: ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО СИБИРЬ - НЕ РОССИЯ, В ТОМ СМЫСЛЕ ЧТО РОССИЙСКОЕ ПРАВО ТАМ В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ НЕ ДЕЙСТВУЕТ. ВМЕСТО ПРАВА - ГОСКОРПОРАЦИЯ.
МЕЧТА ЧИНОВНИКА. ЧЕГО В ЭТОЙ МЕЧТЕ БОЛЬШЕ - ЗАБОТЫ О ПОДЪЕМЕ СИБИРИ ИЛИ О СОБСТВЕННОМ БЛАГОПОЛУЧИИ И ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРСТВЕ, время покажет.
Распад России
ТОТ ФАКТ, ЧТО СИБИРЬ - НЕ РОССИЯ, ПОЛУЧАЕТ НЕ ТОЛЬКО ЮРИДИЧЕСКОЕ, НО И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ. ВАЖНО, ЧТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСКОРПОРАЦИИ ВЫВЕДЕНА ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА. ОНА ПОДЧИНЯЕТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПРЕЗИДЕНТУ. ПО СУЩЕСТВУ, ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОГРАНИЧЕНА УРАЛЬСКИМИ ГОРАМИ. ДАЛЬШЕ - ДРУГИЕ ЗАКОНЫ, ДРУГАЯ ЭКОНОМИКА И ДРУГАЯ ВЛАСТЬ.
Тандем действует только в Европейской части страны, дальше президент обойдется без правительства. Госкорпорация заменит и его.
ПРИ ЭТОМ ОСНОВНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЗАПАСЫ НАХОДЯТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ТЕРРИТОРИИ. Что из этого следует?
Возможно, разделение труда между президентом Путиным и премьером Медведевым продолжится. Первый, не забывая, конечно, контролировать второго, станет еще и современным Ермаком. Если сибирские природные ресурсы останутся за президентом, то правительству волей-неволей придется сосредоточиться на том, о чем ни премьер Путин, выступая с правительственным отчетом в Думе, ни президент Медведев, ведя свой последний Госсовет, ни слова не сказали. На строительстве новой модели экономики, хотя бы в европейской части России. На той самой модернизации.
И не столько по зову души, сколько по сугубо чиновничьей логике. На которую гораздо больше надежд. Иначе, по большому счету, правительство оказывается никому не нужным. Если все вопросы, связанные с нефтью, газом, золотом, алмазами, будет решать путинская госкорпорация, то что же остается правительству? Если оно «не решает вопросы», то зачем к нему обращаться, а если не будут обращаться, то как доказать свою значимость, со всеми входящими и исходящими бумагами разного достоинства?
Правительство просто вынуждено будет искать замену нефти с газом. В целях самосохранения. Особенно если в дополнение ко всем тяготам его еще и выселят из Москвы.
При этом действовать оно может, используя опыт путинской госкорпорации, как путинская госкорпорация использовала его опыт. Я говорю о Сколкове. Точнее, не о самом Сколкове, где, как говорят, соседствуют дома Игоря Шувалова и Романа Абрамовича, а о развитии принципа экстерриториальности, по которому сначала строилось Сколково, призванное стать инновационным инкубатором, а теперь будут развиваться Сибирь и Дальний Восток.
Другими словами, РАСПАД РОССИИ ПРОДОЛЖИТСЯ.
На троих
У России появятся три экономики. ТРАДИЦИОННАЯ промышленность, сельское хозяйство и услуги, СИБИРСКАЯ экономика, вскармливаемая офшором, и НОВАЯ экономика, которой будет тем больше, чем больше будет Сколково. При этом налоговое неравенство приведет к тому, что ОСНОВНОЙ ПРЕСС ПРИДЕТСЯ НА ТРАДИЦИОННУЮ ЭКОНОМИКУ. А это налоговый маневр, который стоит того, чтобы он был долгоиграющим.
Важно, чтобы не Сколково равняли, условно говоря, с Мытищами, а Мытищи получили бы шанс стать Сколковом.
Важно, чтобы не экономика существовала ради бюджета, а бюджет - ради экономики.
Этот принцип никак не усваивается ни налоговиками, ни Минфином. Позитив выбранного варианта нового освоения Сибири как раз в том, что экономика поставлена впереди бюджета. Это верный способ в конце концов и наполнить бюджет за счет роста экономики.
Госинкор-2?
Есть, конечно, и негатив. КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ настолько очевидны, что эту тему нет смысла разворачивать.
Есть мнение Алексея Кудрина, который уверен в том, что монополия, тем более государственная, до добра не доведет. Он прогнозирует, что появление новой госкорпорации приведет к тому, что инвестиций в Сибири и Дальнем Востоке станет не больше, а меньше. Те инвесторы и проекты, которые не пройдут входной фейс-контроль со стороны госкорпорации, будут вынуждены вообще отказаться от вложений, потому что, не получив поддержки гокорпорации, они оказываются в заведомо гораздо худших условиях, ни о какой честной конкуренции в этом случае не будет и речи.
Есть и печальный опыт. Прообразом создаваемой госкорпорации был Госинкор. Государственная инвестиционная корпорация была создана указом Бориса Ельцина в феврале 1993 года. По словам тогдашнего министра экономики Андрея Нечаева, она задумывалась «как банк развития», который, используя выделенные ресурсы (а в уставный капитал Госинкора были внесены драгоценные камни и металлы, недвижимость и денежные средства на сумму $1,25 млрд), привлекал бы частные, прежде всего иностранные, инвестиции. Но затея полностью провалилась. Ревизоры из контрольного управления президента в 1999 году пришли к выводу, что 98% инвестиционного потенциала было израсходовано Госинкором «на создание собственной инфраструктуры». В 2003 году Госинкор был бесславно ликвидирован.
Теперь вместо превращения уставного капитала госкорпорации в рог изобилия используются офшорный режим и административный ресурс. Они, конечно, более работоспособны. К тому же Путин по существу поставил на карту собственную репутацию, замкнув деятельность новой госкорпорации на себя. Но госкорпорация остается госкорпорацией, а госмонополия - госмонополией. И каких птенцов высиживает эта курица, мы видели неоднократно.
Николай ВАРДУЛЬ, к. э. н., экономический обозреватель «Новой»


"Новая газета" № 47 от 27 апреля 2012
http://www.novayagazeta.ru/economy/52342.html
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
БЕСПРЕДЕЛ!! Вся власть в Сибири. Восточные регионы страны могут получить беспрецедентные права
http://loxovo.livejournal.com/3427508.html
Создание мегакорпорации по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока - КОММЕНТАРИИ
http://loxovo.livejournal.com/3430740.html
Владимир МИЛОВ: В Сибири и на Дальнем Востоке Путин затеял опасную игру
http://loxovo.livejournal.com/3450101.html
Борис ГРОЗОВСКИЙ - Дорога к рабству: проект освоения Сибири и Дальнего Востока
http://loxovo.livejournal.com/3460576.html
Наталья ЗУБАРЕВИЧ о проекте создания госкорпорации СДВ: Кому и зачем нужен новый Дальстрой?
(начало) http://loxovo.livejournal.com/3460786.html
(окончание) http://loxovo.livejournal.com/3460910.html

колония, регионы, Дальний Восток, территория, сырьевая, ресурсы, Вардуль, Медведев, мегапроекты, корпорация, инвестиции, беспредел, налоги, государство, офшоры, Путин

Previous post Next post
Up