Евгений ГОНТМАХЕР: Интеллигенция

Jan 05, 2012 00:45

Как известно, на грядущее землетрясение указывают вроде бы мелкие, но безошибочные природные признаки, о которых, как правило, вспоминают только потом. В общественной жизни - ровно то же самое. Перед встряской в странах, где установлен недемократический, но и нерепрессивный режим, начинается брожение творческой интеллигенции. Речь не идет о диссидентах, типа Гавела или Солженицына, которые, несмотря ни на что, бросают открытый вызов власти. Подавляющая часть выдающихся музыкантов, писателей, поэтов, кинематографистов в той же социалистической Чехословакии или Советском Союзе благоденствовала, осыпанная бюджетным финансированием, сверхвысокими гонорарами, дармовыми домами творчества. В обмен, естественно, эти люди встраивались в тогдашние порядки, позволяя себе ворчать разве что на кухне.
Но когда в общественной атмосфере что-то очень незаметно меняется - и об этом еще не догадываются социологи и политики - истинно творческие люди улавливают эти флюиды хотя бы потому что их мировосприятие построено не на рациональных схемах, а на чувствах и настроениях. И тогда власть вдруг обнаруживает, что "инженеры человеческих душ" перестают бояться, плюют на материальные выгоды и начинают говорить и писать правду. Ну а потом, буквально через считанные месяцы, режим разваливается.
Это мы наблюдали в позднем Советском Союзе, в Чехословакии, Польше. И, кстати, творческая интеллигенция сыграла во всех этих случаях немалую (а, возможно, и решающую) роль в том, что переход от тоталитаризма к демократии прошел практически бескровно.
Если посмотреть на феномен нынешней России, то мы наблюдаем появление именно такого предвестника грядущей политической встряски. Казалось бы, в сытые "нулевые" об этом и подумать было невозможно. Да и само словосочетание "творческая интеллигенция" стало в лучшем случае старомодным. С уходом Андрея Сахарова, Дмитрия Лихачева, Александра Солженицына, Виктора Астафьева, Мстислава Ростроповича общепризнанных моральных авторитетов национального масштаба у нас, как казалось, не осталось. Литература, музыка и другие искусства коммерциализировались, стали, за редким малотиражным исключением, работать на потребу публики.
Но сейчас, в эти декабрьские дни, мы вдруг увидели, что очень многие известные люди от искусства, до этого демонстративно сторонившиеся политики, в нее в той или иной форме включились. Я затрудняюсь перечислять знаменитые фамилии - их очень много. Причем они не призывают поддержать ту или иную партию, сами ничего не пытаются организовать. Они дают нелицеприятную моральную оценку сложившейся ситуации в стране. И это становится мощным катализатором разогрева общественных настроений. Образованные люди начинают понимать, что у них есть моральный перевес над властью. И именно отсюда вытекает то, что политологи называют делегитимизацией и десакрализацией власти.
Этот процесс невозможно остановить силовым способом, например, блокированием страницы в ЖЖ или обнародованием откровенной лжи на каком-нибудь федеральном телеканале. Для власти, если она не хочет выплеска эмоций в открытый бунт, выход один: согласиться с моральной правотой творческой интеллигенции и признать, например, аморальность результатов выборов 4 декабря. Не ограничиться только обещаниями изменений в политической системе, но и признать ошибочность того, что с этой системой производилось все последние годы. Не защищать построенный за "тучные" годы колоссальный бюрократический аппарат, а признать аморальным его перерождение в корпорацию по присвоению собираемых налогов. И т.д.
Понимаю, что такого рода признания от нынешней власти услышать крайне маловероятно. Но неужели у этих людей не хватит хотя бы инстинкта самосохранения для того, чтобы снизойти с небес на грешную землю и пригласить для публичного обсуждения судьбы России "внезапно" проснувшийся цвет нации? Конечно, есть большой соблазн такой диалог превратить в очередную имитацию, считая референтной группой Сергея Доренко, Максима Шевченко, Сергея Кургиняна и подобных им личностей, и общаясь с ними в полуконспиративном режиме неких "консультаций". Но сам ИНСТИТУТ ИМИТАЦИЙ, БУКВАЛЬНО ЗАПОЛОНИВШИЙ НАШУ ЖИЗНЬ, ЯВЛЯЕТСЯ ГЛУБОКО АМОРАЛЬНЫМ И ОСКОРБИТЕЛЬНЫМ ПО ОТНОШЕНИЮ К НАШЕМУ ОБЩЕСТВУ. ДАЛЬНЕЙШЕЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ - ПРЯМОЙ ПУТЬ К ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВСТРЯСКЕ.
Евгений ГОНТМАХЕР - член правления Института современного развития, замдиректора Института мировой экономики и международных отношений РАН, д. э. н.

"Эхо Москвы", 24.12. 2011
http://www.echo.msk.ru/blog/gontmaher/842276-echo/
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

общество, власть, имитация, выборы, режим, интеллигенция, мораль, Гонтмахер

Previous post Next post
Up